ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

ИСААК ТРАХТЕНБЕРГ | Номер: Январь 2021

Вышло в свет второе дополненное издание книги, которая носит название «Бабин Яр. Минуле і сьогодення». Ее автор – известный ученый, академик АМН Украины, член-корреспондент НАН Исаак Михайлович Трахтенберг, человек, успешно сочетающий медицину с литературным творчеством. В этом, можно считать, юбилейном издании, в двадцатой книге из серии мемуаров и публицистики Исаака Михайловича, как и в большинстве его предыдущих работ, содержатся тревожные мысли о сегодняшних проявлениях рецидива расизма, ксенофобии, антисемитизма, породивших трагедию Холокоста.

Книга рассказывает о трагедии Бабьего Яра подробно, взволнованно, с горечью и болью. Вручая книгу читателю лично или пересылая ее друзьям, коллегам, единомышленникам, автор сопровождает свой дар коротким обращением, содержание которого весьма примечательно и, увы, тревожно:

«Вельмишановному читачу – прихильнику збереження пам’яті невинно убієнних у Бабиному Яру. Це друге видання вийшло напередодні вісімдесятих роковин трагедії, яка здригнула людство у ХХ столітті. Будемо зберігати в усі часи пам’ять про її невинних жертв. І не дай Боже, щоб з’явився нині у ХХІ столітті привид минулого».

Сегодня мы представляем вниманию наших читателей статью Исаака Трахтенберга на эту тревожную тему.

В начале этой статьи я хотел бы привести слова, которые написал в своем предисловии к моей книге коллега по Национальной академии наук, видный ученый, писатель и публицист, правозащитник и общественный деятель, известный не только в Украине, но и далеко за ее пределами – Иван Михайлович Дзюба. А написал он в своем предисловии следующее:

«Сорок років тому, 29 вересня 1966 року (на стихійному, усупереч заборонам багатотисячному мітингу в Бабиному Яру в 25-ті роковини трагедії) ми говорили й про те, що українці та євреї повинні подати світові приклад порозуміння та взаємопідтримки. І такий приклад дали українські та єврейські дисиденти 1960-1970-х років, які разом протистояли деспотизму, разом страждали в таборах, а ті з них, хто залишився живий, зберегли і вірність цій дружбі. Вірність ідеалу людяності. Але чи всі українці гідні сьогодні пам’яті Василя Стуса й Івана Світличного? І сьогодні пече сором за те, що серед нас, українців, є ті, хто вирощує свій нібито патріотизм на антисемітських дріжджах, не розуміючи, якої шкоди завдає українській справі і як спотворює свою людську подобу…

Це говорилося ще в 2006 році. Нині маємо вже 2021 рік. І 80 років минуло від моторошної трагедії у Бабиному Яру. І 76 років – від перемоги антигітлерівської коаліції над силами фашизму та расизму. Але біль залишається. Тривоги залишаються. Загрози нових деспотичних безумств не тільки залишаються, а реально нагадують про себе».

Как это точно сказано – «загрози деспотичних безумств реально нагадують про себе»…

Сегодня эти тревожные мысли находят подтверждение и у наших единомышленников из других стран. Не так давно я получил из Германии журнал «Sudische gemeinde aktuell» – вестник Еврейской общины Мюнхена и Верхней Баварии. В нем опубликована статья – обращение к членам общины ее президента Шарлотты Кноблох. И в этом обращении с болью сказано – прошедший год, к сожалению, продемонстрировал, что юдофобия продолжает расти и что «…наполненный ненавистью экстремизм прокладывает себе все откровеннее и наглее новые дорожки. Об этом факте свидетельствуют не только окрашенные в антисемитские тона теории заговора, которые породил коронакризис». Далее госпожа Кноблох высказывает чувства огорчения и тревоги по поводу угроз и оскорблений от антисемитов, которым подвергся минувшим летом в центре Мюнхена раввин общины Ш.Бродман, а также в связи с неоднократными провокациями со стороны правых экстремистов, орудующих в Баварии. Глава общины подчеркивает, что и за пределами Германии в ряде стран Европы отмечаются случаи нападения на представителей еврейских общин с применением физического насилия.

В этом же номере журнала содержится и острая статья обер-бургомистра Мюнхена Диттера Райтера, в которой он делится с читателями шокирующей статистикой роста экстремизма и антисемитизма в Германии и решительно призывает демократическое общество занять четкую гражданскую позицию, чтобы активно противостоять проявлениям антисемитизма. Вот его слова: «Нам нельзя отступать ни на шаг в ситуациях, когда в отношении евреев имеют место проявления враждебности или нападки, причем неважно где – в личном окружении, на рабочем месте или в общественных местах».

Считаю, что нам следует поддержать точку зрения господина Райтера, поскольку ныне бытует распространенное мнение, что, дескать, у нас и в ряде других стран государственного антисемитизма нет, а имеют место лишь бытовые его проявления. Этим, кстати, оправдывается позиция, что государство и общество не несет какой-либо ответственности за подобную разновидность антисемитской идеологии. Такое мнение не только необоснованно, как и сам укоренившийся термин «бытовой антисемитизм», но и порочно в своей основе. Между тем, оно доминирует сегодня и в украинских СМИ.

Тенденция все валить на «бытовую» ксенофобию есть не что иное, как попытка затушевать проблему, придать ей как можно меньшую общественную значимость. Этим в первую очередь грешат издания так называемого «патриотического» направления, старающиеся в своих сообщениях и статьях приуменьшить проявления антисемитизма в стране.

В то же время ряд оппозиционных СМИ периодически упоминают о существовании неонацистских тенденций в украинском социуме. При этом, правда, не очень утруждая себя упоминанием конкретных фактов, что ставит их утверждения под сомнение в глазах общественного мнения. Тем временем социологи из разных организаций жонглируют порой совершенно полярными цифрами процентов среди населения тех, кто проявляет антисемитские настроения. Согласитесь, 5% и 47% – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

И самое печальное в проблеме ксенофобии в Украине – что на нее очень вяло реагируют власти. Чего ждут? Быть может, пожара?

Читатели хорошо знают, что эти волнующие меня проблемы я затрагиваю в своих книгах – в упомянутой ранее «Бабин Яр. Минуле і сьогодення» и в книге «Избранные очерки». Относительно первой из них, кроме уже цитируемого выше предисловия академика Ивана Дзюбы, позволю себе рекомендовать читательскому вниманию и послесловие к книге, которое написал академик Сергей Васильевич Комиссаренко. Вместе с ним мы принимали активное участие в работе оргкомитета по подготовке мемориальных мероприятий к 75-й годовщине трагедии Бабьего Яра и публиковали свои предложения по проведению памятных акций в связи с приближающейся восьмидесятилетней годовщиной трагедии. Не могу не отметить, что Сергей Васильевич, будучи в свое время вице-премьер-министром по гуманитарным вопросам, был инициатором и активным организатором соответствующих мероприятий к 50-летию трагедии Бабьего Яра, впервые тогда официально проведенных в Украине.

Что касается моей новой книги «Избранные очерки», там я вспоминаю два отрывка из романа Эльзы Триоле «Незваные гости», за который писательнице была присуждена «Премия Братства», утвержденная организацией движения борьбы против расизма, антисемитизма и в защиту мира. Первая цитата звучит так: «Для тех, которые еще сохранили веру, существует Талмуд, названный одним из поэтов «книга-храм». Талмуд писался веками, и для евреев, отовсюду изгнанных, он стал убежищем и родиной».

Тот, кто прочтет эти строки, наверняка задумается над тем, что трагедия в Бабьем Яру и в других кровавых «ярах», порожденных Холокостом, лишила обреченных жертв геноцида даже такого убежища и такой родины, которыми был для них многовековой мудрый Талмуд.

И вот второй фрагмент из той же книги Триоле, который прямо касается острых тем, поднимаемых нами сегодня: «Антисемитизм – это заразная болезнь, и когда думаешь, что человек уже изменился, иногда наступает рецидив, и все начинается вновь». И далее через две страницы: «Разве вы считаете, что угроза фашизма перестала владеть над нами?».

Слова эти были написаны в середине минувшего века спустя полтора десятилетия после трагедии в Бабьем Яру. С того времени прошло уже много лет, но сказанное с болью и горечью тогда продолжает, увы, и сегодня звучать злободневно и тревожно.

В послесловии к своей книге Эльза Триоле говорит: «Писался роман очень искренне, как воззвание… Посмотрите, что война сделала с человеком, помогите ему. Он разбит, ему одному не справиться с жизнью. Я пыталась описать его так, чтобы вы узнали его, неизвестного, в толпе и, узнав, не отвернулись, даже если вы любите и уважаете сильных, смертью смерть поправших и несдавшихся людей. Подайте ему теплую человеческую руку, и вам за это воздастся сторицей. Каждый человек нужен человечеству, как человечество нужно ему».

Это ли не мудрый совет из прошлого, призывающий к гуманизму и чуткости, к стремлению исцелить заблудившихся в непростой современности? К такому призыву сегодня следует также прислушаться всем нам, переживающим уроки минувшего. Но при всем том, разумеется, это никак не относится к фанатикам антисемитского мракобесия.

Ужасы Бабьего Яра и последовавшие за ним события Холокоста должны стать для современного общества уроком, помнить о котором следует и последующим поколениям. Память о жертвах-мучениках, погибших в отрогах Бабьего Яра и в других смертельных «ярах», должна постоянно напоминать нам о том, к каким человеческим трагедиям приводят преступления мракобесов.

О необходимости такой памяти ранее уже шла речь в первом издании моей книги о Бабьем Яре, но уверен – повторение этих тезисов стало нелишним и в новом, втором издании.

И еще. 9 ноября отмечался Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма. Многие мировые СМИ пишут о том, что сегодня неофашизм вновь представляет глобальную угрозу для человечества. При этом «даже в тех государствах, на чью долю выпало больше всего испытаний, официально зарегистрированы и легально действуют организации профашистской идеологии». Это очень тревожит.

И прежде, чем поставить точку, процитирую из «Десятого дневника» Игоря Губермана следующее четверостишие:

Я дарю свои книги друзьям,
выражая любовь и почтение,
не дарить их поскольку нельзя,
хоть и мало надежд на прочтение.

Признаюсь, хочу верить, что в данном случае у меня нет оснований питать «мало надежд на прочтение». Блажен, кто верует!…