ОТ ВОЖДЯ ДО «СКОРБЯЩЕЙ МАТЕРИ»
Доводилось слышать мнение, что о признании масштаба личности следует судить не столько по количеству наград и званий, сколько… по анекдотам, героем которых становится тот или иной человек
С этой точки зрения известный скульптор-монументалист Лев Ефимович Кербель, несомненно, принадлежит к плеяде великих – анекдоты о нем вошли в антологию устного народного творчества времен СССР. Приведу один из них.
Когда в Москве был установлен памятник основоположнику научного коммунизма, в СССР ходила такая загадка: какой знаменитый еврей поставил памятник другому знаменитому еврею на площади имени третьего знаменитого еврея? Ответ: Лев Кербель поставил памятник Карлу Марксу на площади имени Якова Свердлова…
Лев Кербель родился 25 октября (7 ноября) 1917 года в селе Семеновка Черниговской губернии – то есть ежегодно отмечал свой день рождения аккурат в годовщину Великого Октября. Оттого в торжественные моменты его часто называли «ровесником революции».
Отец Льва Ефим Абрамович был приказчиком, после революции вступил в партию и работал в системе Росснабсбыта. Мать Зинаида Иосифовна была домохозяйкой. Интерес и способности к художественному творчеству у Льва проявились в раннем детстве, в шестилетнем возрасте. Будущий скульптор вспоминал, как после смерти Ленина плакали охваченные горем люди, и это его настолько поразило, что он начал рисовать – скопировал с журнальной фотографии лежавшего в гробу Ленина. Рисунок увидел друг отца и сказал: «Слушай, он здорово нарисовал!». С этого все и началось.
В школьные годы Кербель продолжал заниматься искусством, особенно лепкой. На одном из школьных конкурсов детского творчества работы мальчика были отмечены главной премией в виде фотоаппарата. А первое серьезное признание своего художественного таланта Лев получил в 1933 году, когда учился в девятом классе. Тогда его работа — барельеф с изображением Ленина — была высоко оценена на областной олимпиаде художественной самодеятельности. Этот творческий успех определил выбор – юный Кербель решил стать профессиональным скульптором. По окончании средней школы Смоленское облоно и обком комсомола направили в народный комиссариат просвещения РСФСР ходатайство с просьбой помочь талантливому юноше в получении высшего художественного образования.
Зимой 1934 года Лев Кербель приехал в Москву с целью показать свою призовую работу – барельеф Ленина — в Наркомпросе РСФСР. Творческая судьба Кербеля началась счастливо – в ней приняла непосредственное участие Надежда Константиновна Крупская, которая, увидев барельефный портрет Ленина, почувствовала в юноше незаурядное художественное дарование. Она направила его с рекомендацией к скульптору С.Д.Меркурову, который дал хороший отзыв на работу юноши. В записке Крупской он написал: «Тов. Кербель Л.Е. — одаренный человек, и при систематически правильно поставленной работе из него может выработаться хороший скульптор».
В марте 1935 года по направлению Наркомпроса РСФСР Лев Кербель приехал в Ленинград, где был зачислен студентом Всероссийской Академии художеств. Затем в 1937-м он стал студентом Московского художественного института имени В.И.Сурикова, где под руководством известных мастеров овладевал богатством выразительных средств и приемов пластического языка скульптуры. В студенческие годы Кербелем был выполнен скульптурный портрет А.С.Пушкина (1937), а в пионерлагере «Артек» появилась скульптура «Пионер» его работы. В 1941 году Лев принял участие в конкурсе на проект памятника В.Маяковскому, но из-за начавшейся войны проект был отложен. Знаменитый монумент в Москве, частично основанный на кербелевской довоенной модели, был открыт лишь в 1958 году в честь 65-летия поэта.
В начале войны студент Суриковского института Кербель вместе с товарищами рыл окопы под Вязьмой. Студенты подвергались налетам вражеской авиации, многие погибли. Льву повезло, он был лишь сильно контужен – несколько месяцев не слышал, не видел, потерял речь. Сперва попал в Ленинградский госпиталь, затем его эвакуировали в Узбекистан.
В 1942-м Кербель добровольцем ушел на фронт. Служил на Северном флоте, участвовал в боевых походах на миноносцах «Разумный» и «Гремящий», на торпедных катерах, был в числе десантников, освобождавших город Петсамо. Был награжден орденом Красной Звезды и медалями. Командующий флотом адмирал Головко, узнав, что Лев — скульптор, поручил ему заняться увековечиванием героев. Служба среди мужественных моряков-подводников и летчиков Заполярья вдохновляла молодого скульптора. В походной мастерской Кербель лепил с натуры портреты своих фронтовых товарищей. Им были созданы образы таких легендарных героев, как Николай Бокий, Николай Лунин, Борис Сафонов, Израиль Фисанович и многих других.
В победном 1945 году Кербель был откомандирован в распоряжение маршала Жукова в Германию, где ему в соавторстве с другом В.Е.Цигалем было поручено создать монумент в память героев штурма Берлина, который был установлен в парке Тиргартен. Тогда же ими были созданы памятники советскому солдату-освободителю в городе Кюстрин и на Зееловских высотах близ Берлина.
Монументалист по призванию Лев Кербель — автор более 70 памятников и мемориалов, установленных во многих городах бывшего СССР и за рубежом.
После окончания войны уже достаточно известный молодой скульптор возвратился в Москву и успешно окончил учебу в художественном институте. В 1948 году он на «отлично» защитил дипломную работу, представив скульптурные композиции на темы «Герои-североморцы» и «Трудовые резервы».
В последующие годы Кербель создал многие известные памятники – в Москве кораблестроителям у Речного вокзала, медикам-героям Великой Отечественной войны, маршалу Ф.И.Толбухину, в Казани татарскому поэту Габдулле Тукаю, в Уфе мемориальный комплекс в память подвига А.Матросова и М.Губайдуллина. Памятник первому премьер-министру Республики Шри-Ланка Соломону Бандаранаике работы Кербеля был установлен в Коломбо.
Монумент «Скорбящая мать» в память о двух тысячах евреев, живьем зарытых гитлеровцами во рву под Рудней Смоленской области Лев Кербель создал безвозмездно и подарил его стране и своему народу. На барельефе под этим памятником — стихи смоленского поэта Рыленкова: «Я – мать, я – Родина, как совесть я бессонна, замученных людей я помню каждый стон…».
С 1957 года Кербель работал над новой серией, названной им «Борцы за мир» – это скульптурные портреты людей, посвятивших свою жизнь защите прав человека. Глубоко изучая модель каждой скульптуры, он оттенял в ней главное – одухотворенность, высокое гуманистическое начало. Пластика его работ всегда подчинена наиболее полному раскрытию психологического состояния человека, выявлению его духовных сил. Это характерно для выполненных Кербелем скульптурных портретов лауреата международной премии «За укрепление мира между народами» канадского пастора Джеймса Эндикотта (1957), шведского композитора Эриха Свен Юхансена (1957), итальянского скульптора Джакомо Манцу (1966).
В одном из последних интервью на вопрос, почему у него нет ни одной работы, посвященной Сталину, хотя скульптор жил в то время, когда ни одному мало-мальски известному творческому деятелю не удалось избежать «чести» прославить в своих произведениях вождя, Кербель ответил: «Не надо искать здесь каких-то идеологических или политических причин. Просто так сложилось». И добавил: «Я самых главных вообще никогда не лепил…». Интервьюер удивился: «А как же Ленин, Маркс? Куда уж главнее…». Кербель пояснил: «Они не были живыми… Я лепил образы, а не конкретных людей».
Кстати, о Карле Марксе – к его образу Кербель обращался не раз. Помимо упомянутого в начале этой статьи памятника на площади Свердлова в Москве, за который, кстати, в 1962 году скульптор был удостоен Ленинской премии, Кербель – автор монумента, установленного в немецком городе Хемниц (до 1990 года Карл-Маркс- Штадт), за который скульптор был награжден правительством ГДР орденом Карла Маркса, а Академией художеств СССР — Золотой медалью.
Среди работ Кербеля особое место занимают надгробные камни и монументы – это памятники актеру и режиссеру С.Ф.Бондарчуку, кинооператору Э.К.Тиссэ, актрисе М.И.Бабановой, адмиралу А.Г.Головко, дважды Герою Советского Союза Д.А.Драгунскому, выдающемуся скрипачу Д.Ф.Ойстраху и другим известным людям.
Многим произведениям Кербеля присуще героико-романтическое начало, как, например, в памятниках космонавтам Ю.Гагарину, А.Николаеву, П.Поповичу.
На вопрос о секрете его таланта Лев Кербель отвечал просто: «В каждой моей работе — моя душа…».
В 1998 году Лев Кербель посетил Израиль, где был тепло встречен давними знакомыми Ольгой и Авраамом Файнбергами. Лев Ефимович посетил ряд музеев, в частности, музей «Энергия мужества» в Хадере, созданный Д.Зельвенским. Выдающийся скульптор подарил музею диск с копиями материалов о создании монумента «Скорбящая мать» и оставил в Книге отзывов запись: «Это потрясающий памятник еврейскому мужеству».
Многие годы, будучи профессором Московского художественного института, Кербель вел курс мастерства скульптуры, воспитал плеяду талантливых мастеров, успешно работающих в России и за рубежом. Лев Ефимович Кербель – Герой Социалистического Труда, народный художник СССР и РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Гете (Германия). Его мастерство было отмечено многими советскими и российскими орденами и медалями, а также зарубежными наградами, в том числе Израиля.
Лев Ефимович Кербель скончался 19 августа 2003 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.