Судьба Исаака Малика
Мы продолжаем знакомить вас с художниками, чьи работы вы можете видеть на страницах Еврейского календаря-5780, изданного ЕКУ. В текущем месяце страница Ияр-Сиван проиллюстрирована картиной Исаака МАЛИКА «Деревья в цветении», и мы предлагаем вашему вниманию рассказ об этом художнике, написанный его внуком
Мой дед художник Исаак Ефимович (Хаимович) Малик родился в Одессе, по семейному преданию в семье грузового извозчика в июне 1884 года (по другим данным – 8 августа).
С 1907-го по 1913 год Малик жил в Париже и учился живописи в парижской Национальной школе изящных искусств. Из Парижа он регулярно посылал свои картины на выставки в Одессу – постоянно участвовал в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ) в 1908-1914 годах. Также был участником знаменитого Первого Салона Издебского 1909/10, весенних выставок в Одессе 1913-1914 годов.
Исаак Малик был одним из активных членов Общества независимых художников в Одессе и участвовал во всех его выставках. Общество было поделено на группировки, Малик примыкал к группе Амшея Нюренберга, в рамках которой много работал с детьми. В художественной студии «Свободная мастерская», организованной Нюренбергом в 1918 году, Малик руководил так называемой «детской академией».
В 1919 году Исаак Малик участвовал в первомайском оформлении Одессы. В 1920 году был организатором выставки одесских художников памяти Тараса Шевченко. В 1919-1921 годах Малик активно работал как плакатист, сотрудничал с «Окнами РОСТА». Также в тот период он работал в музейно-экскурсионной секции Одесского губнаробраза и продолжал преподавать в художественной госстудии. С середины 1920-х имя художника практически не встречается. Последний раз его пребывание в Одессе отмечено в каталоге 3-й Всеукраинской выставки 1930/31 – «Малик И.Е., Одесса».
В 1933 году Исаак Малик уехал в Москву. В Москве он писал портреты партийных вождей по заказу разных предприятий, работал копиистом в Музее Революции, даже делал плакаты для зоопарка. В 1935 году устроился на работу в Малаховскую школу-колонию для еврейских детей-сирот, в которой ранее работал Марк Шагал. Тогда же к нему переехала из Одессы семья – жена Софья Соломоновна, сыновья Моисей и Соломон, дочь Елизавета. В поселке Малаховка Московской области они все и поселились. После закрытия школы-колонии в 1938 году Исаак Ефимович работал художником-копиистом в Музее Революции. Годы войны художник вместе с семьей провел в Куйбышеве (Самара) в эвакуации. Потом до выхода на пенсию в 1956 году работал учителем рисования в средней школе №2 в Малаховке, иногда для заработка писал портреты на заказ. Там же Исаак Ефимович и скончался.
Человек Исаак Малик дожил до 91 года и умер 8 октября 1975-го, а художника Исаака Малика фактически не стало в 1933-м, если не раньше. В его доме никогда не было ни одного рисунка, ни одной картины.
В 1963 году двенадцатилетний внук Миша (сын дочери Елизаветы) пришел к Исааку Ефимовичу и сказал, что он поступил в художественную школу и будет художником. Дед на это сказал одну только фразу: «В этой стране нельзя быть художником».
Исаак Ефимович никогда ничего не рассказывал ни о годах учебы в Париже, ни о периоде своего успеха в Одессе. Поэтому мы, члены семьи, не пытались искать его работы, думали, что их не существует, что никто не знает и не помнит художника Исаака Малика. Но это оказалось не так.
Одесские искусствоведы Сергей Лущик, Ольга Барковская и ее коллеги по отделу искусств Одесской национальной научной библиотеки, тогдашний директор Одесского художественного музея Виталий Абрамов, журналисты и коллекционеры Евгений и Валентина Голубовские по крохам собирали всю информацию, которая хоть как-то могла прояснить судьбу одесских художников-«парижан» и их работ, благодаря чему удалось сохранить и возродить имена многих мастеров. И наконец в 2000 году израильский искусствовед, куратор Музея русского искусства им.Цетлиных в Рамат-Гане Леся Войскун натолкнулась в одной из книг на информацию о том, что в 1919 году из Одессы была вывезена коллекция картин одесских художников. Она нашла эту коллекцию в семьях потомков Якова Перемена, одесского купца и мецената, который дружил с художниками, помогал им, регулярно покупая их работы, а впоследствии вывез коллекцию в Палестину. Эти картины несколько раз выставлялись в Палестине, а затем уже и в Израиле.
В 2006 году в Рамат-Гане состоялась самая полная выставка на основе коллекции Якова Перемена, которую организовала Леся Войскун. Она называлась «Одесские парижане», к ней был выпущен большой каталог. Среди представленных на выставке картин были и работы Исаака Малика.
А внук Исаака Ефимовича, мой брат Михаил Бабенков все-таки стал художником, очень хорошим и успешным. Отчасти он повторил судьбу деда – всю жизнь преподает живопись в художественной школе и институте. Я и мой сын Владимир тоже имеем отношение к искусству и занимаемся изготовлением художественных изделий из металла.