ЕВРЕЙСКАЯ ВИННИЦА ПРИГЛАШАЕТ В ПУТЕШЕСТВИЕ

| Номер: Октябрь 2013

Особняк Б.М.Львовича

Особняк Б.М.Львовича

Проходя по улицам родного города, мы порой не догадываемся о том, свидетелями каких событий им довелось стать. Недавно я наткнулся на объявление в Интернете об авторской экскурсии Александра Федоришена «Стежками єврейської Вінниці». С Александром я уже был заочно знаком – этот молодой человек основал популярное сообщество «История Винницы» в социальной сети «В Контакте».

– Винница – небольшой город с большой историей, в том числе и еврейской, – говорит Александр. – Достаточно сказать, что в 1913 году 47% горожан составляли иудеи.
Что касается идеи подобной экскурсии, то она возникла одновременно у меня и владельца музея-магазина «Пан Заваркин и сын» Александра Абрамчука. Это уникальное заведение является реконструкцией магазина колониальных товаров «Панъ Заваркинъ и сынъ», процветавшего в Виннице в начале прошлого века. Лавку (а вначале это была лавка) открыл приехавший из Вапнярки Моисей Флигельтуб, и вскоре чай, кофе, специи и экзотические орехи пользовались большим спросом среди состоятельных винничан. В 1904-м, желая расширить бизнес, Флигельтуб формально принял христианство и стал Матвеем Заваркиным. Он обеспечивал чаем, кофе и шоколадом даже императорский двор, удостоившись благодарственных писем от «ее величества». После революции семья была вынуждена эмигрировать – сначала в Париж, затем в Америку, где и по сей день живут потомки Флигельтубов/Заваркиных.
Сегодня при магазине существует клуб путешествий «Земной шар», который и организовывает различные тематические экскурсии.
– Так и родилась «Стежками єврейської Вінниці»?
– Экскурсия стала жемчужиной в цикле путешествий по неизвестным местам нашего города. Ее изюминка – демонстрация немого фильма «Еврейское счастье», который частично снимался в Виннице в 1924 году. Во время экскурсии мы идем по улочкам, где проходили съемки фильма, изучаем типичную местечковую застройку, вспоминаем людей, родившихся здесь и прославивших наш город.
Маршрут начинается у столетней водонапорной башни, затем идет по Иерусалимке, где когда-то проживало большинство евреев Винницы. У Южного Буга ютилась беднота и стояли ветхие лачуги (Нижняя Иерусалимка), ближе к центру – жили евреи побогаче (Верхняя Иерусалимка), здесь сохранились каменные дома и элементы местечковой застройки. Многое, конечно, было разрушено, но в целом Иерусалимка сохранила колорит еврейского местечка с разнородными, наползающими друг на друга домиками – пусть даже многие из них возведены после войны.
Примечателен особняк Львовича, построенный в 1913 году в стиле неоклассицизма и принадлежавший одному из богатейших людей Винницы того времени – Борису Моисеевичу Львовичу.
На деньги Львовича содержалась «Талмуд-Тора», он выделял средства на похороны нищих, приданое для бедных невест и т.п. Львович владел одним из крупнейших металлургических предприятий той эпохи – Винницким чугунолитейным заводом «Молот» (сейчас это – Винницкий завод тракторных агрегатов). Металлические чугунные лестницы, люки водопроводных колодцев, трубы – все это верой и правдой до сих пор служит горожанам. На заводе Львовича изготовлено и чугунное крыльцо с лестницей – элемент фасада здания Государственного архива Винницкой области (бывший иезуитский монастырь).
Конечно, предприниматели такого уровня могли себе позволить строительство престижного жилья. Особняк Львовича сделан со вкусом и вместе с тем без лишней помпезности. На фризе можно увидеть инициалы первого владельца особняка – BL.
Но его семья жила в этом доме недолго – в 1918-м здание национализировали, а сам Львович эмигрировал. В свое время, когда Винница была столицей УНР, именно в этом доме размещалась резиденция Симона Петлюры. С 1930-х годов здание занимает управление областного радиовещания.
Симметрично, между Бугом и Соборной улицей расположен район Новая Иерусалимка – там тоже колорита хватает. Именно здесь на ул. Володарского находится дом, где в 1889 г. родился известный художник Натан Исаевич Альтман. Он известен, прежде всего, как автор портрета Анны Ахматовой, но кроме этого создал целую серию портретных бюстов вождей революции и был автором эскизов герба и флага РСФСР. А во всем мире его еще знают как художника-авангардиста.
– Тем не менее, в Виннице он не удостоился даже мемориальной доски.

Здание бывшей синагоги по ул.Краснокрестовской

Здание бывшей синагоги по ул.Краснокрестовской

– Действительно досадно, что на родине его никак не «отметили». А ведь он рисовал и родную Винницу – известны его зарисовки старых домиков на Иерусалимке. Вернувшись из Франции в 1911 г., он пишет, например, картину «Еврейские похороны» – печальное воспоминание о смерти деда, и серию карикатур на своих земляков, которую издает отдельной книгой под названием «Винница в карикатурах» (1912).
В конце восьмидесятых годов, в разгар перестройки, когда стали переименовывать улицы, группа винницких художников обращалась в обладминистрацию с ходатайством переименовать ул. Коммунистическую, на которой жил Натан Исаевич с бабушкой, в улицу Альтмана. Но безрезультатно.
– Что еще можно рассказать об этом районе города?
– Нельзя обойти тему Холокоста – всего за годы нацистской оккупации в Виннице, по разным оценкам, было уничтожено от 20 до 25 тысяч винницких евреев. Как раз здесь, в районе ул. Коммунистической было создано гетто, откуда у обреченных была лишь одна дорога.
На этой же улице на доме №22 установлена мемориальная доска талантливому молодому поэту Ефиму Аптекману. Он участвовал в подпольной группе, которая в начале 1960-х создала в Виннице литературное течение «марксистов-футуристов» с выпуском альманахов и рукописных журналов. КГБ преследовало юных «марксистов», возможно, поэтому самый талантливый представитель винницкого андеграунда Ефим Аптекман покончил жизнь самоубийством в 1966 г. не дожив и до 20 лет.
А еще место пересечения улиц Свердлова, Володарского и Шолом-Алейхема винницкие юмористы называют «перекресток трех евреев».
– А чем примечателен фильм «Еврейское счастье»?
– Успешная совместная работа в Государственном Еврейском Театре (ГОСЕТ) Грановского, Михоэлса, Альтмана и композитора Пульвера натолкнула их на мысль снять вместе фильм. Сценарий был написан по Шолом-Алейхему, а автором титров стал Исаак Бабель. В 1924 г., когда стал вопрос о выборе натуры, съемочная группа по предложению Альтмана приехала в его родную Винницу, один из районов которой – а именно Иерусалимка – сохранился в первозданном «шолом-алейхемовском» виде. Для нас этот фильм примечателен тем, что пленка запечатлела старую Винницу 1920-х годов, людей, здания, сохранила дух той эпохи.
В завершение экскурсии участники смотрят этот фильм в кафе-музее, пытаясь угадать, что за здание промелькнуло, или где именно был снят тот или иной кадр.
По словам Александра, для многих молодых людей то, что они узнали во время экскурсии, стало настоящим открытием – они и не подозревали о столь богатой и насыщенной «параллельной» винницкой истории. А люди старшего поколения, заставшие Винницу 50-80-х гг., еще помнят пожилых евреев, гулявших в центре города и говоривших на идиш, евреев – врачей, учителей, инженеров, музыкантов. И ностальгируют по той Виннице, имевшей свой неповторимый колорит, созданный евреями, Виннице, которую уже не вернешь.

Беседовал Анатолий КЕРЖНЕР