ХАНУКА В ГОСТЯХ У ЕКУ
После разрушения Первого Храма и последовавшего за ним Вавилонского плена в 3338 году по еврейскому летоисчислению (422 г. до н.э. по мировой хронологии) Иудея потеряла государственную самостоятельность и стала частью Персидской державы. Несколько веков спустя Александр Македонский, разбив персов, в 3448 г. (312 г. до н.э.) захватил Иудею. Александр создал сверхдержаву, простиравшуюся от Индии до Балкан. Язык, мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной объединить все разумное человечество.
В 3610 г. (150 г. до н.э.) сирийский трон занял Антиох Эпифан по прозвищу Великолепный. Его предшественников не особо занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги – этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемый для обеих сторон «статус-кво». Антиох же насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Это «приобщение» к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Иудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения здесь являются еврейская Традиция и Тора, он попытался запретить и то, и другое.
Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению. Было запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Само же восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаим, а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей – Иегуда, по прозвищу «Маккаби», что на иврите означает «молот». Но, вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения «Ми камоха баэлим, Гашем!» – «Кто подобен Тебе, Всевышний!». Таков был боевой клич у повстанцев Маккавеев, выходивших в бой с именем Всевышнего на устах.
После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Но Храм стоял в запустении, грязи и скверне.
25 кислева 3622 г. (138 г. до н.э.) Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней. В память об этом чуде наши мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.
Для евреев чудо освобождения не было полным даже тогда, когда в Иерусалиме не осталось ни одного греческого воина, не сложившего оружие. Истинным же моментом свободы была минута, когда коhаним (священники) зажгли храмовый светильник-менору.
Как и все наши праздники и праздничные даты, перипетии далеких событий Хануки повторяются в наши дни. И сегодня так же, как и тогда, каждый еврей ищет тот самый кувшинчик с «чистым маслом» еврейства в своей душе.
Нынешняя Ханука не стала исключением. Как всегда, евреи достойно отметили праздник.
1 декабря в стенах киевской Главной синагоги на Подоле и культурно-просветительского центра имени Ларисы Роднянской появились гости. Еврейские активисты из разных регионов Украины приехали в столицу отметить Хануку. В этом им содействовали Киевская еврейская городская община, Сохнут и «Джойнт». Большой и веселый праздник устроила гостям и Еврейская конфедерация Украины.
Гостей приветствовал и поздравил с праздником сопрезидент ЕКУ и вице-президент Всемирного еврейского конгресса Борис Фуксман, также рассказавший собравшимся о деятельности Еврейской конфедерации Украины.
А затем гостей ожидали вкусный обед, концерт зажигательной еврейской музыки и подарки.
Да, праздник удался на славу!