Похищенные нацистами картины «ищут» владельцев

| Номер: Февраль 2018

Глава отдела живописи Лувра Себастьян Аллар

Глава отдела живописи Лувра Себастьян Аллар

В Лувре открылась выставка картин, похищенных нацистами во время Второй мировой войны. «Мы выставили эти произведения, чтобы найти настоящих владельцев полотен», — говорится в сообщении администрации музея. Всего во французских музеях остаются невостребованными около 2 тысяч работ, помеченных значком MNR (Musees Nationaux Recuperation — «Возвращение из национальных музеев»). 296 из них хранится в Лувре — это картины, ни разу не востребованные после войны.
В период оккупации Франции около 100 тысяч (!) картин было вывезено в Германию. Более 45 тысяч работ вернулись в руки первоначальных владельцев сразу после войны. Потом процесс затормозился, и с 1951 года было возвращено всего около 50 работ.
Как заявил в интервью Associated Press глава отдела живописи Лувра Себастьян Аллар, «эти картины не принадлежат нам. Раньше музеи часто выглядели как хищники, но наша цель — вернуть эти произведения искусства владельцам. Большая часть полотен была захвачена у еврейских семей во время Второй мировой войны, и сегодня наследники могут увидеть эти работы, заявить на них права и официально просить об их возвращении. Для этого им нужно найти старые семейные фотографии, квитанции или другие свидетельства. Это может занять годы». Такая инициатива Лувра является последней попыткой французских властей найти наследников. На выставке представлена 31 картина. Среди них такие известные работы, как «Источник реки Лисон» Теодора Руссо и «Маршал Феррант» Эжена Делакруа.

Французское правительство создало рабочую группу для отслеживания судьбы владельцев картин и поиска их наследников. Полный перечень похищенных произведений искусства, хранящийся в Лувре, занесен в список Розы Валлан, о которой стоит сказать особо. Роза Валлан, французский искусствовед и член Движения Сопротивления, работала хранителем музея Же-де-Пом, который в период германской оккупации выполнял функцию транзитного пункта для перемещаемых художественных ценностей. Когда начались экспроприации, Роза, рискуя жизнью, начала тайно регистрировать произведения искусства, отправляемые в Германию. В течение четырех лет она тщательно записывала, откуда они пришли, к какому нацистскому бонзе направляются, когда именно и каким транспортом. Валлан заполняла сотни карточек, получая сведения из различных документов (она свободно владела немецким языком) или из разговоров немецких офицеров и чиновников. Всю полученную информацию она, несмотря на грозящую опасность, передавала в Сопротивление с тем, чтобы ни в коем случае не допустить уничтожения тех транспортных средств, в которых находились произведения искусства. За четыре года Роза Валлан собрала и передала сведения о более чем 20 тысячах художественных ценностей. С осени 1944 она информировала также и союзников с целью недопущения бомбардировок тех объектов, где, по ее сведениям, хранятся украденные ценности. После войны Роза Валлан работала в Комиссии по реституции художественных ценностей, выступала свидетелем на Нюрнбергском процессе, принимала участие в возвращении произведений искусства. Храбрая женщина была награждена Орденом Почетного легиона и Медалью Сопротивления.
К сожалению, усилий одного человека недостаточно для восстановления справедливости в отношении владельцев всех похищенных нацистами ценностей. Но, по меньшей мере, кураторам и директорату Лувра есть, на кого равняться.