Волшебник с теплым взглядом

Эстер ГИНЗБУРГ | Номер: Ноябрь 2020

К 100-летию со дня рождения Яна Френкеля

Волшебник с теплым взглядом

О Яне Френкеле, выдающемся композиторе и удивительном человеке, можно с уверенностью сказать – его поцеловал Б-г. Он был по-настоящему народным кумиром. Его песни, на которых выросли целые поколения наших соотечественников, пела вся страна. «Мои песни – это я», – любил говорить Ян Абрамович, «волшебник с теплым взглядом», как называли его друзья.

Ян Френкель обладал удивительной еврейской душой. Рядом с ним всегда было тепло и уютно. Хотя это и не приветствовалось, своего еврейства Френкель никогда не скрывал. Близких друзей называл ласково «кецеле» (котик), любил «делать хесед» – помогать людям. И они щедро отдавали ему свою любовь, хотя путь к всенародной славе и композиторской популярности у Яна Френкеля был отнюдь не так прост.

Ян родился в 1920 году на юге Украины в семье Абрама Френкеля, клезмера и парикмахера. Все дни мальчик проводил в мастерской отца, с четырех лет обучаясь у него игре на скрипке. Отец был строг, и за каждую фальшивую ноту сыну полагалась трепка. С тех пор Ян дал себе зарок – не превращать искусство в пытку. Он садился за рояль, только если было вдохновение, и наверное поэтому его музыка всегда отличалась легкостью и мелодизмом.

В 1938 году семья переехала в Киев, и Яна приняли сразу на третий курс Киевской консерватории, в класс известного педагога-скрипача Якова Магазинера. Но завершить учебу помешала война.

Ян рвался на фронт, но из-за проблем с легкими его туда не взяли. Решив за один день «повзрослеть», он подделал себе документы и, став на пять лет старше, отправился в Оренбург – поступать в зенитное училище. Там на возраст абитуриента внимания не обратили, ведь Ян уже в 15 лет был почти двухметрового роста и крепкого телосложения. На фронт он все-таки попал, уже будучи курсантом училища. Там стал командиром орудия, но получил тяжелое ранение и был признан непригодным для прохождения воинской службы.

Возвращаться в тыл Ян не захотел и был направлен на Карельский фронт служить во фронтовом театре. Там ему пришлось не только играть на скрипке, рояле и аккордеоне, но и писать музыку к спектаклям и концертам. С музыкальным коллективом театра Френкель прошел по фронтовым дорогам от Москвы до Праги. День Победы он встретил под Берлином, где фронтовые артисты давали концерт в ставке маршала Жукова. В эти непростые годы к Яну пришло и личное счастье – в коллективе театра молодой музыкант познакомился со своей будущей женой Натальей Меликовой. Наталья Михайловна, которая была старше Яна на 14 лет, стала его спутницей на всю жизнь.

После войны Френкель с женой и маленькой дочкой Ниной переехал в Москву, где сперва поселился в коммуналке на восемь семей, в крошечной комнатушке, половину которой занимал рояль. «Замечательному соседу» разрешалось музицировать только два часа в день. Деньги он зарабатывал, играя в ресторанах и редактируя чужие произведения в музыкальном издательстве.

На эстраде к тому времени Ян Френкель умел делать все – фронтовой театр и игра в ресторанах дали ему великолепный опыт. Он был и виртуозным постановщиком, и дирижером, замечательно пел и играл на разных инструментах. Но в стране в почете были другие имена, и Яну Френкелю поручали лишь выполнять аранжировки их сочинений.

И вот наконец в 1960-е годы одна за другой стали появляться его замечательные, щемящие, трогающие душу песни, принесшие Френкелю славу народного композитора. Оскар Фельцман как-то сказал, что даже если бы Ян Френкель написал в своей жизни только три песни – «Журавли», «Русское поле» и «Калина красная», он стал бы выдающимся композитором своего времени. Однако его музыкальному перу принадлежит более 300 песен, инструментальные сочинения, музыка к более чем 70 кинофильмам, мультфильмам, теле- и радиопередачам.

Ян Френкель много ездил по стране с концертами, на которых сам исполнял свои песни в переполненных до отказа залах, создавая неповторимую, удивительно душевную атмосферу. Журналист Александр Кикнадзе так писал об этом: «Если ты провел 18 часов в самолете, миновав три материка, оказавшись на противоположном конце земли – тебе не до песен. Но если к роялю подсел Ян Френкель и запел… Он только начинал, потом подпевали все… Сидел на эстраде за роялем высокий добрый волшебник с усами, в которых можно было спрятать улыбку, сидел волшебник с теплым взглядом и прогонял куда-то далеко дурное настроение…».

Этого милейшего и добрейшего человека, всегда стеснявшегося своего двухметрового роста, могучего телосложения и нежного голоса, всегда узнавали в толпе людей. Женщины не сводили с него восхищенных глаз. «С ним рядом невозможно было ходить, – вспоминал друг и соавтор, поэт Константин Ваншенкин. – Половина улицы здоровалась с ним, чаще всего просто от неожиданности, увидев знакомое лицо. Он беспрерывно отвечал, вежливо и приветливо. Когда он заходил в какой-либо магазин, а это случалось не столь часто, обязательно находились желающие пропустить его вне очереди. На Центральном рынке с него не раз отказывались брать деньги. Что это было? Любовь? Слава?»

Популярность песен Френкеля была столь масштабной, что вызывала в кругах заслуженных композиторов ревность и даже зависть. Бесследно такой взлет пройти не мог. И вскоре Ян Абрамович попал под шквал критики и травли в Союзе композиторов. Когда совместно с поэтом Михаилом Таничем они написали песню «Текстильный городок», Френкеля назвали беспринципным – видимо, из-за «незамужних ткачих». Будущий шлягер спас Дмитрий Шостакович, сказав о песне всего два слова: «Очень мелодично».

Всем были известны принципиальность и честность Яна Френкеля, что порой доставляло ему неприятности. Александр Кикнадзе рассказывал, что однажды Френкелю позвонили и сообщили о присвоении очередного звания, подчеркнув, что перед этим ему «хорошо было бы подписать» одно антисионистское письмо. Тогда Ян Абрамович просто взял и уехал на неделю в Подмосковье, никого не поставив в известность о своем местонахождении. Письмо он не подписал, а народным артистом СССР стал после этого только через несколько лет – в 1989 году. Как вспоминал один из руководителей Союза композиторов Владислав Казенин, это звание всенародно любимому композитору «наверху» не хотели давать под весьма абсурдным предлогом: «Какой же он народный артист, если он композитор?».

Самые лучшие свои песни Ян Френкель отдавал в кино. Замечательную мелодию к песне «Русское поле» из фильма «Новые приключения неуловимых», где он и сам снялся в эпизоде, композитор написал, еще не имея слов. Песня была на грани провала. Ну как же – ведь в фильме ее исполняет русский офицер! Как можно слушать белогвардейца?! Но песню эту запел и полюбил народ, а народную любовь нельзя было, как радиоприемник, выключить…

В 1969 году Ян Френкель написал свою самую знаменитую песню – «Журавли» на стихи поэта Расула Гамзатова в замечательном переводе Наума Гребнева, которая живет уже более полувека и переведена на многие языки, в том числе на иврит и идиш. Впервые ее исполнил уже смертельно больной Марк Бернес в присутствии маршала Конева и других военачальников. После исполнения песни Конев подошел к Френкелю и Бернесу и со слезами на глазах произнес: «Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать». «Журавли» стали настолько популярными в многонациональной стране, что ортодоксальные коммунисты-атеисты засыпали Политбюро ЦК КПСС письмами с требованием… запретить исполнение песни, объясняя это тем, что и в церквях, и в мечетях верующие люди поют ее как молитву. В Политбюро не знали, как поступить, и передали дело на рассмотрение Брежневу. Тот наложил резолюцию: «Можно исполнять, но не часто».

Вскоре по отношению к Яну Абрамовичу власть сменила гнев на милость – когда был объявлен конкурс на новую аранжировку гимна СССР, именно Френкель стал его победителем. Хотя именитые коллеги композитора возмущались – мол, как можно признать победителем беспартийного, это же государственный гимн! Но после вмешательства того же Дмитрия Шостаковича именно предложенный Френкелем вариант аранжировки был принят для официального исполнения.

В конце 1980-х годов Ян Френкель писал музыку все реже. Врачи обнаружили у него, заядлого курильщика, рак легких, болезнь прогрессировала, он часто лежал в больнице. В августе 1989 года Ян Абрамович понял, что дни его сочтены… Уехал с семьей на дачу на Рижское взморье, там 25 августа и скончался. Душа композитора взметнула в небо следом за журавлями. Без Яна Френкеля, «волшебника с теплым взглядом», мир опустел…