Борис Ложкин: «Украина в 2021 году станет центром притяжения внимания евреев всего мира»
Прошедший 2020 год был богат событиями для еврейской общины Украины, но наступивший 2021-й ожидает быть еще более насыщенным. В конце сентября Украина станет центром притяжения внимания всего мира, когда в Киев приедут мировые лидеры, чтобы почтить память жертв расстрелов в Бабьем Яру. В этом году исполнится 80 лет с начала массовых казней, унесших жизни более 100 тысяч человек, большинство из которых были евреями.
Ожидается также проведение уже третьего по счету Киевского международного еврейского форума.
Первые новости должны прийти из Тель-Авивского университета, где по инициативе Еврейской конфедерации Украины стартовал исследовательский проект по изучению истории украинской еврейской общины.
О том, что наступивший год еще принесет евреям Украины и чем запомнился год прошедший – в интервью БОРИСА ЛОЖКИНА, президента Еврейской конфедерации Украины, вице-президента Европейского и Всемирного еврейских конгрессов.
– Борис Евгеньевич, существуют разные оценки того, насколько комфортно сегодня в Украине живется евреям – от «очень хорошо» до «невыносимо». Как вы сами считаете, насколько силен антисемитизм в современной Украине?
– Различию в оценках есть простое объяснение. Приведу два диаметрально противоположных примера. С одной стороны, статистика говорит, что у нас с толерантностью все в порядке. На Киевском еврейском форуме в сентябре спецпредставитель США по вопросам антисемитизма Элан Карр приводил данные исследования авторитетной международной компании Pew Research – в Украине к евреям положительно относятся 83% населения. Это самый высокий показатель в мире. Я лично тоже считаю, что антисемитизма у нас практически нет.
Но вот вам другой пример – разрушение Ханукии на Контрактовой площади в Киеве в первый же день Хануки. Сознательная открытая провокация. Вандал даже не скрывал своего лица, произнося на камеру откровенно антисемитскую речь, а потом еще и в соцсети выложил этот ролик – явное доказательство совершенного преступления.
Проявление ли это антисемитизма? Безусловно. Но как квалифицировали это правоохранительные органы? Как хулиганство. Почему? Потому что они действуют в рамках существующих законов. К МВД, кстати, у меня меньше всего вопросов – ЕКУ и министерство еще в 2018 году заключили соглашение о совместной работе по мониторингу и пресечению подобных действий, и с тех пор их работой мы полностью удовлетворены.
Вопрос в другом – что считать проявлением антисемитизма? В мире с 2016 года действует общее юридическое определение антисемитизма, разработанное Международным альянсом памяти жертв Холокоста (IHRA). Количество стран, принявших это определение, постоянно растет. В октябре его приняли в Албании, в ноябре присоединился даже Всемирный совет имамов, самое авторитетное объединение мусульманских лидеров. Украина же до сих пор членом IHRA не стала. Будь принято это определение, возможно, и статистика в Украине была бы другой. Не думаю, что цифры изменились бы радикально, но все факты, по крайней мере, были бы зафиксированы и преследовались по международно признанной процедуре, и мы бы устранили любые возможные двойные толкования.
Поэтому участие в международных организациях – это важно, если мы хотим (а мы хотим) быть частью цивилизованного мира. Надеюсь, в ближайшее время Украина к IHRA все же присоединится.
– Как думаете, это может случиться в этом году, учитывая, что к нам приедут главы государств со всего мира, да и все еврейские лидеры тоже?
– Этот шаг со стороны Украины было бы логично сделать, особенно в контексте 80-й годовщины Бабьего Яра. Мы уже значительно продвинулись в сторону признания ошибок прошлого. Подписание меморандума между правительством Украины и Мемориальным Центром – это, на мой взгляд, одно из самых серьезных событий прошлого года. Украина долго к этому шла, и наконец такой мемориал на месте самых массовых расстрелов времен Холокоста появится. Причем, не просто мемориал, этот комплекс должен стать чем-то вроде израильского Яд Вашем – образовательным и исследовательским центром по изучению истории самой трагедии. Чем больше мы узнаем о ней и расскажем, тем меньше шансов на повторение таких чудовищных трагедий.
Кстати, в ноябре Мемориальный Центр вместе с Яд Вашем уже составили наиболее полный на сегодня список жертв Бабьего Яра. Он, безусловно, еще будет пополняться, но то, что сделано – уже много. Глава Наблюдательного совета Мемориального Центра Натан Щаранский сказал, что главная цель всего проекта – установить поименно абсолютно всех жертв Бабьего Яра. Только так мы сможем почтить их память по-настоящему. Какой бы глобальной ни была трагедия, память о ней сплетена из конкретных имен.
К сожалению, евреи до сих пор в Бабьем Яру не имеют возможности помянуть жертв по иудейским традициям чтением поминальных молитв. Поэтому сейчас рассматривается проект строительства мемориальной синагоги. Однако здесь необходимо учесть интересы всех конфессий и историческую составляющую, чтобы синагога стала символом единения, а не очередным поводом для споров.
– Считаете, что украинцы должны покаяться?
– Нет, ни в коем случае! Я убежден, что каяться может только непосредственный исполнитель, а вешать ярлык вины на всю нацию – это неправильно и несправедливо. Тут я полностью согласен с Эли Визелем, лауреатом Нобелевской премии мира, прошедшим Освенцим и Бухенвальд. Он говорил, что выступает против коллективной ответственности, так как сам принадлежал к народу с клеймом коллективной вины. По сути, из подобных коллективных обвинений и рождается ксенофобия в любом проявлении. И антисемитизм, по-моему, имеет ту же природу.
Речь не идет о покаянии, как я уже сказал. Достаточно просто признать, что подобные факты были. В конце концов, евреи тоже не святые, и у евреев достаточно было «своих мерзавцев», как говорил Зеэв Жаботинский. И среди тех, кто осуществлял Голодомор, и среди основателей ГУЛАГа были и евреи, и русские, украинцы, латыши и другие. Плохой человек не имеет национальности, достаточно просто признать, что такие люди были и в Украине. Правда, на мой взгляд – это основа доверительных и крепких отношений. Через признание приходит и прощение. Неразумно и вредно отрицать очевидное – так мы себе только вредим. И сами себе, и Украине в глазах мира.
– Кстати, о мире и Украине. В 2019 году на Kyiv Jewish Forum присутствовали около 500 гостей, второй форум собрал в онлайне 83 тысячи человек. Вы ожидали такой популярности? В этом году форум будет?
– Растет не только количество, но и уровень представительства. Во втором форуме приняли участие уже три президента, премьер-министр Израиля, 45 спикеров с известными на весь мир именами. А что касается аудитории – тут нам, конечно, как это ни парадоксально, помог коронавирус. Второй форум мы проводили онлайн, и за трансляциями следили, вы правы, 83 тысячи человек. Если всех зрителей форума собрать физически вместе, они бы полностью заполнили стадион «Стад де Франс», и то не все поместились бы. Киевский НСК «Олимпийский» точно столько человек не принял бы.
Да, авторитет форума с каждым годом растет, и это объяснимо. Тут, кстати, помогает и представительство Украины в международных организациях, но не только. Во-первых, мы изначально задумывали форум как международную дискуссионную площадку для обсуждения наиболее актуальных вопросов еврейского мира. Подчеркиваю – мира, так как Украину в отрыве от остальной еврейской общины рассматривать бессмысленно и неразумно, особенно если учесть, что именно в Украине находятся корни очень многих современных евреев. Это как раз и есть во-вторых.
Эти факты широко известны, но нелишним будет еще раз о них напомнить. До 1900 года на территории современной Украины проживала четверть всего еврейского населения, у нас была самая большая еврейская община. В Украине зародился хасидизм, украинские корни есть у многих и многих еврейских гениев – в науке, литературе, искусстве. Украинские евреи сыграли, пожалуй, решающую роль в появлении Израиля. Тот же Зеэв Жаботинский, которого я уже упоминал, был идеологом образования независимого еврейского государства. Четыре премьера, два президента Израиля имели украинские корни. Или, например, Исраэль Белкинд, руководитель молодежной еврейской организации Билу из Харькова. Он в 1882 году первым прибыл в Эрец-Исраэль, с него фактически началась Первая Алия. И таких примеров масса.
Поэтому интерес евреев к Украине – это не что-то сверхновое. И я рад, что мы постепенно возрождаем и общину в Украине, и ее роль в еврейском мире.
Третий форум будет обязательно. В зависимости от ситуации с коронавирусом позже станет понятно, будем ли мы его снова проводить в онлайн-режиме, или удастся уже совместить живой формат с онлайном. Кстати, пользуясь случаем, в который раз хочу поблагодарить наших партнеров – издание Jerusalem Post, совместно с которым мы организовали второй форум и, надеюсь, наше сотрудничество продолжится.
Нам есть чему поучиться у других, но и сами уже тоже можем поделиться собственным опытом.
– Проектом «Праведники моего города», например?
– Да, верно. Я уже представлял его на Всемирном еврейском конгрессе, и наш опыт многими странами был воспринят с энтузиазмом. В ближайшее время наша инициатива может стать международной. Хочу напомнить, что в рамках этого проекта в разных регионах Украины, в конкретных городах и селах именами Праведников народов мира называются улицы, площади, скверы, устанавливаются таблички с описанием подвигов конкретных людей. А в школах проводятся уроки памяти, на которых изучается история Холокоста и история противостояния Холокосту на примерах их же земляков. Подобный подход – когда рассказывается о трагедии не вообще, а об истории конкретного человека – мне кажется наиболее эффективным. Почему люди рисковали собой и своими семьями ради спасения часто незнакомых евреев. И за что, собственно, всех евреев, целый народ, приговорили к смерти. Хочется верить, что после знакомства с такими историями желающих повалить Ханукию станет намного меньше.
Именами Праведников уже названо около тридцати улиц. Это, конечно, капля в море, учитывая только официально признанных Яд Вашем более 2600 украинских Праведников. Но процесс продолжается. Не так активно, как нам хотелось бы, но тут мы, к сожалению, зависим от бюрократии местных властей.
Возможно, в этом году переименование активизируется, опять-таки в связи с 80-й годовщиной трагедии в Бабьем Яру. Не стоит забывать, что в Киеве тоже было немало историй спасения евреев. В одной только семье православного священника Александра Глаголева девять Праведников. Они спасали евреев не только в Бабьем Яру, но и во время погромов 1905 года.
Кстати, в этом году в Бабьем Яру планируется установление композиционных элементов на Аллее Праведников народов мира. Это будет напоминать, что Бабий Яр – не только место расстрелов невинных людей, но и место многочисленных подвигов украинцев.
– На форуме-2020 прозвучал анонс новой инициативы Еврейской конфедерации Украины об исследованиях истории украинской еврейской общины. Можете рассказать подробнее, в чем суть?
– Это еще один наш масштабный проект, который мы реализуем вместе с Тель-Авивским университетом.
Восприятие в мире Украины, и евреев в ней, долгое время находилось в плену устоявшегося стереотипа этакого «советского монолита». Украинская еврейская история от советской не отделялась, мы же хотим выделить исключительно историю совместного проживания евреев и украинцев, их обоюдного влияния друг на друга. Как пример – зарождение хасидизма в Украине, о котором я уже говорил. Или первое письменное упоминание Киева, которое было сделано на иврите в первой половине десятого века. И это только письменное упоминание Киева, общая же украинско-еврейская история еще старше. Профессор Симха Голдин, который будет курировать научную часть работы в Тель-Авиве, утверждает, что история еврейской общины Украины была не только самобытна, она оказала влияние на весь еврейский мир.
Группа ученых как раз и займется исследованиями этой истории, и я уверен, что скоро мы узнаем много нового и интересного о наших предках, еврейских и украинских.
– Все эти новости нужно будет активно освещать – и открытия историков, и форум, и годовщину трагедии Бабьего Яра. Как вы считаете, достаточно ли сегодня развиты еврейские медиа в Украине?
– Смотря что вы подразумеваете под еврейскими медиа. СМИ о евреях для евреев, на мой взгляд, достаточно. Не хватает массовых изданий, рассказывающих о евреях для неевреев, как ваша газета, например. Ведь «Еврейский Обозреватель» – издание светское, не религиозное, поэтому, насколько мне известно, оно популярно и в нееврейской среде. Бессмысленно говорить евреям об антисемитизме или Холокосте, о том, что каждый из них знает с детства. Об этом нужно рассказывать всем остальным. Причем не через призму защиты евреев, а с точки зрения глобальной угрозы. Антисемитизм – лишь пример ненависти, пусть и наиболее красноречивый. Но сегодня по-прежнему существует риск, что приставка «анти» может быть применена и к любому другому народу или религии – в этом опасность, и именно об этом должны говорить медиа. Причем как в цифровом формате, так и в классическом печатном. У каждого формата есть своя аудитория, и чем больше людей мы охватим, тем большего эффекта добьемся.
Вел беседу Александр ЕВСЮКОВ