Мотив Исаакович
Имя Матвея Исааковича БЛАНТЕРА занимает одно из самых почетных мест среди композиторов-песенников. Его песни завоевали мировое признание и всенародную любовь.
Матвей Блантер родился 10 февраля 1903 года в еврейской семье в небольшом городке Почеп (ныне Брянская область РФ). Отец Исаак Борисович Блантер имел стружечный завод, керосиновые склады и торговал пшеницей. Мать Татьяна Евгеньевна Вовси – актриса, родственница С.М.Михоэлса и М.С.Вовси. Еще до Первой мировой войны семья переехала в Курск. И быть бы мальчику наследником отца по коммерческой линии, если бы не случай.
Блантер вспоминал: «Мне было семь лет. Мама послала меня к соседке за чем-то. Там я увидел рояль. Нажал на клавишу старого разбитого инструмента. И погиб. С этой минуты я был покорен музыкой. Со слезами упросил отца откупить у соседей этот старый рояль». Богатой купеческой семье было нетрудно выполнить просьбу мальчика. Была нанята учительница музыки, а в 1914 году Матвея скрепя сердце отпустили в Курск, где он учился в реальном училище, пел в хоре, участвовал в оркестре драмтеатра. В 1915-1917 годах мальчик учился в музыкальном училище по классу фортепиано и скрипки.
Но вскоре Матвей начал сомневаться в том, что из него получится пианист или скрипач. Весной 1917-го он отправился в Москву поступать в консерваторию, но по совету друзей поступил в музыкально-драматическое училище Филармонического общества по классу скрипки, однако вскоре окончательно решил, что хорошим скрипачом ему не стать. Блантер вспоминал: «На уроке теории и сольфеджио, посмотрев мой четырехголосный хорал, профессор Н.С.Потоловский спросил меня, 14-летнего юнца, не пробовал ли я сочинять. Вопрос этот я запомнил и позволил себе роскошь сочинительства. Шла гражданская война, было голодно, за паек я начал работать концертмейстером в клубе воинской части и получил простор для импровизации».
Первые самостоятельные композиторские опыты Матвея были связаны с участием в студии «Мастфор» (мастерская Н.Фореггера). В этом театре миниатюр сотрудничали молодые новаторы. Художниками были 20-летний Сергей Эйзенштейн и 16-летний Сергей Юткевич, литчастью заведовал Владимир Масс, музыкой – 17-летний Матвей Блантер. Молодые энтузиасты ставили сатирические представления, высмеивающие Антанту, белогвардейцев, мещанство, спекулянтов. Театр посещали В.Маяковский, В.Мейерхольд, А.Таиров. Особенно интересно Фореггер театрализовал песенки. Сначала использовался «Альбом западных модных танцев», затем Блантер начал сочинять сам. Первой песенкой был фокстрот «Джон Грей», текст к которому написал В.Масс. Потом появились другие фокстроты и танго – «Фудзияма», «Багдад», «Сильнее смерти». Они быстро стали популярными.
В 1920-1926 годах Блантер продолжил учиться композиции, а на рубеже 1920-1930-х заведовал музыкальной частью Ленинградского театра сатиры. Он вспоминал: «Коррективы в мою жизнь внес РАПМ (Рабочая ассоциация пролетарских музыкантов), которая повела решительную борьбу с композиторами, сочиняющими эстрадную легкую музыку, в том числе и со мной, как с главным «фокстротчиком». Трудно сказать, как бы сложилась моя судьба, если бы мне не предложили возглавить музыкальную часть молодого театра на Магнитке».
Города Магнитогорска как такового тогда еще не было, рабочие жили в бараках, но одним из первых построенных зданий стал театр. Люди шли на премьеру, как на праздник. Билеты распределялись по бригадам в качестве премии. В Магнитогорске Блантер обратился к новому для себя жанру, который стал основным в его творчестве. Появились «Песня о Магнитогорске» и «Мальчишку шлепнули в Иркутске» (на стихи И.Уткина).
Впоследствии композитор говорил: «Лишь те песни, истоки которых народны, могут существовать довольно продолжительный срок. Кроме истоков, успех песни определяет стихотворный материал. Если у меня есть песенные удачи, то я обязан разделить их с поэтами, с которыми вместе работал. Мне очень повезло – И.Уткин, М.Исаковский, С.Голодный, И.Сельвинский, М.Светлов, К.Симонов, В.Лебедев-Кумач, А.Фатьянов, Е.Долматовский, М.Матусовский, Е.Евтушенко. Какая блистательная плеяда!»
В середине 1930-х появились «Песня о Щорсе» («Шел отряд по берегу, шел издалека»), «Партизан Железняк» («В степи под Херсоном высокие травы»), «В путь-дорожку дальнюю» и другие. Эти песни сразу же вошли в репертуар Леонида Утесова и Лидии Руслановой.
В первые дни войны прозвучали новые произведения Блантера. 23 июня 1941 года была написана песня на слова М.Исаковского «До свиданья, города и хаты». А за ней – десятки других, посвященных советским воинам, среди них «В лесу прифронтовом», которая была оценена руководством страны.
А вот судьба песни «Враги сожгли родную хату» на слова Исаковского сложилась непросто. В ней усмотрели «ненужный пессимизм». Песню один раз исполнил В.Нечаев, и больше она в эфире не звучала. Марк Бернес возродил ее к жизни только в 1960-м на представлении Московского мюзик-холла «Когда зажигаются звезды», исполнив песню в Зеленом театре ЦПКиО им.Горького. Публика пришла развлекаться, но после первых строк установилась тишина, которая затем прервалась оглушительной овацией.
Одним из лирических памятников Великой Отечественной стала легендарная «Катюшa», текст которой Исаковский написал в 1938 году. Этим именем назвали знаменитое реактивное оружие, эту песню пели на фронте и в тылу. Она пересекла границы страны – стала гимном бойцов итальянского Сопротивления, ее пели французские патриоты. Песня о русской девушке донеслась и до Америки, куда ее в 1957 году привезли участники VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. На Смоленщине в Доме культуры поселка Всходы есть музей песни «Катюша». А на самом высоком месте реки Угры установлен огромный каменный валун с табличкой, на которой высечены первые строчки этой песни.
В том же 1938 году появился знаменитый «Футбольный марш». История его создания такова. Блантер дружил с известным спортивным комментатором Вадимом Синявским, которому не нравилось, что футболисты выходят на поле под шум трибун. Он попросил Блантера написать специальный футбольный марш. Композитор засек время, которое тратили футболисты на проход из-под трибуны до центра поля – именно столько должен был длиться марш. Музыку Блантер сочинил в вагоне метро, возвращаясь с футбольного матча. Дома он наиграл ее, но не записал, а утром обнаружил, что забыл мотив. Ситуацию спас сын композитора Владимир, который запомнил мелодию. Премьера марша состоялась в Москве на матче «Торпедо»-«Спартак» (Харьков). С тех пор традиция не прерывается. А когда в 2009 году российская футбольная премьер-лига решила не использовать больше «Футбольный марш», опасаясь сложностей с авторскими правами, внучка композитора Татьяна Бродская официально заявила, что Матвей Блантер написал его в дар футбольному сообществу.
В 1942 году Константин Симонов, с которым Блантер познакомился в 1939-м в Бресте, подарил композитору сборник стихов «С тобой и без тебя». И тогда на свет появились песни «Застольная», «Песенка о чемодане» и «Жди меня».
В послевоенные годы композитор пишет новые песни, ставшие известными и любимыми – «Летят перелетные птицы», «Лучше нету того цвету», «В городском саду играет духовой оркестр», «Черноглазая казачка», «Присядем, друзья, перед дальней дорогой», цикл песен на стихи Б.Окуджавы. Блантер был автором музыки к опереттам «Сорок палок», «Нос президента», «На берегу Амура», к театральным спектаклям и кинофильмам. В 1947 году его «Песня единства» была удостоена премии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. После посещения Японии появилась песня «Токио-Москва», после поездки по Чехословакии – песня «Красавица Прага».
Больше всего песен Блантер написал с Михаилом Исаковским, которого считал замечательным поэтом в смысле музыкальности стиха.
С поэтом Ильей Сельвинским Блантер познакомился благодаря режиссеру Рубену Симонову. В 1966 году тот предложил Блантеру написать финальный марш на стихи Сельвинского «Мы идем от заводов и пашен» к спектаклю о революции. Затем были написаны цыганские песни на стихи Сельвинского «Что взгрустнулось?», «Эй, буран», «Кони-звери».
А о своем неудавшемся сотрудничестве с еще одним известным поэтом Блантер вспоминал: «Я знаком с Михаилом Светловым столько лет, что не помню, когда перешли на «ты». Встретились в Доме печати. Заглянул в бильярдную, а там Маяковский играет с каким-то пареньком. Маяковский весел, обыгрывает… Я говорю ему: «Нехорошо так избивать молодого человека». А он в ответ: «Это не молодой человек. Это замечательный поэт Михаил Светлов». Мы были очень дружны и оказывались даже вместе на фронте. Месяц мы прожили в одной хате, ели-спали вместе. Но написать что-нибудь совместное не получилось, кроме маленькой серенады «Песенка влюбленного». Бережно храню стихи, подаренные в день рождения:
Муза, в композитора влюбленная, Tак сказала, рюмок пять хватив: «Мотя – это сокращенное, Полностью оно звучит Мотив». Мотив Исаакович! Уже немало лет, Как дружат композитор и поэт! И три десятка лет, как хлебом-солью Меня встречаешь до-ре-ми-фа-солью. Внимай, мой друг, моим словам простым. Хоть много лет один как рыба бьешься, Напрасно ты себя считаешь холостым – Ты с Музыкой вовек не разведешься! Ты с ней живешь не первый год на свете, У вас растут талантливые дети, И в день, когда тебе полсотни лет, Ты передай им пламенный привет.
Матвей Блантер написал более 200 песен. Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста СССР и РСФСР, лауреата Сталинской премии, награжден двумя орденами Ленина и многими медалями. Его жизнь была долгой и счастливой и завершилась 27 сентября 1990 года.
После смерти одна из улиц в родном городе композитора Почепе названа его именем. В местном и областном краеведческих музеях представлены экспозиции, рассказывающие о жизни и творчестве композитора. В 2003 году в Почепе, а затем в Брянске прошел Всероссийский музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Матвея Блантера.