ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПОРТРЕТ ГЕНИЯ
За одиннадцать лет своего существования киевский Музей Шолом-Алейхема стал настоящим международным культурным центром, в котором регулярно проходят лекции, выставки, спектакли, концерты и презентации.
Классик еврейской литературы Шолом-Алейхем с юношеских лет был влюблен в Киев, в котором он прожил с 1887-го по 1905 год, и по которому всегда тосковал, пребывая за границей. «Киев – это мой город…То, что я не могу быть в Киеве, навевает на меня печаль», – писал он из Италии в 1908 году, надеясь при первой же возможности вернуться в город своей мечты.
Музей Шолом-Алейхема находится на месте дома, в котором писатель прожил семь наиболее плодотворных лет своей жизни. Поэтому стало уже доброй традицией проводить в этом историческом пространстве мероприятия, посвященные выдающимся киевлянам, одним из которых является и легендарный украинский ученый Борис Патон.
Не так давно в нашем музее состоялся показ уникального фотопортрета Бориса Евгеньевича Патона. Уникальность этого портрета в том, что он был создан Искусственным Интеллектом. «Гений» – первый в мире портрет реально существующего человека, выполненный искусственным разумом. Эпохальная работа стала достойным подарком к недавнему 100-летнему юбилею ученого, который вот уже 57 лет возглавляет Национальную академию наук Украины, является директором Института электросварки, автором и соавтором более 720 изобретений, множества научных монографий и публикаций.
Вопрос возможных путей развития человечества будоражил умы писателей-фантастов, начиная с 30-х годов прошлого века. Рэй Брэдбери, Роберт Хайнлайн, Хьюго Гернсбек, Айзек Азимов, который, к слову, с детства зачитывался рассказами Шолом-Алейхема, и другие писатели «золотого века научной фантастики» неутомимо импровизировали в своих романах на тему последствий появления новых технологий. А сам жанр сыграл не последнюю роль в развитии тех же информационных и биотехнологий, задавая направления будущих открытий, в частности и Искусственного Интеллекта, который в последние десятилетия из футурологических бестселлеров стремительно перекочевал в нашу действительность.
Впервые определение Искусственному Интеллекту дал американский ученый в области информатики Джон Маккарти в 1956 году, который этим термином назвал способность интеллектуальных машин выполнять творческие функции, которые традиционно считались прерогативой человека. Так же назвали науку и технологию создания интеллектуальных машин.
Существует множество подходов к созданию систем Искусственного Интеллекта. Наиболее популярен из них эвристический, при котором машина при помощи нейронной сети познает окружающий мир методом проб и ошибок. Само понятие «эвристика» (от греч. ??????? – открываю) возникло еще в Древней Греции как метод обучения, применявшийся Сократом – в ходе беседы ее участники с помощью системы наводящих вопросов и примеров учителя находили правильные ответы. Сократическая беседа для изложения своих теорий использовалась многими философами и естествоиспытателями, включая Платона, Ксенофонта, Декарта и Лейбница. А идею о вероятностной машине, «обучающейся без учителя», впервые высказал ученый и изобретатель Рэй Соломонофф на том же Дартмутском семинаре, на котором Джон Маккарти и предложил новый термин.
Сегодня в развитии этого направления сконцентрированы колоссальные усилия кибернетиков, лингвистов, психологов, философов, математиков и инженеров всего мира, которые стремятся разрабатывать системы, не внешне похожие на человека, а действующие, как человек. Например, национальная компьютерная инициатива США вывела из лабораторий немало направлений Искусственного Интеллекта и оказала существенное влияние на развитие теории высокопроизводительных вычислений и на ее применение во множестве прикладных проектов. Такие инициативы будут появляться, скорее всего, на стыках разных математических дисциплин – теории вероятностей, нейронных сетей, нечеткой логики.
Искусственный Интеллект позволяет компьютерам не только обучаться на собственном опыте, адаптироваться к задаваемым параметрам, но и выполнять задачи, которые раньше были под силу только человеку. Благодаря этим технологиям компьютеры можно «научить» выполнению определенных задач с помощью обработки большого объема данных и выявления в них закономерностей.
Ученые пытаются заглянуть и в более отдаленное будущее. Можно ли создать автономные устройства, способные при необходимости самостоятельно собирать подобные себе копии, то есть размножаться? Способна ли наука создать соответствующие алгоритмы? Сможем ли мы контролировать Искусственный Интеллект? Или человеческий ум создаст уже реальные персонажи, которые, нарушая «три закона робототехники» Айзека Азимова, последуют примеру героини глубоко философского научно-фантастического фильма «Из машины» британского режиссера Алекса Гарленда? Ответов на эти вопросы пока нет, но человечество каждый день работает над тем, чтобы найти их.
***
По праву можно сказать, что, готовя юбилейный подарок Борису Патону, экспериментаторы создали новое направление в искусстве. Уникальная работа, созданная Искусственным Интеллектом, стала неординарным подарком к недавнему 100-летнему юбилею выдающегося ученого, изобретателя в области сварочных процессов и технологии металлов, благодаря которому человек научился сваривать материалы не только в космосе и под водой, но и получил технологию сварки живых тканей. «Наука превращает смысл жизни в счастье» – именно так звучит жизненное кредо этого удивительного человека.
Идея создания необычного портрета принадлежит известному американскому фотохудожнику Сергею Мельникофф – основателю Международного благотворительного фонда «Душа Украины». Попечительский совет Фонда возглавляет Борис Патон.
Как международная благотворительная организация, пропагандирующая идеалы гуманизма и просветительства, фонд «Душа Украины» имеет поддержку таких всемирно известных имен, как Стивен Спилберг, Арнольд Шварценеггер, Джеймс Камерон, XIV Далай-лама, и других выдающихся представителей нашего времени.
В мире не так уж много людей, у которых в семейных альбомах найдутся фотографии за вековой период. Борис Евгеньевич оказался именно таким уникумом, который откликнулся на просьбу предоставить тысячи черно-белых и цветных фото, начиная с раннего детства. «Основой создания этого произведения стала подготовка подарка к столетию Бориса Патона, – вспоминает Сергей Мельникофф. – Возникла идея издать альбом, но альбомов у него достаточно, и я подумал, почему бы не взять весь массив фотографий, которые мы собрали, а их несколько тысяч, и не пропустить их через суперкомпьютер. Идея сделать альбом трансформировалась в идею сделать что-то исключительное, хотя тогда еще не было в мыслях впервые в мире».
Для создания подобного портрета необходимо было обработать большой массив информации, сотни гигабайт, а для этого был нужен суперкомпьютер. Как утверждает Сергей Мельникофф, очередь к таким компьютерам расписана на годы вперед, ведь их не так уж и много в мире. Однако нужный компьютер был найден в Харькове, что весьма символично, так как Борис Евгеньевич бесчисленное количество раз бывал на харьковских предприятиях, а в цехах завода имени Малышева еще со времен Второй мировой войны использовались результаты открытий семьи Патонов – отца и сына. Их революционный метод электросварки броневых плит танка Т-34 стал настоящим технологическим прорывом во время Второй мировой войны.
Специальный алгоритм, написанный в компании «Нейросети Ашманова», позволил проанализировать около двух тысяч фотоснимков Бориса Патона и сгенерировал собственный вариант, представив миру обобщенный портрет ученого XX-XXI столетий. Было создано уникальное произведение киберискусства, получившее название «Гений», равного которому в фотографическом мире на сегодняшний день не существует.
Первый показ «Гения» состоялся в государственном информационном агентстве «Укринформ» – это оригинал портрета 4х4 метра, который выполнен на 10-миллиметровом акриловом стекле в технологии пластификации.
Фотопортрет «Гений», по словам Сергея Мельникофф, будет продан через аукцион Heritage, третий по величине в мире. Им уже заинтересовались нью-йоркские Музей современного искусства и Музей Гуггенхайма. «Это был предаукционный показ, дальше портрет поедет в Лондон и Нью-Йорк, а затем уже найдет свое место в музее, – комментирует Сергей Мельникофф. – Стартовая цена продажи фотопортрета – 500 тысяч долларов. Все полученные средства пойдут на благотворительные проекты фонда «Душа Украины».
Директор Музея Шолом-Алейхема, художник и искусствовед Ирина Климова отметила необычайные творческие возможности Искусственного Интеллекта, который, по ее мнению, создал вполне профессиональное произведение изобразительного искусства – многогранный, психологически выверенный портрет Бориса Евгеньевича Патона. В зависимости от ракурса, от места нахождения зрителя возникает новый, неожиданный образ. Портрет обладает необыкновенным внутренним свечением, что достигается выразительными средствами изобразительного искусства, тональным, цветовым решением. Это очень неординарное произведение, обладающее сильным эмоциональным воздействием на зрителя.