Лесь Танюк и евреи
На 78-м году ушел из жизни Лесь Танюк
Жизнь яркая и многогранная
Мы познакомились с Лесем Степановичем, когда он возглавлял Комитет Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности.
Выдающийся режиссер и писатель в начале 60-х был первым президентом киевского Клуба творческой молодежи, откуда вышли шестидесятники Иван Драч, Иван Дзюба, Евген Сверстюк и другие. В независимой Украине Лесь Танюк возглавил Всеукраинское общество «Мемориал» им. Стуса, Национальный союз театральных деятелей и кафедру режиссуры Киевского театрального института.
Посвятив жизнь развитию национальной культуры, украинского театрального искусства, Лесь Степанович отмечал естественное взаимовлияние украинской и еврейской культур.
«В украинской народной музыке часто встречаются вкрапления еврейских темпов и ритмов, – говорил он. – Это особенно видно в песенном творчестве юга Украины и Галиции. Завязаны единым узлом наши театры и живопись. А в еврейских народных песнях можно услышать мотивы украинского козачка и гопак. Порой нелегко отделить одни национальные ритмы от других; и уж конечно нельзя точно определить, кто на кого больше влиял. Фрагменты юмора еврейских «шпильманов» можно обнаружить даже в древнем украинском бурлеске, в вертепных действах. Мендель Мойхер-Сфорим, а позже Шолом-Алейхем дают прекрасные образы украинских крестьян, украинская литература изобилует талантливо выписанными еврейскими типами. А чего стоит один только послереволюционный Киев с такими именами, как Бергельсон или Шварцман, Давид Гофштейн или Лейб Квитко, Перец Маркиш или Исаак Фефер!»
«Еврейская тема, – продолжал Л.Танюк, – часто присутствует в украинской литературе, у нас были острые честные выходы на правду о страшных погромах начала века. Украинская культура всегда была толерантной, и человек с клеймом юдофоба оказывался вне общества, вне культуры. А среди деятелей украинского культурного возрождения 20-30-х годов – немало известных еврейских имен».
Лесь Степанович участвовал в создании еврейского курса в театральном институте. Когда предполагалось набрать еврейский курс (перед этим уже были венгерский и другие), ректорат предложил ряду опытных педагогов с высокими званиями вести его. Они были евреями, но все отказались. Может быть, сработал генетический страх, или «моя хата с краю», а вдруг какой-то подвох, и завтра придется расплачиваться «за смелость» … После этого Лесь Танюк дал согласие набрать курс, хотя и не знал ни иврита, ни идиш. Тогда набрали хороших ребят, впрочем, парней еврейских почти не было. Набрали украинских – и они изучили идиш, освоили еврейскую культуру, стали ее пропагандистами. На курсе тогда поставили ряд пьес еврейских авторов, был успех, была пресса, но самостоятельным театром их не сделали. Правда, подал заявку театр «Мазлтов». И большинство из курса ушло туда. Например, талантливая Виктория Спесивцева, теперь уже заслуженная артистка Украины.
Однако профессиональный еврейский театр в Киеве так и не создали. А ведь в Киеве раньше активно работали различные театры, не только украинские и российские, но и польские, еврейские. Замечательный еврейский театр был создан братьями Лойтер. Лесь Курбас, а позже Марьян Крушельницкий (у которого учился Танюк) были дружны с Михоэлсом. Пьеса «Путешествие Вениамина III» Мойхер-Сфорима, поставленная в ГОСЕТе, безусловно, повлияла на стилистику прекрасной украинской пьесы – «Народного Малахия» М. Кулиша.
Когда Курбаса в 1933 году сняли с должности главного режиссера «Березиля» с клеймом «врага народа», ему протянул руку Соломон Михоэлс и предложил постановку «Короля Лира» в своем театре. Спектакль, как известно, стал шедевром, но завершал его уже другой режиссер, – Курбаса арестовали непосредственно в театре.
В настоящее время наиболее профессиональный еврейский театр создало Николаевское общество еврейской культуры. Об этом, в частности, свидетельствует феерический иллюзион «Моя кошерная леди» (автор сценария – Аркадий Хайт), представленный Театральной студией «НОЕК» на фестивале «Блуждающие звезды» в 2015 году. Интересно отметить, что почти все театры столицы имеют в своем репертуаре спектакли по еврейской тематике. По мнению Леся Степановича, еврейский театр в Украине должен перенести на сцену народные интонации. Он не должен ставить перед собой исключительно развлекательные цели. Вспомните московский театр Шерлинга, его «Черную уздечку для белой кобылицы»: прекрасное было начало. А дальше? Все скатилось в «общеевропейский мюзикл» – и театра не стало. Его мюзиклы с прекрасными танцами были интересны в Германии и США, но там это был второй эшелон. И Шерлинг быстро выдохся.
Многие годы Украина справедливо гордилась сохранением межнационального мира. Тем не менее не прекращали активность силы, которые пытались разжечь межэтническую вражду. Законы против шовинизма, принятые в стране, в судах почти не применяются, а государственные органы, которые обязаны следить за выполнением этих законов, проявляют снисходительность к шовинистам. Всем протестующим против антисемитизма советуют подавать в суд по принципу: «Дело спасения утопающих – дело рук самих утопающих». Активным участником противодействия национал-шовинизму был Лесь Танюк. В августе 1999 года он вместе с председателем Комитета ВРУ по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Геннадием Удовенко обратился к вице-премьер-министру Украины В.П.Семиноженко, предложив принять конкретные меры против антисемитских изданий.
Лесь Степанович отмечал, что при возникновении напряженности в любой стране всегда находятся желающие немедленно найти виновных и списать на них все проблемы. Бескультурье, как правило, проявляется там, где начинают указывать на национальные или другие группы – «москали», «бандеровцы», «жиды» … Но «еврейский вопрос» наиболее опасен, поскольку человечество уже имеет страшный опыт его «окончательного решения» и знает меру страданий, к которым это привело.
Цивилизованные политдвижения никогда не опустятся до разжигания национальной розни.
Лесь Танюк вспоминал: «Во время референдума 1991 года была выпущена открытка – не ходите на выборы, в этот день готовится всеукраинский еврейский погром. Рух вышел тогда в Киеве на улицы – и все было спокойно. Некоторые боялись, но мы объявили, что выступим против любых погромщиков, и нам не пришлось краснеть за день, когда Украина проголосовала за независимость. Кстати о независимости. За нее тогда проголосовали не только украинцы. Мы провели опрос – и вот цифры. Украинцы «дали» 87%, русские поменьше. Но евреи-то проголосовали за независимость Украины – 92%! А крымские татары и того больше – 96%. Так что выбор наш был далеко не мононационален. Мы никогда не воспринимали независимую Украину как государство для одного единственного народа. Мы отстаиваем концепцию политической нации. Граждане Украины являются украинцами в той же степени, в которой американские евреи или пуэрториканцы считают себя американцами, в которой французские арабы или эльзасцы с немецким языком считают себя французами … Мы много потеряли в Народном Рухе, когда самоликвидировался Совет национальностей. От него исходило много интересных предложений, это расширяло спектр действия Руха.
Многие причины наших «недоразумений» возникают от неумения власти найти психологические мотивации тех или иных действий, указов. В США, например, президент и его чиновники тратят львиную долю времени, средств на психологическое обеспечение любой новации. Они готовят к этому нацию, медленно подводят ее к требуемому уровню готовности именно таких решений. У нас в стране этому практически внимания не уделяют. О плохой хозяйке не зря говорят – умела готовить, и не умела подать. В этом признак нашего воинствующего провинциализма во власти. Но сейчас есть возможность исправить ситуацию, и мы должны это сделать совместно, все вместе. И начинать надо все-таки по культуре отношений – в первую очередь».
Как нам сейчас будет не хватать Леся Степановича Танюка.
Из нашего досье:
Лесь Степанович ТАНЮК родился в семье учителя украинского языка 8 июля 1938 года в поселке Жукин Киевской области.
Окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения. На его счету как режиссера немалое число интересных постановок. Много лет учил молодежь актерскому и режиссерскому мастерству.
Лесь Танюк – Народный артист Украины, заслуженный деятель искусств Украины. Он был награжден Орденами Князя Ярослава Мудрого IV и V степеней.
Лесь Танюк вел активную общественную и политическую деятельность. Он был одним из лидеров Народного Руха Украины и депутатом Верховной Рады 1-5 созывов.
Автор: Александр Найман