Ликвидация на дистанции
27 ноября 2020 года в 15:30 в городе Абсард восточнее Тегерана загадочным образом был ликвидирован человек номер один в тайной военной ядерной программе Ирана — физик и офицер КСИР Мохсен Фахризаде
Про это покушение сказано и писано немало. Зачастую озвучивались противоречивые версии, слухи и сообщения, так что составить хотя бы приблизительное представление об инциденте было непросто. И вот 18 сентября газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала посвященную тому событию статью за авторством Ронена Бергмана и Фарназ Фассихи. Первый, напомню, является автором «Едиот ахронот» и специализируется на тематике, связанной с работой израильских спецслужб. Важно снова подчеркнуть: авторы «Нью-Йорк таймс» располагают осведомленными источниками в соответствующих структурах США и Израиля. При подготовке статьи велись беседы и с иранцами, так что она, безусловно, представляет особый интерес.
Авторы пишут, что Мохсен Фахризаде был приоритетной целью «Моссада» на протяжении, по меньшей мере, 14 лет. Судя по всему, цифра связана с тем, что в 2008 году тогдашний премьер Эхуд Ольмерт во время встречи с президентом Джорджем Бушем дал ему прослушать аудиокассету, на которой звучал голос Фахризаде, говорившего с коллегами и подчиненными. Содержание не оставляло сомнений: обсуждались активные иранские усилия по созданию ядерного оружия. И это притом что созданный с данной целью проект «Амад», во главе которого стоял Фахризаде, был закрыт в 2003 году. Иными словами, кассета подтверждала, что работа над проектом продолжается.
Первая попытка ликвидировать угрозу в лице Фахризаде была осуществлена «Моссадом» в 2009 году. Физика поджидали в засаде в иранской столице, но в последний момент командование операцией дало отбой: возникло подозрение, что иранцы готовят участникам операции ловушку.
В начале следующего десятилетия в ходе приписываемых иностранными СМИ «Моссаду» ликвидаций, в Иране были убиты несколько важных фигур ядерной программы. Среди прочего, это привело к тому, что остальные — и в первую очередь Фахризаде — получили охрану. Начиная с 2012 года, о покушениях на ученых-ядерщиков не сообщалось. Иностранные источники связывают это с американским давлением на Израиль на фоне переговоров администрации Обамы по «ядерной сделке», заключенной в 2015-м.
«Нью-Йорк Таймс» пишет, что возвращение к ликвидациям и диверсиям вновь встало на повестку дня после отказа Дональда Трампа от условий соглашения. Непосредственный переход к активным действиям израильтяне обозначили в конце 2019-го – начале 2020 года, когда тогдашний глава «Моссада» Йоси Коэн поделился планами с американцами: таковые были изложены директору ЦРУ, госсекретарю Майку Помпео и даже лично президенту Дональду Трампу. Как пишут авторы, цитируя некоего представителя принимающей стороны в Вашингтоне, присутствовавшего на одной из таких встреч, американцам очень понравился план покушения.
В отличие от 2010–2012-го годов, когда объекты ликвидации, по сути, не охранялись, теперь Фахризаде защищало одно из спецподразделений КСИР. Передвигался он исключительно в автоколоннах с телохранителями, причем охрана меняла маршруты и графики передвижения, чтобы осложнить подготовку нападения. От себя отмечу, что этого оказалось недостаточно: покушение осуществили именно на основании глубокого изучения маршрутов и графика объекта. Авторы статьи пишут, что сначала планировалось задействовать начиненный взрывчаткой автомобиль, а затем находящиеся на месте агенты должны были использовать стрелковое оружие, однако план был отвергнут ввиду проблематичности безопасного отхода. В «Моссаде» же, сообщает газета, многие годы действует правило, согласно которому при отсутствии нормальной возможности отступления операция не осуществляется.
Тогда-то и возникла идея использовать оружие, управляемое дистанционно. Сама по себе такая практика не нова. Например, беспилотные самолеты уже давно наносят удары, будучи управляемыми через спутник (Израиль не комментирует утверждения иностранных СМИ о наличии у него вооруженных беспилотников). Да что там БПЛА — сегодня широко используются наземные дистанционно управляемые стреляющие установки, мобильные или стационарные. За примерами далеко ходить не надо: и те, и другие, в частности с пулеметами FN MAG58 калибра 7,62 мм, задействованы в мерах по обеспечению безопасности по периметру сектора Газы. Речь идет об отличном пулемете, увидевшем свет в Бельгии в 1958 году и принятом на вооружение в десятках армий мира, включая ЦАХАЛ. В Израиле и ряде других стран пулемет производился по лицензии. Согласно авторам статьи, для ликвидации Фахризаде решили использовать как раз дистанционно управляемый MAG.
Вес сложнейшей установки, которая должна была привести в действие пулемет, составил примерно тонну. Ее по частям постепенно провезли в Иран и там собрали (предположу, что и опробовали перед операцией). План предусматривал установку системы на грузовичок с последующим обстрелом машины Фахризаде. Но одно дело, когда управление осуществляется с дистанции в сотни метров или несколько километров, а совсем другое — когда речь идет о покушении стратегической важности, а операторы находятся в более чем тысяче километров. Согласно подсчетам, пока сигнал с видеокамер пулемета доходил до операторов, и команда поступала обратно на установку, проходило 1,6 секунды — очень много с учетом того что цель движется. Это и был важнейший технический вызов для разработчиков. Задачу решили при помощи искусственного интеллекта. Вторая проблема — стабилизация машины с установленным пулеметом, дабы с началом стрельбы не пострадала точность — также нашла решение.
Припаркованная машина без людей, с тщательно замаскированным пулеметом поджидала колонну Фахризаде в очень удобном для засады месте. На пути колонны у перекрестка, где автомобили должны были развернуться, чуть раньше оставили еще одну машину с камерами — она должна была послать в оперативный центр картинку, по которой станет ясно, на месте ли Фахризаде. Вопреки первоначальным сообщениям об инциденте, автомобиль иранского ядерщика не был бронирован. Кроме того, он категорически отказывался ездить на заднем сидении и водил сам. На этот раз рядом с ним была жена. Машина Фахризаде шла второй в колонне из четырех. Перед самой засадой первый автомобиль с охраной оторвался от колонны и направился к дому супругов проверить, все ли там в порядке. Это было оплошностью, облегчившей ликвидаторам задачу. Первая короткая очередь попала ниже лобового стекла, но в результате второй стекло поразили не менее трех пуль, что видно на снимках. Фахризаде был ранен в плечо, выбрался из машины и встал на колено за открытой дверью, после чего, согласно официальным иранским данным, получил три пули в позвоночник. Жена не пострадала. Разумеется, она не была целью, но ей, несомненно, повезло остаться в живых. Ни один из находившихся в колонне одиннадцати (по иранским официальным источникам) телохранителей не смог предпринять ничего эффективного.
Как пишет «Нью-Йорк таймс», американцам сообщили о начале операции в то же утро 27 ноября. С целью заметания следов грузовичок с пулеметом заминировали и сразу после стрельбы взорвали. Согласно авторам статьи, здесь-то и имел место единственный прокол в операции: сложнейшая установка разлетелась от взрыва не на такие мелкие куски, как планировалось, благодаря чему иранские следователи получили возможность лучше понять, что произошло.
Решающая часть операции — с момента открытия огня — продолжалась менее минуты. За это время было израсходовано всего 15 патронов…