Евреи против египтян. Месть фараона

| Номер: Май 2017

История взаимоотношений евреев и египтян так же длинна, как история еврейского народа, летопись всей нашей цивилизации. Первым побывавшим в Египте евреем был сам праотец Авраам. «И был голод в стране, и спустился Авраам в Египет, чтобы пожить там», – гласит библейский текст. Его сын Ицхак также намеревался спуститься в Египет, но не пошёл: «И был голод на земле, и явился Ицхаку Б-г и сказал: “Не спускайся в Египет. Оставайся в стране, которую Я тебе укажу. Оставайся жить в этой стране”». А Яаков, сын Ицхака, всё же спустился в Египет, как и его дед Авраам. «И сказал Б-г Яакову: “Я Всемогущий отца твоего! Не бойся спуститься в Египет: там Я сделаю тебя великим народом. И Я спущусь с тобой в Египет, и Я выведу тебя оттуда обратно». В глаза бросается следующий момент: если Ицхаку Б-г запретил идти в Египет, а Яакову, наоборот, повелел туда следовать, то Авраам спустился в земли фараона без всякого разрешения.
О том, что связывает евреев с Египтом, в чем был смысл египетского рабства и почему, если бы не Египет, не было бы и Израиля, мы поговорили с бизнесменом, учёным и филантропом Эдуардом Шифриным.

– Почему Авраам без разрешения пошёл в Египет? Он тем самым согрешил?
– Комментарии мудрецов по этому вопросу разнятся. Раши писал, что голод был ниспослан только в ту страну, где был Авраам, чтобы испытать его – подвергнет ли он сомнению слова Всевышнего, повелевшего ему отправиться в страну Ханаан, когда ситуация принуждает оставить её. Ибн Эзра считал, что Священное Писание подчёркивает: Авраам покинул страну Ханаан только из-за тяжёлого голода. А в «Берешит Раба» сказано, что не сетовал и не роптал на голод Авраам, а «сошёл в Египет». Из этих комментариев следует, что Авраам, спустившись в Египет, не совершал никакого греха и не был за это наказан.
Однако позиция Нахманида, а также мнение, выраженное в книге «Зоар», радикально отличаются от этих комментариев. Нахманид пишет, что уход Авраама из-за голода из той земли, в которой ему было заповедано быть – это совершённый им грех, так как Б-г «и в голод искупает от смерти». И за этот поступок, как считал Нахманид, потомство Авраама и было приговорено к изгнанию в Египет и отдано во власть фараона – ведь наказание происходило в том же месте, где был совершён грех. А в книге «Зоар» сказано: «За то, что Авраам спустился в Египет без разрешения, его потомки были порабощены в Египте на четыреста лет».
– С этим спуском Авраама в Египет связана еще одна не самая лицеприятная история: когда Авраам пытался выдать жену Сару за свою сестру.
– Нахманид высказывается по этому вопросу более чем однозначно: «И знай, что наш праотец Авраам невольно совершил большой грех, поставив свою праведную жену перед опасностью прегрешения из-за страха за свою жизнь, в то время как ему следовало полагаться на Б-га, что Он избавит его и его жену, и всё, что у него – так как у Б-га есть сила спасать». При этом ни Раши, ни Ибн Эзра это в вину Аврааму не вменяют. Получается, мнения мудрецов снова разделились: если Раши, Ибн Эзра, «Берешит Раба» считают, что Авраам вообще не согрешил, спустившись в Египет, то Нахманид говорит о двух грехах: сам спуск в Египет и попытка выдать Сару за свою сестру.
– Кто же из мудрецов прав?
– Не нам судить, кто из мудрецов прав, но чтобы прояснить ситуацию, попробуем провести логический анализ по принципу «от обратного». Фараон – властелин самой могущественной на то время империи мира. К нему в страну приходит маленькое племя во главе с пастухом. У пастуха есть красивая сестра. Что делает фараон? Он забирает сестру во дворец и одаривает её брата огромными богатствами, то есть фактически выкупает. В своей логике фараон поступает законно и никому ущерба не наносит. И вдруг выясняется, что пастух его обманул – это не сестра, а жена. Более того, Всевышний поражает самого фараона и его дом великими язвами по велению Сары. В «Берешит Раба» написано, что «всю ту ночь ангел стоял с жезлом в руках и ударял им». Если Сара говорила «бей» – ударял, если говорила «оставь» – оставлял. Об этом же пишет и Раши.
Просто представьте, какие чувства должен был испытывать всесильный фараон! Прежде всего, чувство огромного унижения, возможно, кстати, незаслуженного. В свою очередь, это чувство породило страх и ненависть. Страх – потому что фараон понимал, что на стороне Авраама находится Высшая сила. Ненависть – как ответ на то унижение, которое фараон испытал. По моему мнению, единственным желанием фараона было отомстить. Однако из страха перед Всевышним открыто он это сделать не мог. Фараон поступил по-другому, с типично восточным коварством: он отдал Саре в рабыни египтянку Агарь.
– Откуда мы знаем, что Агарь была дочерью фараона?
– Об этом говорил рабби Шимон бар Йохай, и его слова цитирует «Берешит Раба». Более того, отдавая Саре свою дочь Агарь, фараон сказал: «Лучше моей дочери быть рабыней в твоем доме, чем госпожой в другом». Однако можно взять на себя смелость и предложить несколько иной вариант толкования. Я говорил, что единственным желанием фараона была месть, которую он не мог свершить открыто. При этом он отдаёт в рабыни Саре свою дочь. Возникает вопрос: зачем? Фараон прекрасно понимал, что Агарь, которая сама привыкла быть госпожой и имела множество слуг, никогда с положением рабыни не смирится, и это её несмирение рано или поздно вырвется наружу. Фактически фараон ввёл в семью Авраама и Сары потенциальный конфликт, отсроченный во времени.
– По сути, тикающая бомба.
– Все события, которые произошли в дальнейшем, это подтверждают. Сара не рожает и решается отдать Аврааму свою рабыню Агарь. И как только Агарь забеременела, её несмирение тут же прорвалось наружу, и она «начала смотреть на свою госпожу с презрением», как сказано в Торе.
– В чем это презрение выражалось? Ведь Сара оставалась хозяйкой дома.
– В речах. «Берешит Раба» приводит ее слова: «Сара, госпожа моя, в тайном не такова, как в явном; выглядит она праведницей, но таковой не является. Если бы была она праведницей… смотрите, сколько лет она не беременеет, а я за одну ночь забеременела». Обиженная Сара призывает Всевышнего рассудить ее с Авраамом. Вообще, наши мудрецы пишут, что «тот, кто пробуждает меру суда, не уйдёт целым от руки её». И приходят к выводу, что Сара должна была достичь лет Авраама, но из-за этого суда срок ее жизни сократился на 48 лет. А в результате притеснений со стороны Сары убегает Агарь, но ангел Всевышнего возвращает её назад, возвещая ей рождение сына, который будет сделан неисчислимым народом. Она возвращается и рожает Ишмаэля.
Однако что получается, если подвести промежуточные итоги. Первое: во исполнение своего обещания сделать Авраама великим народом Господь производит великий народ, однако не от Сары, а от Агари. Более того – этот народ является потомком не только Авраама, но и фараона. С учётом того, что Ишмаэль впоследствии женился на египтянке, в этом народе превалировала египетская кровь. Второе – в результате конфликта с Агарью Сара прожила почти на полвека меньше. Третье – я не буду описывать поведение Ишмаэля, оно полностью описано в Торе, тем более что Раши и другие комментаторы считают, что к концу жизни Ишмаэль раскаялся и скончался как праведник, но отношения потомков Ицхака и Ишмаэля, как покажет история, будут сложными… И надо понимать, что изгнание Агари с ребёнком, последовавшее по настоянию Сары, привело к невероятным душевным страданиям Авраама.
– Так к каким выводам вы приходите?
– Перечисленные события, произошедшие в семье Авраама в результате спуска в Египет, свидетельствуют, по моему мнению, о правоте Нахманида: выдав Сару за свою сестру, Авраам совершил грех. А если верно положение, что Авраам и спустился в Египет без разрешения Всевышнего, то требует рассмотрения последовавшее наказание.
– То есть египетское изгнание?
– Под изгнанием мы понимаем насильственное переселение народа из своей страны в чужую. Однако Яаков отправился в Египет добровольно, чтобы увидеть своего сына Иосифа, а также из-за голода, и получил на это разрешение Творца. Ни в священных текстах, ни в комментариях к ним – нигде не сказано, что Яаков был отправлен в Египет за совершённые им грехи. Возникает вопрос: а был ли исход Яакова и его семьи в Египет наказанием?
– Ну а как еще можно назвать многовековое рабство, не подарком же?
– Всевышний обещал страну Ханаан отдать Аврааму и его потомству. Это же было обещано Ицхаку и Яакову. Но трудно себе представить, как шестьдесят шесть евреев – а именно таков был численный состав семьи Яакова, – ведущие кочевой образ жизни, могли захватить и освоить страну Ханаан, в которой на тот момент проживало, вероятно, несколько миллионов человек. Обратите внимание, что даже когда евреи превратились в многомиллионный народ, Всевышний не считал, что их численность достаточна для освоения страны Ханаан. «И пошлю шершней перед тобою, и они прогонят хивеев, ханаанейцев и хеттов. Но не прогоню их в один год – не то земля опустеет, и умножатся против тебя звери полевые. Постепенно прогоню их, пока ты не расплодишься и не унаследуешь эту землю», – говорится в книге Исхода.
Для того, чтобы евреи за двести десять лет увеличили свою численность с семи десятков человек до нескольких миллионов, нужна была база, инкубатор с обильными природными ресурсами. Ханаан такой базой быть не мог: во-первых, в Ханаане из-за редких дождей часто случался голод, а во-вторых, плодородные ханаанские земли принадлежали местным царям и были недоступны для евреев. О том же, как отнеслись к семье Яакова ханаанские племена, можно судить по случаю в Шхеме, где изнасиловали его дочь Дину. Дому Яакова просто никто не дал бы укрепиться в Ханаане.
Зато ресурсной базой могла служить египетская провинция Гошен, которую получили для проживания евреи во времена Иосифа. Земля Гошен была богата пастбищами и плодородными землями. Таким образом, спуск Яакова и его семьи в Египет не был ни наказанием, ни изгнанием, а продиктован необходимостью значительно увеличить численность еврейского народа и тем самым подготовить его к захвату и освоению земли Ханаан. Но если сам спуск в Египет – не кара, то дальнейшее порабощение евреев было уже наказанием. И тут надо снова признать правоту утверждений Нахманида и книги «Зоар».
– Без порабощения никак обойтись было нельзя?
– В книге «Тора Ор» Алтер Ребе поясняет процесс сотворения. По приказу Творца земля произвела и растения, и животных, и душу, и материю – всё вместе сразу. Человек же создан по-другому: был взят прах, то есть низшая форма материи, и к нему была добавлена высшая часть души – божественная душа. Таким образом была создана огромная разница потенциала для выполнения основной задачи, данной Творцом первому человеку – «охранять и обрабатывать сад», по сути – привлекать свет для уничтожения зла. Первый человек был создан, получил заповеди и согрешил.
В Египте евреи были опущены на 49-й уровень нечистоты (50-й уровень – последний). Через Моисея к ним обратился Всевышний, и таким образом была создана огромная разница потенциалов, которая позволяла евреям привлекать свет для извлечения искр святости, заключённых в мире. Еврейский народ был создан у подножия горы Синай, получил заповеди и почти сразу согрешил – я говорю о Золотом тельце.
Таким образом, мы видим полную аналогию между созданием первого человека и созданием еврейского народа. Возникает вопрос: в чём смысл этой аналогии? По-моему, смысл в том, что первому человеку было поручено «охранять и возделывать сад», привлекать свет, и он с этой задачей не справился. В результате землю населили различные народы. Еврейскому народу, первому поверившему в единого Б-га, также было поручено «возделывать и охранять сад» – всю Землю.
Кто-то может сказать, что евреи не справились с этой задачей из-за греха – ведь многие комментаторы священного текста писали, что, если бы евреи не соорудили Золотого тельца, то после Синайского откровения они должны были отправиться в Святую Землю, в Иерусалим, построить там Храм, после чего должна была наступить мессианская эра. Но важно подчеркнуть следующее: и христиане, и мусульмане шли дорогой монотеизма, которая была проложена евреями. Евреи же пробивались сквозь джунгли идолопоклонства. Они были первые. Им было нелегко.