ПАРИЖСКИЙ ОДЕССИТ
Сегодня мы рассказываем об известном художнике Серже ФОТИНСКОМ, картиной которого «Старый замок» оформлены страницы месяцев Элул-Тишрей в нашем Календаре, изданном Еврейской конфедерацией Украины.
Пейзажист, портретист, график Серж Фотинский (Абрам Айзеншер) родился 3 февраля 1887 года в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, затем в 1904 году переехал в Петербург, где продолжил художественное образование в Академии художеств.
Согласно семейной легенде, начинающий художник Абрам Айзеншер вместе с Ильей Эренбургом после первой русской революции 1905 года бежал из России с паспортом на имя Сергея Фотинского. Эренбург был арестован как участник большевистского подполья, куда его втянул школьный приятель Николай Бухарин, но отпущен до суда под залог. Абрам также привлекался за революционную деятельность.
По другим источникам шестнадцатилетний Абрам оказался в Париже еще в 1903 году, а встретился с Эренбургом только в 1912-м. В документальном цикле Эренбурга «Люди, годы, жизнь» есть такие воспоминания: «Художник Серж, или Сергей Фотинский, приехал в Париж задолго до меня. Как все, он голодал, как все, писал пейзажи и свято верил в искусство. Он женился на француженке, но всегда говорил «у нас в России»… Это человек очень добрый и восторженный».
В Париже Фотинский с 1912 года выставлялся в Салоне Независимых, с 1920-го – в Осеннем парижском салоне. Он был участником выставок русских художников в кафе La Rotonde в 1925 году и в галерее ZAK в 1930-м, также успешно экспонировался на первой русской выставке ремесел и искусств в Лондоне в 1921 году, на выставке русских живописцев и скульпторов в Бруклинском музее Нью-Йорка в 1923-м, на выставке современных русских живописцев в Чикаго в том же году.
В начале 1920-х годов Фотя — так звали Сержа в компании русских парижан – начинает регулярно появляться на страницах левого французского иллюстрированного журнала «Кларте», который редактировал Анри Барбюс. Среди художников этого журнала было несколько выходцев из России – Осип Цадкин, Натан Альтман, Айзик Федер, Хана Орлова. На страницах журнала также появлялись работы Пикассо, Матисса, Фужиты.
В 1925 году Фотинский получил серебряную медаль на международной выставке декоративного искусства в Париже. В 1926-1927, 1932 годах он провел персональные выставки в галерее Billiet в Париже. В 1920-е годы Фотинский был секретарем Союза русских художников во Франции, а в 1928-м совместно с М.Ларионовым организовал выставку современного французского искусства в Москве.
В 1928-1935 годах Серж Фотинский печатался в новом барбюсовском международном журнале «Монд». На его страницах появлялись Матисс, Пикассо, Леже, Шагал, Ривера, Дерен, а также русские художники Анненков, Ларионов, Альтман.
В начале 1930-х годов Фотинский вступил в ряды французской левой Ассоциации революционных писателей и художников. В июне 1935 года, когда в Париже состоялся Международный антифашистский конгресс писателей в защиту культуры, Фотинский с подачи Эренбурга, который был одним из основных организаторов конгресса, стал художественным корреспондентом московской «Литературной газеты» на конгрессе – его зарисовки, беглые портреты писателей, приехавших на парижский конгресс, газета печатала в нескольких номерах.
По завершении парижского конгресса писателей, в том же 1935 году, Серж Фотинский после длительного перерыва решил съездить в Россию. Уговорил его предпринять это путешествие, разумеется, Эренбург, да и гонорар от «Литгазеты» содействовал поездке.
«В 1935 году он решил съездить в Москву на две недели; прожил в Москве два года; глядел на все с восторгом и с испугом», – вспоминал Эренбург.
На самом деле Фотинский задержался не по своей воле. Когда срок его путешествия истек, ему неожиданно отказали в выездной визе. По воспоминаниям родственников, «помог большой человек, ставший потом врагом народа» – это был Николай Бухарин. Эренбургу пришлось обращаться к другу своей юности, которому в последние месяцы своей свободы удалось добиться для Фотинского загранпаспорта. В 1937-м он смог вернуться во Францию.
14 июня 1940 года Париж был оккупирован немцами, и Серж, счастливо избежавший ареста в Москве, попал в фашистский концлагерь как советский подданный, а не как еврей Айзеншер. Его спас тот самый паспорт. Евреев из Компьена, где находился концлагерь, грузили в эшелоны и отправляли прямиком в лагеря смерти. В 1944 году художник вышел на свободу.
Эренбург так вспоминает одну из последних своих встреч с Фотинским: «Он живет в Париже шестьдесят лет, но продолжает говорить «у нас в Советской России…». Говорит он по-русски своеобразно: «Ты берешь авион?». Еще своеобразнее переходит улицу – подымает руку, как бы предупреждая водителей, что машины должны уважать пешехода, вид у него при этом Моисея, останавливающего морские волны».
«В последние годы у Фоти ослабло зрение, – вспоминала друг семьи А.Я.Савич, – он видел все как-то стерто, его живопись изменилась, и это понравилось публике, его поздние вещи имели успех…».
Серж Фотинский умер в Париже 1 сентября 1971 года. Жена художника Лиана хотела передать работы мужа в дар Советскому Союзу, но посольство отказалось принять картины.
Сегодня работы художника представлены во многих музейных и частных коллекциях.