Не только ХАМАС

Давид ШАРП | Номер: Июль 2021
Не только ХАМАС

Когда заходит речь о террористах Газы, почти всегда автоматически на ум приходят две крупнейшие организации — ХАМАС и «Исламский джихад» (ИД). В контексте спорадических ракетных и минометных обстрелов Израиля частенько упоминаются и всевозможные мелкие структуры — их принято называть «неуправляемыми», и они вполне могут действовать в качестве ширмы для боевиков ХАМАСа и ИД. Между тем в Газе действует значительное количество и других реальных группировок, либо состоящих исключительно из боевиков, либо обладающих собственными боевыми структурами. У большинства из них есть собственная идеология, а у некоторых довольно богатая история.

Отношения этих организаций с ХАМАС-ом могут быть разными — от откровенно враждебных до очень близких. Некоторые из них заслуживают определенного внимания, ведь их суммарный боевой потенциал исчисляется тысячами штыков. Структуры сугубо кланового характера, а также близкие по идеологии к «Исламскому государству» и «Аль-Каиде», не являются темой данной статьи, однако и без них хватает…

В 2018 году с началом так называемых «маршей возвращения» и после долгих лет обсуждений в Газе был создан «Объединенный штаб» (ОШ), куда помимо ХАМАСа и ИД вошли еще десять группировок, ряд которых оставили заметный след в истории Ближнего Востока и вооруженной борьбы с Израилем. В конце декабря 2020-го в секторе прошли первые совместные учения 12 входящих в ОШ боевых крыльев. Их отношение к ОШ, если судить по публикациям в арабских СМИ и социальных сетях, весьма неоднозначное. Мелкие группировки часто видят в нем инструмент, при помощи которого ХАМАС старается взять их под свой более плотный контроль. Как бы там ни было, но объединение организаций, чья идеология зачастую полярно различается, пока сохраняется на общей платформе – принципе вооруженного сопротивления Израилю.

Среди основных фигурантов дюжины – «Комитеты народного сопротивления» (КНС), «Народный фронт освобождения Палестины» (НФОП), «Демократический фронт освобождения Палестины» (ДФОП) и «Народный фронт освобождения Палестины-Главное командование» (НФОП-ГК). Шесть остальных в той или иной степени представляют собой группировки бывших активистов ФАТХа, покинувших ряды родной организации. Наиболее примечательная из них — «Моджахеддин» (боевое крыло — «Батальоны эль-моджахедин»), которая придерживается салафитского ислама и вместе с тем тесно сотрудничает с Ираном и «Хизбаллой».

КНС наиболее внушительна по численности и наиболее расплывчата с точки зрения идеологии. Организация основана в Газе Джамалем Абу-Самахадной примерно 20 лет назад. Ее костяк составили выходцы из других движений, от ХАМАСа с ФАТХом до НФОП. Во время второй интифады «Комитеты» были очень заметным игроком в борьбе с Израилем, но так и не смогли распространить влияние за пределы сектора. Абу-Самахадна был ликвидирован ударом с воздуха в 2006 году. У КНС есть боевое крыло — «Бригады Салах ад-Дина», но по большому счету это фикция. Дело в том, что у организации практически нет гражданской структуры и повестки дня, она практически целиком боевая. Нет у нее и более или менее четко выраженной идеологии, что неудивительно для группировки, собравшей под свои знамена выходцев из самых разных движений, включая и откровенно секулярные. Вместе с тем в пропаганде КНС активно использует исламские мотивы, к тому же тесно сотрудничает с шиитской «Хизбаллой» и координируется с ХАМАСом. Принято считать, что ХАМАС использует КНС, когда не хочет брать на себя ответственность за те или иные действия, например, некоторые ракетные обстрелы Израиля. Долгие годы КНС является своего рода подрядчиком у правящего в Газе исламистского движения. Кстати, действуя через КНС, периодически предпринимают вылазки против Израиля и активисты боевого крыла ФАТХа — организации, которую в секторе ХАМАС буквально прижал к ногтю.

«Народный фронт освобождения Палестины», обладающий сегодня относительно небольшим влиянием на «палестинской улице», все еще заслуживает пристального внимания. В отличие от КНС, у этой организации есть зарубежные сторонники и достаточно много активистов в Иудее и Самарии. Об истории же осуществленных ею терактов можно писать книги.

Фундамент этой секулярной левацкой организации был заложен выходцем из христианской православной семьи Джорджем Хабашем. НФОП как объединение ряда марксистко-ленинских структур окончательно оформился в 1967-м, а год спустя в нем произошел раскол. Именно НФОП прославился на весь мир многочисленными захватами и нападениями на гражданские самолеты с конца 60-х и в 70-е годы пошлого столетия. В 2000 году живущий за границей тяжелобольной Хабаш отошел от дел, и его преемником стал Абу Али Мустафа. С началом второй интифады организация под его началом развернула активнейшую террористическую деятельность. Так что решение ликвидировать лидера боевиков, который, видимо, не вполне представлял себе намерения и возможности израильтян, было принято не на пустом месте. В отличие от проведшего всю жизнь в эмиграции Хабаша, Мустафа находился под боком, в Рамалле, и убрать его было делом техники: ракета, пущенная с вертолета «Апачи», застала генсека НФОП в собственном кабинете. А менее чем через два месяца боевики НФОП по приказу преемника Хабаша, Ахмеда Саадата, застрелили в Иерусалиме министра туризма Израиля Рехаваама Зеэви – это единственный случай, когда палестинской организации удалось осуществить месть за ликвидацию своего лидера. По настоянию Израиля полиция автономии арестовала Саадата и исполнителей покушения. Долгое время они находились в тюрьме в Иерихоне, а в 2006 году были захвачены военнослужащими ЦАХАЛа. Ныне генсек НФОП отбывает 30-летний срок, а боевое крыло организации, воюющее с Израилем в Газе, носит название «Батальоны Абу Али Мустафы».

Наиболее левым из 12 «колен палестинского террора» является отколовшийся от НФОП в 1969 году «Демократический фронт освобождения Палестины». Во главе организации до сих пор, несмотря на 85-летний возраст, стоит еще один живущий в эмиграции православный христианин Наиф Хаватме. И ДФОП, и НФОП — идеологические противники религиозных радикалов и всегда встречали враждебное отношение с их стороны. Что, впрочем, не мешает обеим организациям входить в ОШ вместе с ХАМАСом. Хаватме покинул НФОП, считая, что масштабные теракты вредят палестинскому делу, тем не менее, в 1970-е годы его организация «отличилась» рядом кровавых акций на территории Израиля.

У ДФОП тоже есть сторонники в Иудее и Самарии. В его рядах, как и в НФОП, немало женщин. Малочисленные боевики ДФОП в Газе (боевое крыло группировки называется «Батальоны национального сопротивления») весьма заметны, поскольку часто проводят шествия, парады, воинственные фото- и видеосессии. Центральный компонент на гербе ДФОП — красная звезда, боевики организации легко опознаваемы по красным повязкам. Забавный курьез: следуя марксистко-ленинской идеологии, ДФОП еще в 1970-е годы пыталась организовать в Иордании… колхозы.

И наконец, структура, которую нельзя обойти вниманием — в основном за прошлые «заслуги» — это «Народный фронт освобождения Палестины-Главное командование» Ахмеда Джибриля, отколовшийся от НФОП в 1968 году. Причиной стали разногласия по отношению к сирийскому режиму и различным политическим вопросам, которые Джибриля волновали в последнюю очередь, на первом плане была и остается вооруженная борьба с Израилем, ради которой он готов кооперироваться с кем угодно. С именем этого террориста в Израиле ассоциируется немало кровавых историй, но прежде всего — так называемая «сделка Джибриля», когда в 1985 году правительство согласилось обменять 1150 террористов, в том числе, что называется, с окровавленными по локоть руками, на трех захваченных в плен солдат ЦАХАЛа. Несмотря на левый и секулярный статус НФОП-ГК тесно сотрудничает с Ираном и «Хизбаллой», традиционно находясь под крылом режима Асадов.

В 2002 году в Бейруте в собственной машине был взорван старший сын Ахмеда Джибриля по имени Джихад. Он был не только формальным потенциальным преемником отца, но и самой влиятельной фигурой в организации на тот момент. Неслучайно боевое крыло носит название «Батальоны Джихада Джибриля». Примечательно, что в Газе и Иудее с Самарией присутствие НФОП-ГК носит символический характер, в отличие от Сирии и Ливана, где у организации есть свои базы. Кстати, Израиль не раз наносил по ним удары в Стране кедров, последний ливанские СМИ датируют августом 2019 года. НФОП-ГК чуть ли не первым среди палестинских организаций с самого начала принял участие в сирийской гражданской войне на стороне Асада.

Присутствуя в Секторе Газа почти символически, как уже было отмечено, НФОП-ГК и там сумел войти в историю. В январе 2008 года он среди первых запустил по Израилю не самодельный «кассам», а контрабандную ракету фабричного производства из семейства «град». Разорвалась она в северной части Ашкелона, и на тот момент это был рекорд по дальности обстрелов из сектора. Сегодня, двенадцать с половиной лет спустя, обстрелом Ашкелона, увы, уже никого не удивишь…