ЕЩЕ ОДИН КРОВАВЫЙ НАВЕТ

Ян СМИЛЯНСКИЙ, обозреватель «Новостей недели» для «Еврейского обозревателя» | Номер: Декабрь 2013

Мечеть Аль-Акса – знак того, что Храмовая гора, увы, не в наших руках.

Мечеть Аль-Акса – знак того, что Храмовая гора, увы, не в наших руках.

Арабская пропаганда эксплуатирует юдофобские клише более чем вековой давности – и многие воспринимают эту чудовищную ложь как откровение

Несколько дней назад ко мне обратилась знакомая российская журналистка с просьбой прокомментировать заявления, сделанные «послом Палестины» в России Фаедом Мустафой. К письму она приобщила видеозапись пресс-конференции Мустафы в Москве. Рассказывая о ходе израильско-палестинских переговоров, Фаед Мустафа назвал одним из главных препятствий на пути к миру «попытки евреев захватить мечеть Аль-Акса и превратить, по меньшей мере, часть ее в синагогу».

Спустя пару дней, пролистывая в Интернете страницы СМИ Великобритании, США, Франции и т.д., я обнаружил, что во всех этих странах представители ПА говорили то же самое почти теми же словами, и эти слова услужливо размножались прессой. Таким образом, речь идет об очередной целенаправленной клеветнической кампании, развязанной палестинцами против Израиля. И в связи с этим невольно встает вопрос о том, кто породил эту гнусную ложь и как ей противостоять.

 КРАТКИЙ ЭКСКУРС
В ИСТОРИЮ

Судя по всему, ложь о том, что евреи угрожают мечети Аль-Акса, в отличие от традиционного кровавого навета, родилась относительно недавно, в 20-30-е годы прошлого века. Ее автором был знаменитый соратник Гитлера иерусалимский муфтий Хаджи Амин аль-Хусейни. В его время мечеть Аль-Акса на Храмовой горе представляла собой довольно запущенное здание, и муфтий стал распространять слухи о том, что руководство еврейского ишува (сиречь «сионисты») договариваются с англичанами о том, чтобы разрушить мечеть и поставить на Храмовой горе «Третий Храм». Вооружившись этой ложью, он отправился в турне по арабскому миру в надежде собрать пожертвования на восстановление мечети, а заодно закрепить за собой статус защитника ислама и одного из лидеров арабского мира.
Надо сказать, что судьба мечети Аль-Акса арабов заботила тогда мало, жертвовали они на нее неохотно, но вот разжечь с помощью этой лжи антиеврейские настроения в подмандатной Палестине муфтию удалось, следствием чего и стали кровавые события 1929 и 1936 гг.
Но самое главное заключается в том, что именно муфтий аль-Хусейни, по всей видимости, разработал концепцию, в которую сегодня свято верят и арабские депутаты кнессета, и простые палестинцы: евреи не имеют никакого отношения ни к Иерусалиму, ни к Храмовой горе, ни к Святой земле. Я много раз беседовал с израильскими арабами, принадлежащими к самым разным слоям общества. Большинство из них были вполне вменяемыми, довольно симпатичными, а порой даже эрудированными людьми. Но как только речь заходила об истории, они впадали в ступор и начинали отрицать то, что отрицать просто нелепо и противоречит самим основам ислама: не было, мол, никакого еврейского царя Давида, не было никакого царя Соломона, который построил Храм, не было никакого Храма, а мечеть Аль-Акса построил Ибрагим (он же Авраам) 4 тысячи лет назад. На вопрос о том, кем же был этот самый Ибрагим-Авраам, следует ответ: правоверным мусульманином!
Судя по всему, в последние десятилетия ложь о том, что евреи угрожают мечети Аль-Акса, была сознательно реанимирована определенными силами с все той же целью – делегитимации Израиля, возбуждения во всем мире ненависти к евреям как осквернителям святынь и утверждении в сознании мирового сообщества мысли о неотъемлемом праве палестинцев на Иерусалим.
Как рассказал мне близкий к нашим спецслужбам источник, подтверждение тому было получено при изучении документов, найденных в канцелярии покойного Ясира Арафата в ходе осады Мукаты.
Среди прочего Арафат рассылал лидерам арабских стран письма, в которых утверждал, что Израиль планирует разрушить мечеть Аль-Акса, устроив на Храмовой горе искусственное землетрясение, взорвав вакуумную бомбу или же направив на мечеть звуковую волну огромной мощности (что-то вроде иерихонских труб). Арафат также отдавал указания доводить эти сведения до народных масс и международной общественности – явно с целью подогрева антиизраильских настроений.
Вся эта кампания длилась годами, и именно поэтому (а отнюдь не из-за визита Ариэля Шарона на Храмовую гору) вторая интифада была названа «интифадой Аль-Акса»: палестинское руководство разыграло ее по давно разработанному военному и идеологическому сценарию, для реализации которого оставалось лишь найти повод.
Кстати, по словам моего собеседника, из изъятых в Мукате документов не стало ясно, понимал сам Арафат и его окружение, что они внедряют в народные массы и зарубежные СМИ откровенную ложь, или же они и сами в нее верили. Последнее тоже исключать нельзя: возможно, вера в то, что евреи спят и видят, как бы разрушить мечеть Аль-Акса, настолько прочно вошла в сознание палестинцев, что стала частью их молодого национального самосознания.
В наши дни руководство ПА во главе с Абу-Мазеном продолжает разыгрывать все ту же карту, но одним из главных разжигателей страстей вокруг Храмовой горы и мечети Аль-Акса стал в последнее время глава Северного крыла израильского Исламского движения шейх Райад Салах. Вновь и вновь он озвучивает в своих выступлениях как перед мусульманами, так и перед журналистами и правозащитниками, версию о том, что евреи ведут тайные земляные работы на Храмовой горе, чтобы обрушить стоящие там мечети. Поводом для таких заявлений становится что угодно: необходимость укрепления моста Муграби, открытие нового входа в туннель Хашмонаев, проверка экспертами состояния камней Стены Плача… Главное – призвать правоверных к защите «мусульманской святыни» и спровоцировать массовые беспорядки.
«Какой наглостью должны они обладать, чтобы желать построить свой дом молитвы, когда на их одеждах еще не высохла наша кровь, когда наша кровь на дверях их, в их пище и в их питье! В конце концов, это не мы, а они разрешили себе есть хлеб, макая его в кровь детей!» – заявил шейх Салах в одной из своих антиеврейских речей.
По словам хорошо знакомых с этим господином работников спецслужб, Салах опасен тем, что сочетает в себе прагматика и фанатика. Прагматик использует тему мечети Аль-Акса для разжигания антиизраильских настроений, сбора пожертвований и мобилизации арабских лидеров. Однако одновременно, как в свое время муфтий аль-Хусейни, шейх Салах истово уверен в том, что Аллах возложил на него особую миссию по уничтожению Израиля и последующего восстановления Великого Халифата, а потому достучаться до разума этого человека и убедить его занять более умеренную позицию невозможно. Недавно, как известно, суд запретил шейху Салаху приближаться к Храмовой горе и к Иерусалиму, но это вряд ли остановит его деятельность.
Третьей силой, которая усиленно распространяет в мире миф о том, что евреи хотят отобрать у арабов Храмовую гору или ее часть, являются различные так называемые правозащитные организации. Именно от них зарубежные СМИ время от времени получают и публикуют сообщения о том, что некие еврейские фанатики задумывали совершить теракт на Храмовой горе и даже взорвать мечеть Аль-Акса. Сами «правозащитники» при этом обычно оперируют термином «израильские правые радикалы», но широкий европейский или американский читатель вряд ли задумывается над этим словесным оборотом. Для него важно то, что речь идет о евреях, и он видит в таких публикациях подтверждение версии палестинцев.

 В ЧЕМ ПРАВДА, БРАТ?
Исторические факты – вещь упрямая, и они однозначно свидетельствуют, что Храмовая гора давно уже стала одним из главных гнезд палестинского террора. Как известно, именно зажигательная речь муфтия аль-Хусейни в 1928 году о том, что евреи хотят захватить Аль-Аксу, привела к кровавой резне 1929 года в Иерусалиме. В 1986 году базировавшаяся на Храмовой горе ячейка террористов совершила теракт против солдат, принимавших присягу у Стены Плача, а затем попыталась найти убежище в мечети Аль-Акса. О том, сколько раз с территории Храмовой горы забрасывали камнями молящихся у Стены Плача евреев, думается, напоминать не стоит.
А ведь с того момента, как Храмовая гора оказалась под израильским суверенитетом и вплоть до сегодняшнего дня, Израиль делал все для того, чтобы продемонстрировать свое уважение к чувствам мусульман и обеспечить свободу их вероисповедания. Не успели солдаты Моты Гура водрузить израильский флаг над мечетью Аль-Акса, как Моше Даян приказал снять его, а затем сам явился к руководству ВАКФа и заверил его, что Израиль никоим образом не намерен оспаривать право мусульман на Храмовую гору. После этого последовали запреты на проведение археологических раскопок на Храмовой горе (важность которых невозможно переоценить), на посещение ее евреями и, само собой, на проведение там каких-либо еврейских религиозных обрядов и молитв.
В сущности, реальная угроза существованию мечети Аль-Акса возникла только однажды, причем не из-за евреев, а все из-за того же шейха Райада Салаха, по инициативе которого было решено соорудить под Аль-Аксой еще одну мечеть – подземную. Проводившиеся в ходе сооружения этой мечети земляные работы едва не обрушили северную и западную стены Аль-Аксы. Когда арабские строители поняли это, они немедленно вызвали на помощь израильских инженеров, чтобы те помогли им укрепить стены.
Понятно, что если бы этот факт получил международную огласку, если бы Израиль раструбил о нем по всему миру, пригласил бы инспекторов ЮНЕСКО, скандал вышел бы грандиозный. Однако по непонятным мне причинам израильские власти решили прислушаться к просьбе ВАКФа и руководства ПА и сохранить все произошедшее в тайне.
Сегодня, как известно, израильская полиция продолжает пристально следить за тем, чтобы количество евреев, которым разрешено подняться на Храмовую гору, было строго ограничено и чтобы они ни в коем случае там не молились. За любую попытку молитвы с Храмовой горы, как известно, удаляют даже депутатов и министров.
Все это я излагаю своим зарубежным коллегам в ответ на их просьбу прокомментировать заявления о том, что мы хотим отнять у палестинцев Храмовую гору, но помогает, увы, все это слабо…

 ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если судить по мониторингу мировой прессы, мы уже настолько привыкли к обвинениям по поводу израильской угрозы Храмовой горе, что даже не реагируем на них. И МИД, и те, кто отвечает в канцелярии премьера за ведение информационной войны, предпочитают подобные обвинения просто не замечать.
Западные же и российские СМИ в лучшем случае берут на очередной выпад палестинцев комментарий у какого-нибудь представителя Израиля и на этой основе готовят «объективное» сообщение: дескать, палестинцы утверждают то-то и то-то, а евреи – то-то и то-то, но при этом в подтексте непременно чувствуется, что палестинская версия вызывает у них больше доверия.
Разумеется, оставлять и дальше ситуацию в таком виде нельзя. Хотя бы потому, что речь идет о судьбоносном для нашего народа вопросе, об одной из самых болезненных точек в наших взаимоотношениях с палестинцами.
По мнению специалистов в области политтехнологий, Израилю давно пора развернуть борьбу за Храмовую гору сразу на нескольких фронтах. Одним из главных таких фронтов должна стать, как это ни странно прозвучит, пропагандистская кампания в арабских странах. Необходимо появление на арабском языке книг, брошюр, сайтов, доносящих до народов арабских стран правду о том, что Храмовая гора изначально тесно связана с еврейской историей, и вплоть до последнего времени никто из крупных мусульманских богословов это не отрицал. Хотя арабы, безусловно, считают Израиль враждебным государством, интерес ко всему, что связано с нашей страной, в арабском мире огромен, так что эти материалы непременно найдут своего читателя.
Второй фронт, разумеется, должен быть открыт на Западе, где среднестатистический обыватель крайне плохо знаком и с Библией, и с историей, а потому предпочитает верить палестинской пропаганде.
Но, пожалуй, самый любопытный вывод экспертов заключается в следующем: чем активнее Израиль будет демонстрировать свою уверенность в праве евреев на Храмовую гору в рамках базисного права на свободу доступа к святым места и свободу вероисповедания, тем меньшее впечатление будут производить на мировое сообщество крики об угрозе мечети Аль-Акса с нашей стороны и иудаизации Иерусалима. И наоборот: чем больше мы будем оправдываться, чем больше ограничений будем вводить для доступа евреев на Храмовую гору (причем нет никакого закона, регулирующего эти ограничения, они устанавливаются исключительно полицией), тем больше мир будет верить лживым заявлениям палестинцев.
Отсюда становится понятной вся важность предложенного партией «Еврейский дом» законопроекта о введении на Храмовой горе постоянных часов для молитвы евреев, и та ярость, которую этот законопроект вызвал у арабских депутатов. Безусловно, если он будет принят, на Храмовой горе опять вспыхнут массовые беспорядки, но вряд ли они продлятся долго, зато в итоге миру не останется ничего другого, кроме как признать, что мы имеем право молиться на Храмовой горе. Тем более что Израиль не собирается попирать права мусульман и отнимать у них мечеть. А это, в свою очередь, может привести и к перелому в информационной войне, который отнимет у палестинцев одну из их козырных карт, явно крапленую.
«Зачем нам страна без Иерусалима?!» – сказал в свое время Давид Бен-Гурион, когда обсуждалась возможность того, что Иерусалим вообще не будет включен в границы будущего еврейского государства.
«Зачем нам Иерусалим без Храмовой горы?!» – можем сказать мы сегодня.
И крайне важно, чтобы мир это услышал и понял.