Много шума и… ничего

Александр Найман | Номер: Март 2018

Расширенное заседание президиума Научно-методического совета по охране культурного наследия Министерства культуры Украины 5 апреля 2012 года

Расширенное заседание президиума Научно-методического совета по охране культурного наследия Министерства культуры Украины
5 апреля 2012 года

Постоянно читаю публикации о Национальном историко-мемориальном заповеднике «Бабий Яр» и тщетно пытаюсь найти в них хотя бы упоминание о реальных его проблемах, не говоря уже о путях их решения. А между тем Заповеднику приходится самостоятельно решать многие задачи. И наиболее сложная из них – реализация проекта реконструкции Заповедника, утвержденного приказом Минкульта Украины еще в 2012 году.
Проект разработан на основе концепции развития Заповедника, историко-градостроительного анализа и генерального плана во Всеукраинском научно-методическом исследовательско-информационном центре архитектурного наследия. Проект основан на следующих принципах:
— оптимальное отражение топографии части территории, где были локализированы основные места расстрелов, а именно западной части Бабьего Яра и бывшего военного кладбища;
— создание на этой территории Музея памяти жертв Бабьего Яра;
— увековечение памяти жертв Холокоста должно быть неотделимо от почитания памяти тех граждан Украины, которые, жертвуя собственной жизнью и жизнями своих близких, спасали евреев от нацистской расправы;
— упорядочение разрушенного Кирилловского кладбища и установление мемориальной часовни в память убитых нацистами священнослужителей, которые призывали к защите Родины, и киевлян, которые оказывали сопротивление захватчикам;
— преобразование уцелевшей части старого еврейского кладбища в лапидарий из надгробий, разбросанных сейчас в ярах вокруг телецентра и других строений, возведенных на месте разрушенных в 1929 году иудейского и караимского кладбищ;
— создание целостной системы композиционных и пешеходных соединений, которые обеспечат возможность общего и локального восприятия пространства Заповедника.
В основу пространственной организации Заповедника положена система двух композиционных осей, которые пронизывают всю его территорию и совмещают его основные функционально-плановые составляющие.

Одна ось (юг-север) ведет от памятника на ул.Мельникова к мемориальному ядру – Яру и главному сооружению – Музею памяти жертв Холокоста. Эта ось в значительном отрезке совпадает с Аллеей Праведников мира, где на стелах высечены фамилии более 2300 граждан Украины – список, который на сегодняшний день утвержден в Яд Вашеме. Вдоль оси расположен Сад праведников Бабьего Яра, где высажены 640 именных вечнозеленых деревьев в честь киевлян, которые спасали евреев от смерти в Бабьем Яру. Одна стена топографически отмоделированного Яра представляет собой монументальное произведение из каменных и бетонных плит, среди них угадываются человеческие силуэты, которые будто навечно вросли в политую кровью землю. Эта ось ведет к Музею Холокоста и далее завершается площадью Злагоды в северной части Заповедника.
В пространстве Музея и площади Злагоды ось юг-север пересекается с другой осью, которая идет от ул.Телиги до Меноры, до часовни на Кирилловском кладбище, и до лапидария, где на улице Дорогожицкой завершается большой экскурсионно- познавательный маршрут по всей территории Заповедника.
Особую эмоциональную нагрузку несет архитектурная тема прозрачного «мостика одного человека» над пространством Яра. После осмотра музейных площадок и монументальной стены посетители имеют возможность пройти по этому мостику – он связывает два «берега» Яра и его посещение сопровождается специальной акустической композицией, отражающей трагическую тему. Далее посетители по одному входят в Сад праведников Бабьего Яра и затем направляются к выходу из территории комплекса.
«Большой» экскурсионный маршрут состоит соответственно из коротких локальных маршрутов. Такие короткие маршруты дают возможность осмотра по отдельности каждой из трех частей Заповедника – территории Монумента на ул.Мельникова, пространства Яра, Аллеи и Сада праведников и Музея Холокоста. Далее идет отдельный осмотр лапидария с подходом к Меноре, а также автономный осмотр Кирилловского кладбища и посещение часовни.
Генеральный план Заповедника включает в себя:
— Мемориальный музей памяти жертв Бабьего Яра
— участок территории Заповедника, связанный с местом расстрела евреев
— стеклянный мост
— часть Сада праведников Бабьего Яра с вечнозелеными деревьями
— памятник расстрелянным детям
— мемориальные стелы с фамилиями на Аллее Праведников Мира
— площадь Злагоды
— территория озеленения Заповедника
— лапидарий
— парк скульптур
— административно-служебное здание
— подземный паркинг
— автостоянка.
Музей памяти жертв Бабьего Яра предусмотрен как функциональное сооружение, композиционная и объемно-пространственная доминанта в концепции организации Заповедника, подчиненной образной идее, в основу которой положен драматизм событий. Именно поэтому здесь избрана форма деформированной шестиконечной звезды, как символа деформации представлений мира о евреях во времена страшных испытаний и попрания всех моральных и этических законов. Музей должен быть не только экспозиционным объектом, в котором освещается история и культура евреев Украины и трагедия Бабьего Яра в контексте Шоа. Кроме этого, музей должен стать также еврейским центром, в котором, как и в современных музеях Холокоста в Европе, экспозиционная составляющая соединяется с культурно-воспитательной, просветительской и познавательной функцией, демонстрирующей открытость Украины для мира. Это должен быть центр, где можно будет ознакомиться одновременно и с историей, и с современной жизнью украинского еврейства, с взаимодействием культур двух народов ради согласия и взаимопонимания.
Драматургия музейного комплекса базируется на обеспечении вышеуказанной полифункциональности с помощью перетекающих этажей, связанных между собой единым внутренним пространством и ярусами вокруг центрального атриума, одновременно обеспечивающих необходимую автономность каждой из функций. Общая площадь музея составит 7630 м2.
Вход в музей по главной оси осуществляется с помощью пандуса, вымощенного брусчаткой, с углублением на 2,1 м ниже поверхности земли, что создает особый настрой «погружения» в драматическое пространство, которое ведет в цокольный ярус, где расположен универсальный зал на 380 мест. Там соответствующий аудиовизуальный ряд погружает посетителей в предысторию и историю трагедии. Зал – многофункциональный, предназначенный для кинопросмотров, тематических вечеров, литературных чтений, конференций, семинаров и т.п. Зал и сцена имеют все необходимые для функционирования музейного пространства помещения – административные и артистические, отделения для заседаний, научной работы и т.п. Зал имеет отдельный вход и подъезд со стороны ул.Телиги. На этом же ярусе (на уровне – 5,1м) расположены фондохранилище и кафе.
Основные вертикальные коммуникации – два комплекса лестниц и лифтов – обеспечивают возможность начать осмотр экспозиции с верхнего четвертого яруса, поднявшись по одной линии вертикальных коммуникаций, и завершить осмотр музея на нижнем уровне, спускаясь поярусно с помощью другой линии. На втором и третьем ярусах музея предусмотрены оптимально автономные комплексы помещений для учебно-образовательной, научной, библиотечной, реставрационной работы, связанной с полифункциональностью музея. Принятая гексагональная сетка монолитного каркаса органически соответствует ломаному абрису плана сооружения и создает оптимальные возможности для формирования стационарной и сменной экспозиции.
Этот проект, единственный утвержденный Министерством культуры Украины, почему-то не только не реализуется, но практически и не обсуждается. Президент Украины утвердил создание Оргкомитета по вопросам перспективного развития Национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр», который имеет задачу провести международный конкурс проектов мемориального комплекса Заповедника. Это не первый такой конкурс. Результат известен. Почему же все делают вид, что проект Творческой архитектурной мастерской Ларисы Скорик, описанный выше, не существует?
На письмо по этому вопросу, которое я отправил в Администрацию Президента Украины 28 ноября 2017 года, ответа я до сих пор не получил. Способ завести в тупик реализацию любого проекта давно известен – он состоит в бесконечном «совершенствовании» конструкции. Похоже, что в этом и заключается вся деятельность тех, кто делает вид, будто решает проблемы Заповедника.

Александр Найман, специально для «Еврейского обозревателя»