В Жовкве нашли следы евреев
Средневековый еврейский квартал обнаружили археологи при раскопках в Жовкве Львовской области. Квартал находился в тогдашнем центре города, который был защищен оборонительной стеной — она тоже раскопана, как и колодец 400-летней давности, деревянный водопровод и жилой дом XVIII века.
Найденные артефакты однозначно свидетельствуют о том, что здесь проживали именно евреи — на утвари есть клейма с магендавидом, обнаружена также ханукия конца XIX — начала XX века, к тому же сами раскопки ведутся поблизости городской синагоги — одной из самых больших оборонных синагог Европы.
Первое упоминание о жовквовских евреях датируется 1593 годом, с 1601 года в городе существовала Жидівська улица, которая вела к Жидівським воротам — одним из четырех в городе. Первая деревянная синагога была построена еще в 1625 году и вскоре сгорела.
В 1687 году король Ян Собеский разрешил евреям Жовквы строительство укрепленной каменной синагоги — работами руководил личный архитектор короля Речи Посполитой Петр Бебер. В благодарность за монаршую милость на фронтоне великолепного здания евреи поместили королевский герб. От зависти — а синагоге не было равных в Польше — католическое духовенство города даже запретило евреям белить ее стены, дабы не затмевала своей красотой соседние костелы. Но синагога стала не только одним из выдающихся ренессансных сооружений Галиции — благодаря стенам толщиной в два метра с бойницами и крыше, на которой можно было устанавливать артиллерию, она служила мощным городским укреплением.
Вообще, конец XVII века — время расцвета общины. В 1690-м Ури Фебус Галеви из Амстердама открывает в Жовкве еврейскую типографию, что дало толчок расцвету еврейского книгопечатания. В этот период действовали еврейские цеха портных, ткачей, евреи занимались подрядами, арендными операциями, вели масштабную торговлю.
В середине XIX века в городе начинает развиваться меховая промышленность, в которой были заняты сотни еврейских рабочих. В 1890 году из семи тысяч жителей Жовквы евреи составляли более половины, общинная жизнь бьет ключом — возникают отделения политических партий, от Бунда до сионистов, в 1920-е годы открывается школа «Тарбут» и детский дом с ремесленной школой для девушек, получает известность еврейская футбольная команда «Гасмонея».
К началу Второй мировой в Жовкве насчитывается почти 4500 евреев — 40% жителей города. Первая немецкая оккупация длилась меньше недели — с 18 по 24 сентября 1939 года, после чего, в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа, город перешел в советскую зону. Это привело, с одной стороны, к потоку еврейских беженцев из Польши, с другой — весной-летом 1940 года Советы высылают еврейских «буржуев» и беженцев вглубь страны, евреи Жовквы даже создают комитет помощи высланным.
Все это меркнет по сравнению с тем, что ожидало еврейское население города с началом советско-германской войны. Немцы заняли город 28 июня, на следующий день были сожжены синагоги, правда, «Собески шул» устояла — хотя взрыв уничтожил южную женскую галерею, некоторые перекрытия и часть интерьера. Около 3200 из более 5000 евреев Жовквы до ноября 1942 года были отправлены в лагерь смерти Белжец, а остальные уничтожены весной 1943-го. Последние 50-70 жителей гетто были расстреляны 10 июня 1943 года.
К моменту вступления Красной армии 23 июля 1944 года в городе оставалось около 70 евреев, которые сумели укрыться в бункерах или были спасены местным населением.
После войны синагогу косметически обновили и… превратили в склад, даже несмотря на то, что в 1963-м здание было внесено в национальный Реестр памятников архитектуры. В 2000-м началась было реставрация, которая сошла на нет из-за нехватки средств — строение по-прежнему находится в аварийном состоянии, хотя и покрыто сегодня медной жестью. Ситуация типична для архитектурных памятников — еврейские объекты в этом смысле не исключение. Разумеется, не приходится говорить об открытии в этом здании Еврейского центра Галичины, как это планировалось несколько лет назад.
В целом же, отношение к памяти лучше любых слов свидетельствует о ценностях общества. На старом еврейском кладбище Жовквы сейчас городской рынок — и это не антисемитизм, ведь участь христианских некрополей не менее печальна. Это просто полное пренебрежение теми самыми европейскими ценностями — не более и не менее.
Есть ли шанс изменить ситуацию? Только при трансформации общественного сознания, когда мы ощутим свое прошлое неотъемлемой частью своей идентичности.
А пока… Пока найденные в ходе раскопок еврейские артефакты обещают выставить в Жовквовском замке для всеобщего обозрения. Как говорится, и на том спасибо.
Автор: Борис Вайнер