Звезда Голливуда, кузина Переса, вдова Богарта
К 100-летию Лорен Бэколл
Лев ЛАЗЕБНИК
Исполнилось 100 лет со дня рождения Лорен Бэколл, легендарной американской киноактрисы, звезды Золотого века Голливуда, которая в списке величайших актрис всех времен от Американского института кино стоит на 20-м месте.
А теперь внимание. В февральском номере ЕО в моей статье «Красота по-еврейски» был такой абзац:
«Замечательной красавицей была Лорен Бэколл (Бетти Джоан Перски, 1924-2014), дочь литовского еврея и румынской еврейки, родственница Шимона Переса, лауреат премий «Оскар», «Сезар» и двух «Золотых глобусов». Она известна и как жена легендарного Хамфри Богарта, признанного лучшим актером американского кино (Американский институт киноискусства, 1999)».
Собственно, в этом абзаце содержится практически весь смысл настоящей статьи, отраженный в ее заголовке. Но мы пойдем по традиционному талмудическому пути: текст и комментарии. Давайте считать, что абзац выше это текст, а все остальное – комментарии к нему.
Лорен Бэколл как Бетя Перская
Лорен Бэколл родилась как Бетти Джоан Перски 16 сентября 1924 года в нью-йоркском районе Бронкс. Ее родителями были Уильям Перски, сын иммигрантов из белорусского местечка Воложин, и Натали Вайнштейн-Бакал, уроженка румынского города Яссы. Отец будущей звезды занимался торговлей, а мать работала секретаршей.
Родственником Уильяма Перски был Шимон Перес, премьер-министр и президент Израиля, лауреат Нобелевской премии мира. Как известно, его настоящая фамилия – Перский, а родился он в селе Вишнево Воложинского уезда. Точная степень родства Переса и Лорен Бэколл неизвестна, хоть и несомненна. Сама актриса в мемуарах называет его «кузеном».
Свои первые годы Бетти Перски провела в Бруклине. Когда ей было пять лет, ее родители развелись, и они с матерью переехали на Манхэттен. В восемь лет ее отец прекратил свои еженедельные визиты, и они не общались до конца его жизни. Мать, Натали Перски, рассталась с фамилией мужа и взяла себе и дочери вторую часть своей девичьей фамилии – Бакал (по-румынски «бакалейщик»). Впоследствии в слегка измененном виде, Бэколл, эта фамилия прославилась на весь мир.
Будучи единственным ребенком, Бэколл воспитывалась в дружной, большой семье Вайнштейнов. Помимо своей матери, девочка была особенно близка со своей бабушкой Софи, тетей Рене, а также дядями Чарли и Джеком и их супругами. Ее дед по материнской линии, Макс Вайнштейн, начал свою жизнь в Америке с торговли тележками и быстро заработал достаточно, чтобы купить небольшую кондитерскую в Бронксе. Он умер в возрасте пятидесяти пяти лет, но Софи Вайнштейн достаточно успешно управляла кондитерской, чтобы отправить своих сыновей в городской колледж для получения юридического образования…
Денег дедушки и бабушки хватило и на учебу Бетти: она окончила хорошую частную среднюю школу Джулии Ричмен. Еще будучи ученицей школы, Бэколл посещала субботние курсы актерского мастерства в Нью-Йоркской театральной школе. В течение года после окончания школы она посещала Американскую академию драматических искусств, где вместе с ней учился Керк Дуглас, с которым у нее был роман.
В поисках актерской работы Бэколл подрабатывала капельдинером в бродвейском театре «Сент-Джеймс», а также – моделью для крупных торговых центров. Ее изображения попали на обложки таких ведущих модных изданий, как Harper’s Bazaar и Vogue. Ее увидела Слим Кейт-Хоукс, жена голливудского продюсера и режиссера Ховарда Хоукса, и убедила мужа пригласить красивую девушку в Голливуд на кинопробы для фильма «Иметь и не иметь» (1944) по роману Хемингуэя. Хоукс поручил своей секретарше накопать побольше информации о мисс Бакал, но секретарша его не поняла и отправила в Нью-Йорк билет в Голливуд – для прохождения проб. Это приглашение стало решающим прорывом в судьбе Лорен Бэколл.
Встретившись с Бэколл в Голливуде, Ховард Хоукс немедленно подписал с ней семилетний контракт с еженедельной зарплатой в 100 долларов и лично начал управлять ее карьерой. Он изменил ее имя на Лорен, а в качестве своей экранной фамилии она выбрала вариант Бэколл, американизировав девичью фамилию матери. Слим Хоукс также взяла Бэколл под свое крыло, стильно одевая девушку и направляя ее в вопросах элегантности, манер и вкуса. По предложению Хоукса, тренер по вокалу научил Бэколл говорить более низким и глубоким голосом вместо ее обычно высокого, по-ньюйоркски гнусавого голоса. В рамках обучения Бэколл была обязана часами каждый день выкрикивать стихи Шекспира. В результате она получила свой фирменный грудной, завораживающий, хриплый голос, который большинство критиков характеризовали как «прокуренное сексуальное рычание» и «горловое мурлыканье».
Во время кинопроб для фильма «Иметь и не иметь» Бэколл так нервничала, что для того, чтобы свести к минимуму дрожь, прижимала подбородок к груди и смотрела в камеру, поднимая глаза вверх. Этот эффект, получивший название The Look (Взгляд), стал еще одной торговой маркой Бэколл вместе с ее голосом.
С Богартом и после него
Партнером Лорен Бэколл на съемочной площадке «Иметь и не иметь» был Хамфри Богарт, суперзвезда Голливуда, накануне прогремевший в культовом фильме «Касабланка», откуда Хоукс позаимствовал часть сюжетных ходов и персонажей.
45-летний Богарт, будущий номер один в списке величайших актеров всех времен, был на 25 лет старше юной дебютантки. Он оказался очарован ею, взял над нею наставничество и единственный раз в своей карьере позволил себе роман с партнершей по работе. Ховард Хоукс, сам имевший виды на красавицу-актрису, был этим очень недоволен, но Богарт находился в таком статусе, что спорить с ним не приходилось. Раздосадованный режиссер в сердцах сказал Лорен: «Боги влюбился не в тебя, а в твой персонаж, созданный мною, и теперь тебе придется все время ему соответствовать». Что ж, ей это удалось.
Успех Бэколл в ее первой роли был потрясающим, она моментально стала звездой. 10 февраля 1945 года в Вашингтоне на пиар-мероприятии в Национальном пресс-клубе Бэколл, повторяя эпизод из «Из иметь и не иметь», где она играла ресторанную певичку, сидела на рояле, на котором играл вице-президент США Гарри Трумэн, который спустя два месяца стал президентом страны.
21 мая состоялась свадьба Хамфри Богарта и Лорен Бэколл, которые стали одной из самых ярких пар Голливуда. Лорен активно снималась в разноплановых ролях, успешно совмещая карьеру и семейную жизнь: в 1949 году у пары родился сын Стивен, а в 1952 году – дочь Лесли. Вместе с Богартом Бэколл снялась в фильмах «Большой сон» (1946), «Темный проход» (1947) и «Ки Ларго» (1948). Среди ее киноработ того периода были, в частности, музыкальная драма «Молодой человек с горном» (1950, с Керком Дугласом) и комедии «Как выйти замуж за миллионера» (1953, с Мэрилин Монро) и «Дизайн женщины» (1957, с Грегори Пеком).
Жизнь Богарта и Бэколл не была идиллической: они позволяли себе связи на стороне – Голливуд все-таки, рубрика «Их нравы». Они были разными: Хамфри любил домашний покой, а Лорен – ночные вечеринки; он обожал море, а у нее на яхтах появлялась морская болезнь. К тому же Богарт серьезно пил. Но, тем не менее, они очень любили друг друга и были хорошей и прочной парой, которую разлучила смерть Хамфри Богарта в 1957 году от рака горла.
Кстати, именно Лорен Бэколл подарила название знаменитому сообществу голливудских гуляк, известному как «Крысиная стая» (The Rat Pack), куда входили такие звезды, как Хамфри Богарт, Дэвид Нивен, Джуди Гарленд, Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Сэмми Дэвис и другие. Однажды, после крутой вечеринки в Лас-Вегасе весной 1955 года, Бэколл сказала собутыльникам: «Вы выглядите как чертова крысиная стая». Название прижилось.
Вскоре после смерти Богарта у Бэколл закрутился роман с Фрэнком Синатрой, который даже сделал ей предложение. Но брак не состоялся: Синатра разорвал отношения после того, как информация о его предложении попала в желтую прессу. Он посчитал, что это Бэколл слила сведения, хотя на самом деле утечку допустил талант-агент Ирвинг Лазар, который поделился новостью в приватной беседе с известной колумнисткой светских сплетен Луэллой Парсонс.
После смерти Богарта Лорен Бэколл вернулась в Нью-Йорк – к своей первой любви, театру. Она успешно выступала в бродвейских постановках, блеснула в комедии «Цветок кактуса», а за роли в мюзиклах «Аплодисменты» и «Женщина года» получила премию Тони.
С 1961 по 1969 годы Бэколл была замужем за актером Джейсоном Робардсом, двукратным оскаровским лауреатом (за роль второго плана в фильмах «Вся президентская рать» и «Джулия»). Их брак, в котором родился сын Сэм Робардс, киноактер, распался из-за алкоголизма Джейсона. Видимо, свой лимит жизни с алкоголиками Лорен исчерпала на Богарте.
Хоть и с перерывами, она продолжала сниматься в кино, успешно перейдя на возрастные роли. Среди ее наиболее известных поздних работ: фильм «Мистер Норт» (1988), основанный на последнем романе Торнтона Уайлдера «Теофил Норт»; комедийная мелодрама «У зеркала два лица» режиссера Барбры Стрейзанд; работы вместе с Николь Кидман в фильмах «Догвилль» (2003) и «Рождение» (2004). Последняя роль Лорен Бэколл в кино: драма «Фальсификатор» (2011).
Бэколл получила Национальную книжную премию за свою автобиографию «Самостоятельно» (1979). Ее вторая книга «Сейчас» была опубликована в 1994 году. В 2001 году она получила награду за выдающиеся достижения на ежегодном кинофестивале в Стокгольме. В 2009 году она была удостоена почетной премии «Оскар» Американской киноакадемии в знак признания ее вклада в Золотой век кино.
Бэколл умерла после инсульта 12 августа 2014 года в своей квартире в знаменитом нью-йоркском доме «Дакота» на Манхэттене, том самом, возле которого убили одного из самых известных его жильцов – Джона Леннона. На момент смерти она была одной из последних живых легендарных звезд голливудского кино.
Голливуд прославил ее как звезду и скрыл как еврейку
На протяжении всей своей карьеры в Голливуде Лорен Бэколл ощущала серьезное давление, вынуждавшее ее отказаться от своей еврейской идентичности, хотя это требование осложнялось ее сильной преданностью своей семье еврейских иммигрантов в первом поколении.
Бэколл никогда не была известна кинозрителям как «еврейская актриса». В первом пресс-релизе Warner Brothers о Бэколл неверно указывалось, что ее семья проживала в Соединенных Штатах в течение нескольких поколений, и подразумевалось, что они принадлежали к высшим слоям общества (и, следовательно, не были евреями). Бэколл уступила Богарту в решении крестить Стивена и Лесли и растить их в конфессии епископальной церкви.
Зная о предубеждениях против евреев, высказываемых многими людьми, находившимися у власти в Голливуде, Бэколл – одна из немногих еврейских ведущих женщин студийной системы – не заявляла громко о своих корнях. Однако, согласно ее автобиографии, она всегда гордилась своим еврейским наследием, которое коренилось, прежде всего, в ее любви к семье Вайнштейнов. Ее ценности и идентичность как еврейской женщины были прочно закреплены ее воспитанием среди них.
Сегодня Лорен Бэколл прочно занимает почетное место в ряду еврейских звезд Голливуда, как среди красавиц – наряду с Хеди Ламарр, Жа Жа Габор, Галь Гадот, так и блестящих актрис – там, где Барбра Стрейзанд, Дебра Уингер, Бетт Мидлер, Мерил Стрип. И многие другие.