Исследуя прошлое — предвидеть будущее
Бенцион Нетаниягу, израильский историк и отец действующего премьер-министра страны, скончавшийся недавно в возрасте 102 лет, любил еврейский народ, но не очень в него верил, пишет обозреватель газеты Haaretz Ари Шавит.
В конце 90-х годов неприязнь к Биньямину Нетаниягу в определенных кругах израильского истеблишмента была еще сильнее, чем сейчас. А его отца, историка Бенциона Нетаниягу, политические противники его сына считали чуть ли не исчадием ада.
Поэтому, впервые подходя к дому историка на иерусалимской улице а-Порцим, я был действительно заинтригован. Я ожидал увидеть страшно вспыльчивого интеллектуального деспота. Однако пожилой круглолицый человек, открывший мне дверь, выглядел невероятно дружелюбно. Преодолев собственные сомнения, он открыл мне свое сердце. Я провел в беседах с ним десятки часов, опубликовав впоследствии объемный материал, посвященный личности этого человека. Я познакомился с удивительным человеком, обладавшим выдающимися способностями и уникальным мировоззрением.
Бенцион Нетаниягу, покинувший этот мир на рассвете 30 апреля в возрасте 102 лет, любил еврейский народ, но не особенно верил в него. Нетаниягу-старший считал, что евреи подобны детям: они не понимают историю и не способны сами создавать ее.
Бенцион Нетаниягу всю жизнь был израильским патриотом, но при этом не был высокого мнения о большей части израильтян. Он считал, что израильтянам не хватает «чувства суверенитета», которым обладают все нормальные нации. Историк был убежден, что граждане Израиля лишены некоего механизма, который предупреждает все живые существа о нависшей опасности.
Он был убежденным ревизионистом (приверженцем Зеева Жаботинского), не уважавшим Бен-
Гуриона и презиравшим «красную толпу» — партию МАПАЙ. Поскольку он был убежденным секуляристом, Бенцион Нетаниягу не жаловал также ультраортодоксов и религиозных сионистов. Его не волновали еврейские поселения и их жители, скептически он относился и к носителям мессианских настроений. По его мнению, израильский народ «не имеет политической культуры и не разбирается в политиках».
Восприятие Бенционом Нетаниягу реальности можно назвать холодным и жестким. Он не мог простить руководству сионистского движения того, что оно проигнорировало предупреждения Зеева Жаботинского и не смогло эвакуировать европейских евреев накануне начала Второй мировой войны.
Государство, созданное Бен-Гурионом, виделось ему какой-то «нестабильной деревушкой», составленной из разнородных множеств и не превратившейся в единый народ. Хотя события 1948 и 1967 годов историк считал настоящими чудесами, шансы на выживание Израиля в долгосрочной перспективе он оценивал как весьма невысокие.
При этом Бенцион считал, что каждый из нас имеет возможность эти шансы увеличить. Примерами подобного рода он считал героизм своего сына Йонатана в ходе операции в Энтеббе и деятельность своего сына Биньямина «в презренном болоте местной политической жизни». Лишь немногие избранные могли, по мнению Бенциона Нетаниягу, вдохнуть новую жизнь в надежду, которой израильская нация лишена в силу ее ужасной истории и глубоких внутренних слабостей и противоречий.
Бенцион Нетаниягу не верил в мир, не верил в возможность вывода войск и не верил в существование палестинского народа.
15 лет назад он предсказал мощные волнения среди народов Ближнего Востока. Он предсказал также, что мусульманские экстремисты, получив в свое распоряжение ядерное оружие, будут представлять угрозу для мира во всем мире. Он полагал, что аятоллы, вооруженные ядерными ракетами, в итоге будут представлять угрозу для восточного побережья США. Он считал, что Запад не будет в состоянии справиться с новым исламским вызовом. Он был убежден, что западная цивилизация разложится, поскольку ее элиты окажутся недостойными, а массы — невежественными.
Кажется удивительным, что историк, человек прошлого, обладал такой поразительной способностью предсказывать будущее. Он умел видеть разницу между важным и второстепенным, он не был ограничен политкорректностью. Именно поэтому он смог разглядеть то, чего не видели другие.
Хотя Бенцион Нетаниягу считался экспертом в своей профессиональной области, израильский академический истеблишмент никогда не признавал его выдающихся способностей. В результате он был вынужден заниматься своими исследованиями в США, где он также преподавал и воспитывал сыновей. Это непризнание и отторжение ученого оставили след на всей семье Нетаниягу и продолжают оказывать влияние на деятельность нынешнего премьер-министра по сей день.
Во многом именно этим объясняется месть Биньямина Нетаниягу левым израильским элитам. Биньямин Нетаниягу получил в наследство от отца не только его рациональность. Нынешний израильский премьер унаследовал еще и чувство принадлежности к избранной общности, к которой с презрением относятся те же израильтяне, что не оценили когда-то по достоинству его отца.
Из досье:
Бенцион Нетаниягу (Миликовский) родился 25 марта 1910 года в Варшаве, в 1920 году переехал вместе с семьей в Эрец Исраэль. По образованию историк, в конце 1930-х был личным секретарем Зеэва (Владимира) Жаботинского. После кончины Жаботинского Бенцион становится одним из самых страстных пропагандистов идей ревизионизма, активно публикуясь почти во всех еврейских изданиях того времени. Одновременно он продолжает заниматься наукой. В 1944 году с блеском защитив докторскую диссертацию, посвященную наследию Ицхака Абарбанеля, получает место преподавателя Корнелльского университета в США. Вскоре он женится на своей сокурснице по Еврейскому университету Циле, которой предстояло подарить ему трех сыновей — Йонатана, Биньямина и Идо.
После создания государства Бенцион Нетаниягу много лет жил то в Израиле, то в США. Являлся редактором Еврейской энциклопедии. Профессор Нетаниягу был признанным экспертом по истории евреев Испании, и в числе прочего издал 1400-страничную «Историю испанской инквизиции» – наиболее авторитетный труд по этой теме, который, впрочем, никогда не был переведен на иврит. Нетаниягу полагал, что большинство конверсос, то есть испанских евреев, принимавших христианство, не сохраняли тайно верность иудаизму, и доказывал, что теория «тайных евреев» распространилась во многом из-за инквизиции, не доверявшей «новым христианам».
Ученый вернулся в Израиль после гибели старшего сына Йонатана, смертельно раненного в ходе операции по освобождению заложников в Энтеббе в 1976 году.
В 2004 году профессор Нетаниягу в числе прочих подписал петицию, называвшую план по эвакуации еврейских поселенцев сектора Газа и Северной Самарии преступлением против человечности.
Глава правительства Биньямин Нетаниягу неоднократно называл отца человеком, оказавшим на него наибольшее влияние.