Послание арабскому миру

Яков ЗУБАРЕВ | Номер: Декабрь 2017

Гади Айзенкот (второй слева) на осмотре северной границы Израиля (2011)

Гади Айзенкот (второй слева) на осмотре северной границы Израиля (2011)

Последние дни осени преподнесли сюрприз даже самым дотошным журналистам.
Новостной интернет-сайт Саудовской Аравии «Элаф», чья редакция располагается в Лондоне, опубликовал интервью с начальником генерального штаба Армии обороны Израиля
генерал-лейтенантом Гади Айзенкотом

«Элаф» в прошлом интервьюировал израильских политиков и общественных деятелей, в том числе и нынешнего министра экологии Зеэва Элькина, который в январе прошлого года, будучи членом узкого военно-политического кабинета, заявил журналисту указанного сайта о возможностях сотрудничества с арабскими странами. Но высшее должностное лицо ЦАХАЛа стало объектом внимания популярного арабского издания впервые.
Естественно, это неслучайно. Израильские газеты не раз публиковали материалы о постепенном потеплении отношений между Израилем и Саудовской Аравией, с которой, как известно, у Израиля нет официальных дипломатических связей. Поначалу речь шла о тайном сотрудничестве, а позже руководство Израиля призналось в контактах с королевством. Подобный процесс происходит и в Саудовской Аравии: либерально настроенные журналисты и имамы все чаще говорят о необходимости нормализации отношений с Израилем. Таким образом, они готовят общество к тому моменту, когда, вполне возможно, отношения между двумя странами примут цивилизованный статус.

А буквально накануне вышеозначенного интервью выходящая в Ливане и приближенная к «Хизбалле» газета «Аль-Ахбар» опубликовала переписку между министром иностранных дел Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром и наследным принцем королевства Мухаммедом бин-Салманом, в которой обозначается план нормализации отношений этой страны с Израилем. Из документа следует, что после визита президента США Дональда Трампа в Эр-Рияд в мае 2017 года под его покровительством начался процесс сближения Саудовской Аравии и Израиля, нацеленный на подписание двумя странами мирного договора.
В этом контексте интервью начальника генштаба израильской армии особенно показательно: главный посыл, который передает Гади Айзенкот арабскому миру, состоит в готовности Израиля сотрудничать с Саудовской Аравией, а также обмениваться с ней и другими умеренными арабскими режимами разведывательной информацией, которая помогла бы противостоять иранской угрозе на Ближнем Востоке.
Да, арабский мир приходит к осознанию древнего латинского выражения «враг моего врага – мой друг». Друзьями еще не стали, но угроза, исходящая от нынешнего иранского режима, может привести, как видим, к объединению сил. Впрочем, Гади Айзенкот отметил, что Израиль и Саудовская Аравия никогда не воевали друг с другом, никогда не были врагами, и это тоже один из факторов, который подбрасывает дровишек в нынешнее потепление отношений.
Иран стал основной темой беседы начальника генштаба с корреспондентом «Элафа». «Иран является самой большой угрозой в нашем регионе, – подчеркнул военачальник. – Он стремится изменить правила игры с помощью строительства оружейных заводов и поставок современного оружия террористическим организациям. Планы Тегерана заключаются в установлении своей власти на Ближнем Востоке, в продолжении шиитской экспансии по двум направлениям – через Ирак до Сирии и Ливана, и через Ирак и Бахрейн до Йемена и Красного моря. Мы должны предотвратить это».
Гади Айзенкот высказал удовлетворение тем, что на протяжении 11 лет на границе с Ливаном сохраняется тишина, отметил, что в настоящее время не видит причин, способных привести здесь к обострению ситуации. «Мы видим, что «Хизбалла» попыталась пристроить своих офицеров в ливанские силы безопасности и даже преуспела в этом, но предупреждаю, что Израиль не потерпит никакой угрозы со стороны этой организации», – сказал он.
Что касается Сирии, то генерал-лейтенант заметил:
«Тот, кто говорит, что мы поддерживаем в Сирии «Джебхат ан-Нусру», распространяет глупость. «Ан-Нусра» и ее приверженцы для нас такие же враги, как «Исламское государство». Наша политика состоит в том, чтобы не вмешиваться в войну в Сирии, однако мы не допустим, чтобы был нанесен ущерб нашим братьям-друзам. Израильские танки на Хермоне стоят наготове, и мы предупредили «Ан-Нусру», что нанесем по ним удар, если они войдут в деревню Хадар. Наши требования состоят в том, чтобы «Хизбалла» ушла из Сирии, так же, как и Иран и его вооруженные отряды. Мы с самого начала предупредили о недопустимости присутствия иранских военных баз в Сирии и не позволим там никакого иранского присутствия».
Уточним, что уже после этого недвусмысленного предупреждения танк ЦАХАЛа дал предупредительные выстрелы по позиции сирийской армии, расположенной на Голанских высотах, в районе друзской деревни Хадар. Так израильское командование отреагировало на строительство укрепления, начатое сирийцами в буферной зоне – в нарушение соглашения о прекращении огня, которое запрещает подобные действия.
Между тем, начальник геншаба отметил в интервью, что нынешний период характеризуется лучшим, со времени создания Государства Израиль, положением с точки зрения возможностей обеих стран в области безопасности, а также авторитета и репутации в регионе. В отношении Ирана Израиль и Саудовская Аравия достигли полного взаимопонимания: «Я участвовал в форуме начальников генеральных штабов в Вашингтоне, и когда услышал, что говорит представитель Саудовской Аравии, понял, что в том, что касается Ирана, он думает точно так же, как я».
Особое место в своем интервью Гади Айзенкот уделил политике Соединенных Штатов и России на Ближнем Востоке. Напомнив о заявленной президентом Дональдом Трампом необходимости прекратить иранскую программу развития баллистических ракет и недопущения укрепления присутствия Исламской республики в Сирии и Ираке, он подчеркнул, что видит в этом заявлении большую надежду на будущее региона. «Президенту Трампу предоставляется счастливая возможность создать новую международную коалицию на Ближнем Востоке. Необходимо разработать крупную стратегическую программу, направленную против иранской региональной угрозы. Россия же защищает только свои интересы в Сирии. Русские хорошо сотрудничают там с разными сторонами, они укрепили свой союз с режимом Асада, с Ираном и «Хизбаллой», а в войне против «Исламского государства» – с американцами и Турцией, а также с нами, выстроив отлаженный механизм предотвращения опасных ситуаций», – сказал Айзенкот.
Для кого интервью начальника генштаба не стало сюрпризом, так это для политических лидеров Израиля. Как пишет газета «Гаарец», близкие к руководству источники сообщили, что выступление Гади Айзенкота было разрешено с учетом, прежде всего, политических интересов страны, равно как и раскрытие информации о возможности обмена разведывательными данными с Саудовской Аравией. То, что Израиль устанавливает связи со странами Персидского залива на основе взаимных интересов в регионе и, прежде всего, из опасений иранской экспансии – уже не новость. Интервью начальника генштаба ЦАХАЛа открывает еще одно окно для понимания новых реалий, складывающихся на Ближнем Востоке, и возможностей предотвращения новых угроз.
В последнее время сайт «Элаф» стал своего рода каналом передачи информации между Израилем и странами Персидского залива, включая Саудовскую Аравию. И интервью с высшим военным чином ЦАХАЛа разлетелось по страницам мировой арабской прессы. В частности, выходящая в Лондоне катарская интернет- газета «Аль-Араби аль-джадид» поместила материал под заголовком «Элаф»: нормализация отношений с Израилем».
Нет сомнений, что Саудовская Аравия проявляет большую смелость, открыто заявляя о налаживании сотрудничества с главным «сионистским врагом» арабского мира. Журналист «Маарива» Ури Сегаль напоминает в связи с этим, что как раз в ноябрьские дни исполнилось 40 лет с того исторического момента, когда в аэропорту имени Бен-Гуриона приземлился самолет с президентом Египта Анваром Садатом на борту. «Это почти то же самое, как если бы сегодня в Бен-Гурион прибыл Хасан Насралла, – пишет он, – и Биньямин Нетаниягу с Авигдором Либерманом увидели бы, наконец, его лицо. Быть может, и Хасан Рухани пересечет когда-нибудь мост Алленби?»
Анвар Садат, продолжает Ури Сегаль, поразил многих и благодаря новому политическому подходу, благодаря своим личным качествам изменил лицо Ближнего Востока. Он сумел переступить через себя, чтобы стать инициатором мирного соглашения, революционером в подлинном смысле этого слова. Он сделал это вопреки общественному мнению в собственной стране, вопреки позиции всего арабского мира. Он заплатил за это жизнью, но сегодня мы видим его не менее яркого последователя – Мухаммеда бин-Салмана, наследного принца королевского престола Саудовской Аравии.
В последние месяцы принц совершил несколько драматических поступков. Во внешней политике он вошел в открытое противостояние с Ираном, вмешался в происходящее в Ливане, а в политике внутренней арестовал нескольких братьев-принцев, подозреваемых в коррупции, провозгласил новую экономическую программу, включающую в себя создание города инноваций на побережье Красного моря. А еще разрешил женщинам королевства водить автомобиль. Дело дошло до того, что после резкой критики Исламской республики духовный лидер Ирана обвинил Мухаммеда бин-Салмана в сотрудничестве с Израилем.
В упомянутой выше ливанской газете «Аль-Ахбар» публикуется точка зрения министра иностранных дел Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра: «Начало нормализации отношений с Израилем не будет тотчас и однозначно воспринято арабским миром. Однако Саудовская Аравия видит, что израильские технологии в сочетании с экономическими возможностями и неограниченным рынком труда стран Персидского залива могут привести к расцвету всего региона и принести его народам благосостояние, стабильность и мир».
На удивление однозначно оценивает министр иностранных дел королевства и палестино-израильский конфликт: «Экстремисты используют его для оправдания своих действий против Израиля. Конфликт повлиял на жизнь всех стран региона и завуалировал главную опасность, исходящую со стороны Ирана. Основное решение для предотвращения этой опасности – сотрудничество в области безопасности, торговли, инвестиций и в более эффективной борьбе с Ираном».
Слова главы саудовского МИДа – а он, заметим, получил академическое образование в США, имеет степень бакалавра в области политологии и экономики и степень магистра в области международных отношений – как нельзя лучше сочетаются с мнением, высказанным начальником генштаба ЦАХАЛа в интервью сайту «Элаф». Израилю не нужно встречать в Лоде ни Насраллу, ни Рухани. Достаточно в сотрудничестве с умеренными арабскими странами обеспечить на Ближнем Востоке мир и стабильность.
***
Адель аль-Джубейр прокомментировал интервью Гади Айзенкота в комментарии египетской редакции телеканала CBC. Он, в частности, заявил, что у Саудовской Аравии нет взаимоотношений с Израилем. «Существует арабская мирная инициатива, в которой предложена «дорожная карта» для достижения мира и установления нормальных отношений между Израилем и арабскими странами», – отметил глава саудовского МИДа.
Понятно, что королевство не желает пока открыто афишировать свои связи с еврейским государством, даже если они касаются сферы безопасности. Но, думается, слова аль-Джубейра больше предназначены для ушей тех арабских политиков, которые питают себя и свои народы ненавистью к Израилю. В этом отношении показательно интервью Генерального секретаря Лиги исламского мира доктора Мухаммеда бен-Абделя Карима аль-Айси, который недавно возглавлял министерство юстиции Саудовской Аравии и является приближенным лицом наследного принца королевства. Недавно он выступил с лекцией перед слушателями и преподавателями Парижской дипломатической академии, на которой присутствовал корреспондент газеты «Маарив» Гидон Куц. После лекции журналист встретился с доктором аль-Айси. Мы предлагаем перевод этого материала.