Кровавые погромы сорок первого

Александр Найман | Номер: Август 2020

- Львовский погром, 1941 г.

— Львовский погром, 1941 г.

В Западной Украине первые еврейские погромы начались практически сразу с приходом туда гитлеровцев. В июне-июле 1941 года погромы произошли в 26 украинских городах Галиции и Волыни и явились страшным бедствием для евреев. Количество жертв июльских погромов в Западной Украине по разным подсчетам составляет от 12 до 28 тысяч евреев.
1 июля 1941 года стал днем начала одной из трагических страниц нашей истории – первого открытого акта уничтожения еврейского населения в ходе Второй мировой войны, известного как Лембергский погром. Начиная с этой даты, на протяжении нескольких дней кряду прямо на улицах Львова и ряда других городов происходила кровавая расправа над евреями, которые до Второй мировой войны составляли вторую по численности группу населения города.
В 2019 году Финляндия на государственном уровне опубликовала письма и воспоминания бойцов дивизии СС «Викинг», которая в дни Лембергского погрома проходила через Львов. Распространяемый в Европейском союзе в виде доклада, документ практически полностью возлагает вину за погром на местное население. Финские свидетели однозначны в оценках. О том, что там творилось, писал в своем дневнике солдат дивизии Хельге Лаерума: «В Лемберге наша колонна остановилась на несколько часов, поскольку битва в восточной части города еще продолжалась. Эта остановка скучной не была, потому что украинская полиция охотилась на евреев, которые спасались в панике через крыши и заборы. Полицейские подстреливали их на бегу, как воробьев».

После обнаружения многочисленных расстрелянных во Львове выяснилось, что не немцы, а именно местные жители инициировали избиения евреев. Немецкая администрация пыталась, напротив, угомонить акции. Лишь с 3 июля в дело включились айнзацгруппы и начались массовые расстрелы евреев. Многие финские очевидцы событий не называют немецкие войска инициаторами погрома, перекладывая эту ответственность на украинскую полицию.
Одной из таких трагедий стал Золочевский погром. В материалах Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков по городу Золочев содержится большое количество свидетельских показаний, которые помогут восстановить картину погрома. Итак, 1 июля 1941 года немцы вошли в город. Одновременно в тюрьме, расположенной в Золочевском замке, были обнаружены трупы людей – это сотрудники НКВД перед отступлением, не успевая эвакуировать заключенных и не желая оставлять потенциально опасный элемент врагу, без суда уничтожили сотни заключенных Золочевской тюрьмы. Уже 2 июля немцы расстреляли нескольких евреев. Тогда же М.Цегельский «сам себя назначил судьей», а немецким командованием он был назначен комендантом украинской полиции. По его приказу всех комсомольцев Золочева расстреляли. Если верить свидетелю Я.И.Тайхману, в ночь на 3 июля глава созданного после прихода немцев Украинского национального комитета (УНК) Золочева Н.Антоняк, который до войны был председателем сельского союза Золочева, его заместитель и одновременно зять доктор больницы Гелевич провели совещание с местными жителями. От имени украинцев они подписали требование к властям организовать погром.
К сожалению, показания свидетелей не позволяют детально характеризовать содержание данного документа. Кто в Золочеве состоял в Украинском национальном комитете? Кроме Антоняка и Алишкевича, в его состав также входила Соболева. Активно участвовала в его работе С.Грицакова, имевшая у себя список горожан-комсомольцев, который она с приходом войск выдала властям. Участвовали в работе комитета Й.Дзвоник, ксендз Плашовецкий, который 6-7 июля призывал уничтожать евреев.
В целом, в показаниях свидетелей слова «украинская полиция», «украинские националисты» взаимозаменяемы и используются для обозначения одних и тех же событий. Утром 3 июля украинская полиция, а также солдаты СС, ведомые украинской полицией, стали ходить по квартирам и выгонять евреев из домов под предлогом отправки на принудительные работы, попутно их грабя. Евреев сгоняли к Золочевской тюрьме, заставляли копать могилы для жертв расстрелов. При этом лопат евреям не выдавали, и им приходилось копать руками. Этот процесс сопровождался избиением людей палками. По воспоминаниям выживших в погроме евреев 3 июля к Золочевской тюрьме согнали 4000 человек, в том числе и женщин, и детей, и стариков. Позже 700 человек из них по неизвестным причинам были отпущены, а 3000 мужчин и 300 женщин были расстреляны. Среди расстрелянных были также и дети. Перед расстрелом евреям приказали вырыть ямы руками, а затем лечь в них, после чего людей расстреляли. Расстрелы не прекратились и после 3 июля. Всего, по показаниям свидетелей, погром продолжался четыре дня.
В воспоминаниях житель Золочева член ОУН С.Петельныцкий признается, что он и его друзья не испытывали во время погрома жалости к евреям, однако отрицает, что и ОУН, и украинское население в целом принимали участие в расстрелах евреев. Так, по показаниям одного из свидетелей, убивая еврея, Малиновский кричал: «Где твой сын? Подыхай за большевиков!». Кроме этого, известно, что он лично убил беременную женщину. Павлишин на глазах у одного из свидетелей лично убил женщину. Пользуясь подручными средствами, убивал евреев и Серба. Но Украинская народная милиция участвовала не только в уличных нападениях, но и в расстрелах у тюрьмы. Бойко выдавал евреев и сам их расстреливал. В расстрелах также участвовали Соболева и жена Стадника, Иванович, Рудый, Клименко, Серба, Цегельский. Помимо показаний свидетелей, об участии украинских националистов в расстрелах свидетельствуют и немецкие документы.
В эти дни в Галиции был еще один погром – в Тернополе 4-11 июля 1941 года. В 1980-е Мемориальный комплекс истории Холокоста Яд Вашем издал книгу «Энциклопедия еврейских общин в Польше». Второй том этой энциклопедии посвящен Восточной Галиции, а на стр.234-251 рассказывается о городе Тернополе и о том, что там произошло в июле 1941 года. Вот перевод некоторых заслуживающих внимания фрагментов из этой энциклопедии: «Спустя два дня после прихода немцев начался погром, который длился с 4 по 11 июля 1941-го. Нацисты при помощи украинских полицаев выкидывали евреев из квартир и расстреливали прямо во дворах. Евреев хватали на улицах, сгоняли на пункты сбора и там расстреливали. Синагога ребе Янкеля Клойзе на Старошкольной улице была местом массовых убийств. Сама синагога была в итоге сожжена. Когда немцы вошли в Тернополь, они вынесли из тюрьмы на улице Микеевича тела заключенных, расстрелянных советской милицией. Хотя среди убиенных тоже были евреи, в этом убийстве обвинили именно тернопольских евреев. Сотни представителей еврейского населения были собраны там, их заставили целовать трупы, мыть их и пить воду. После чего люди были зверски убиты. Украинские полицаи и толпы горожан приняли активное участие в погроме. Они убивали евреев зверскими способами, стальными прутами, ножами и т.д. Громили квартиры евреев, места молитв, грабили имущество. В то время, как в Тернополе бушевал дикий погром, крестьяне убивали евреев в селах. Ситуация настолько обострилась, что немцы объявили, что «акция возмездия» евреям завершена, и более убивать и грабить запрещается. Несмотря на это погром продолжался еще несколько дней. В Тернополе были убиты 5000 евреев».
1 июля 1941 года Дрогобыч был оккупирован германской армией. Незначительному числу евреев удалось эвакуироваться. Сразу после вступления немецких войск начались погромы, организованные украинскими националистами, в которых участвовали также германские военнослужащие. Более трехсот евреев были убиты. После вступления в Самбор частей вермахта 1 июля 1941 года местные националисты под контролем немцев организовали еврейский погром, в результате чего были убиты 50 человек. По данным историка Александра Круглова жертвами погрома 1 июля стали 120 человек, в память которых до сих пор нет памятника.
Большинство ученых в США, Украине, Канаде или Германии согласны с тем, что радикально идеология ОУН в большой степени «опиралась на две составляющие: первая – идея этнически чистой Украины, и вторая – движущая мотивационная сила антироссийских, антипольских и антиеврейских убеждений» (Павло-Роберт Магочій, Йоханан Петровський-Штерн. Евреї та українці: тисячоліття співіснування.-Ужгород: Видавництво Валерія Падяка, 2016-С.80). «Анализируя идеологическую позицию и военные операции украинских националистов, Тимоти Снайдер отмечает, что ОУН Бандеры… – националистическая организация, которая стояла во главе этой партизанской армии, давно постановила лишить Украину национальных меньшинств» (Криваві землі: Європа поміж Гітлером та Сталіним. Пер. з англ. М.Клімчука та П.Грицака-Київ: Грані-Т, 2011-С.339). Тарас Курило, который тщательно изучал украинскую националистическую прессу, недвусмысленно указывает на грубый антисемитский уклон ОУН, который, по его утверждению, был в сердцевине идеологии этой организации. По его словам, это является «неопровержимым доказательством того, что организованные ОУН милицейские подразделения привлекались к еврейским погромам и расправам еще до того, как нацисты расформировали их в августе 1941 года» (Taras Kurylo. The Jewish Question in Ukrainian Nationalist Discourse. In Yohanan Petrovsky-Stern and Antony Polonsky, eds., POLIN, vol.26, Jews and Ukrainians, 2014-p.234).
«Народная милиция» – отряды, сформированные из украинских националистов во главе с Ярославом Стецько и другими лидерами ОУН. Невозможно представить весь тот ужас, что чувствовали люди, на которых звери в человеческом обличье устроили охоту. Жертвами погромов стали тысячи ни в чем не повинных еврейских женщин, мужчин и детей. Память об этих святых мучениках стерта и уничтожена. А организаторы и исполнители погромов ныне возведены в ранг героев, в честь них названы улицы и установлены памятники.
Вот такой «зигзаг» истории.