ПЕВЕЦ МОРСКОЙ СТИХИИ
Картиной «Водяные лилии» украинского мастера живописи Леонида Мучника оформлены страницы месяцев Ав-Элул в нашем Календаре-5780, изданном Еврейской конфедерацией Украины
Известный украинский художник советской эпохи, профессор, педагог Леонид Евсеевич Мучник родился 17 декабря 1896 года в Одессе.
В 1911-1914 годах он учился в Одесском художественном училище у педагогов К.К.Костанди и Г.А.Ладыженского. В 1926 году окончил Одесский художественный институт, в котором затем долгие годы работал преподавателем.
Среди его воспитанников – А.П.Ацманчук, В.Г.Власов, К.М.Ломыкин, А.В.Сорока, С.В.Рябченко, К.В.Филатов, В.Ф.Хоренко.
Впечатления от войны и революции, многочисленные рассказы участников событий 1905 года оставили в душе молодого Мучника глубокий след. Одной из основных тем его творчества стали революционные события на Черном море. Впоследствии он создал ряд картин, посвященных годам Второй мировой войны.
В 1919 году Леонид Мучник вступил в ряды Красной армии и участвовал в боях. По завершении гражданской войны он вернулся в Одессу и продолжил учебу в только что созданном Художественном институте у выдающегося художника Павла Гавриловича Волокидина.
Уже в студенческие годы Мучник участвовал в выставках общества имени К.К.Костанди. В 1934 году на VI Всеукраинской выставке в Киеве была показана его картина «Подвоз провианта к броненосцу «Потемкин» в 1905 году». Здесь художник впервые обратился к одной из самых ярких страниц революционного прошлого Черноморского флота. В жанровой сцене художник сумел передать героизм трудящихся Одессы, их желание помочь восставшим потемкинцам, и зритель остро почувствовал тот подъем, которым был охвачен одесский пролетариат в первые месяцы революции 1905 года.
Через три года появилась вторая картина Леонида Мучника, посвященная той же волнующей теме революции – «Восстание на крейсере Очаков». Центральное место в произведении занимал романтичный образ руководителя восстания лейтенанта Шмидта.
Особенно плодотворными для творчества Мучника стали два лета, проведенные им в Крыму (1950, 1955). Яркая, своеобразная природа юга полностью захватила художника и нашла свое отражение во многих солнечных, колористично насыщенных пейзажах и картинах – «Пушкинская скала», «Вид на Ай-Петри», «Ай-Даларн» и другие.
В 1963 году в Одессе состоялась персональная выставка Леонида Евсеевича. Он писал пейзажи, городские ландшафты, а также многофигурные композиции, которые преимущественно воссоздавали события из истории Черноморского флота.
В послевоенные годы художник продолжил плодотворно работать, в первую очередь уделяя внимание жанру маринистики. Так, свет увидела его работа «Одесса. Военная гавань» (1952). Как отмечает Игорь Шаров, эта небольшая по размеру картина сразу вызывает ощущение радости – она написана в ярком цвете, насыщенная светом и мажорным настроением, красиво построена композиционно.
Попытка показать радость и счастье людей послевоенной Одессы, отойти от трагичности построения образов, любой минорности является характерной чертой творчества художника 50-х годов прошлого века. Заметим только, что в отличие от классических произведений живописцев-маринистов, которые изображают воду и береговую линию местности в разных состояниях, в работах Мучника непременной деталью является присутствие военной техники.
Произведения живописца хранятся в Национальном художественном музее Украины, Одесском и Харьковском художественных музеях.
Леонид Евсеевич Мучник скончался 8 января 1966 года в Одессе.