Пьеро XX века
Даже если родители малыша, появившегося на свет 22 марта 1923 года, и знали, кто такие мимы, они вряд ли могли себе представить, что их сын выберет для себя именно это поприще и обретет на нем всемирную славу. Тогда они лишь радовались, что роды прошли без осложнений, и малыш родился здоровым и крепким. Зажиточная семья польских евреев Иоселович жила во французском Страсбурге. Глава семьи Калман, ставший после переезда во Францию Шарлем Манжелем, работал кошерным мясником. Обладатель хорошего баритона, он любил петь и время от времени помогал местным бедным музыкантам и художникам. Его родившаяся в нынешней Ивано-Франковской области Украины супруга Ханся (урожденная Верберг) во Франции стала Анной. Она тоже интересовалась искусством и любовь к нему прививала сыну Исеру (который, повзрослев, стал называть себя Марселем).
Когда Исеру было пять лет, мама сводила его в кино, и мальчик впервые увидел на экране Чарли Чаплина. Тот так поразил Исера, что домой он возвращался, копируя фирменную походку великого актера. Были ли это первые шаги маленького еврейского мальчика в его большое будущее? Безусловно. Став подростком, юношей, Марсель не избавился от впечатлений, полученных при просмотре фильмов Чаплина (а видел он их практически все), и судьба маленького человека с грустными глазами в исполнении американского актера так его потрясла, что он тоже захотел научиться выражать эмоции без слов.
Тогда он, естественно, и не мечтал когда-нибудь лично встретиться со своим кумиром, однако десятилетия спустя, когда Марсель уже сам стал кумиром миллионов, эта встреча все же произошла. Марсо было 40 лет, Чаплину – 78, и они случайно встретились в парижском аэропорту Орли. Марсо вспоминал: «Чарли Чаплин летел в Швейцарию, а я – в Рим. Он меня хорошо знал, поскольку видел на экране, но нам никогда не приходилось встречаться. Эта встреча была особенной… Я рассказал, что когда был маленький, копировал его. И решил тут же показать это Чаплину, пройдясь его знаменитой походкой. А он, увидев как я это делаю, тоже спародировал самого себя. Мы оба играли Чарли… Я поцеловал руку Чарли Чаплину, и когда посмотрел на него, в его глазах были слезы».
Однако вернемся к рассказу о юных годах артиста. Псевдоним Марсо, под которым Марселя Манжеля узнал и полюбил весь мир, появился позже, когда Франция была оккупирована нацистской Германией, и парню надо было скрывать свое еврейство. А еще до того он записался в Школу прикладных искусств в Лиможе, но вскоре учеба была прервана началом Второй мировой войны. Семье Манжель пришлось срочно покинуть Страсбург, занимаемый немецкими войсками, и перебраться в Дордонь. Однако нацисты и их прислужники-коллаборационисты достали его родителей и там. Отец и мать Марселя были отправлены в Освенцим, где погибли в 1944 году.
Марсель же и его брат Аллен, которым удалось скрыться, вступили в ряды Сопротивления. Сначала они при помощи ластика и чернил правили даты рождения в документах еврейских ребят, чтобы их не забирали в трудовые лагеря, а когда это не помогало, активно участвовали в переправке евреев через Альпы в нейтральную Швейцарию. «Под видом лидера бойскаутов я брал с собой 24 еврейских ребенка, одетых в бойскаутскую униформу, и вел их через леса к границе, откуда их переправляли в Швейцарию», – рассказывал Марсо в одном из своих интервью. Такие рискованные переходы он предпринимал трижды.
После освобождения Парижа в 1944 году Марсо присоединился к союзнической армии. Благодаря знанию английского языка он был назначен офицером связи в Третьей армии генерала Джорджа Паттона. Именно там он добился первого профессионального успеха. «Я развлекал генералов пантомимой, и первая статья обо мне появилась в армейской газете «Звезды и полосы», – рассказал актер. В конце войны Марсель возвратился в родной Страсбург, где узнал о гибели родителей.
Первое крупное выступление Марсо состоялось в конце августа 1944 года вскоре после освобождения Парижа. В том же году Марсель начал учебу в драматической школе режиссера Шарля Дюллена, затем работал в Театре Сары Бернар, где продолжал совершенствовать свое актерское мастерство под руководством Этьена Декру и Жана-Луи Барро. Именно Декру обучал Марселя мимическому искусству. Он был одним из пионеров, выделивших пантомиму как отдельный жанр, и подготовил авторский курс для будущих актеров. Учеба была нелегкой. От своих учеников Декру требовал, в частности, научиться наклонять голову сотней разных способов. Его студенты по три месяца тренировались ходить особенным образом, с закрытыми лицами, чтобы научиться выражать свои эмоции исключительно языком жестов.
Вскоре Барро создал свою труппу и пригласил в нее Марселя. Памятуя о своем детском увлечении Чаплином, Марсо позаимствовал некоторые находки великого актера (котелок, нелепые движения) и добавил к ним выбеленное лицо, вздернутые на лоб брови и красный цветок, торчащий из котелка. В 1947 году, когда Марсель Марсо организовал свою труппу «Содружество мимов», он назовет этого персонажа Бип. Лирический герой актера был наивным, неуклюжим, невероятно смешным, но в то же время трогательно сиротливым и очень грустным.
Публика приняла Бипа восторженно, поскольку он проживал на сцене очень понятные каждому человеку истории – путешествовал, влюблялся, женился, ходил на вечеринки, везде попадая в забавные передряги, оставаясь грустным, немного растерянным и очень одиноким. Ему не нужны были слова. «Мы смеемся и плачем не по-английски или по-французски, – говорил Марсо. – Бип может отправиться куда угодно и мечтать о чем угодно. Ему не нужен язык». Именно этот образ принес Марсо всемирную известность.
Труппа «Содружество мимов», которой Марсо руководил до 1960 года, стала родоначальником жанра драматической пантомимы, соединившей классические традиции французских мимов и немецкого экспрессионистского театра. Большинство постановок труппы, которые шли на лучших площадках Парижа – это глубоко драматичные, насыщенные емкими образными обобщениями и философским содержанием пантомимы. Такими были спектакли «Смерть перед зарей» (1948), «Шинель» по Н.В.Гоголю (1952), «Отрочество, зрелость, старость, смерть», «Париж смеется, Париж плачет» (1959), «Давид и Голиаф» и многие другие. Будучи автором основных постановок своего театра, Марсель Марсо, уже признанный мэтр пантомимы, много времени уделял обучению актеров труппы. Еще более интенсивной его педагогическая деятельность стала после 1960 года, когда Марсо снял с себя административную нагрузку, уйдя от руководства труппой и высвободив время и для сольных выступлений.
В его арсенале появились новые миниатюры и новые герои – слепой нищий, скульптор и ученик, художник и модель. Его сценические находки в жанре пантомимы часто использовались артистами мирового уровня, работающими в других жанрах. Так, например, есть версия о том, что идея знаменитой «лунной походки» появилась у будущего короля поп-музыки Майкла Джексона, когда он увидел пантомиму Марсо «Идущий против ветра». Многие идеи Марсо, которыми он щедро делился со своими учениками, подхватил Рудольф Нуреев. Знаменитый хореограф Ролан Пети говорил, что именно у Марсо научился превращать тишину в искусство.
За полвека своей актерской жизни Марсель Марсо объездил с сольными выступлениями все пять континентов, давая до 300 концертов в год. Другой бы на его месте выдохся или заболел звездной болезнью, но Бип вне сцены всегда отличался открытостью и красноречием, любил давать эмоциональные интервью и не берег сил при общении с журналистами, стремясь увековечить свое детище.
Афиши его концертов во всем мире пестрели эпитетами «чародей молчания», «поэт тишины», «он говорит языком сердца»… Талант Марсо был настолько ярким, что все, кто хоть раз побывал на его выступлениях, восторженно кричали «Браво, Бип!» и навсегда оставались под впечатлением блестящей игры Пьеро ХХ века.
Начиная с 1957 года, Марсель Марсо не раз гастролировал и в СССР, и всегда его концерты проходили при полном аншлаге. Он был так популярен в Союзе, что там в разные годы вышли девять книг, посвященных его творчеству, а в 1962-м был снят фильм «Бип остается в Ленинграде». Марсель Марсо в разных странах поучаствовал в съемках нескольких кинолент, среди которых и картина «Его звали Роберт» («Ленфильм», 1967), отмеченная премией «Золотой шар» и дипломом Фестиваля фантастических фильмов в Милане в 1969 году.
Марсель Марсо, создавший в 1978 году Парижскую школу пантомимы, основавший в США в 1996 году Фонд поддержки искусства пантомимы, был награжден орденом Почетного легиона – высшей государственной наградой Франции, а в 2002-м стал Послом доброй воли ООН. За свое уникальное творчество он был избран почетным членом нескольких европейских академий искусств и удостоен множества престижных наград, среди которых две премии «Эмми» (телевизионный эквивалент «Оскара»), а также музыкальная премия «Грэмми» и театральная – «Тони».
Марсель Марсо прожил долгую и интересную жизнь. При этом о его личной жизни почти ничего не известно – пожалуй, лишь то, что он был дважды женат и имел двух сыновей и двух дочерей. С одной стороны известна его фраза: «У меня глубокие отношения с семьей». С другой – он говорил и следующее: «Я человек, склонный к одиночеству… как молодой волк».
Умер знаменитый мим в Париже 22 сентября 2007 года на 85-м году жизни. Он был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. До конца своих дней Марсель Марсо сохранял великолепную форму и активно выступал на сцене, как будто время было не властно над артистом и его безмолвным искусством.
Когда сегодня в разных странах мира речь заходит о французских актерах, то многие прежде всего вспоминают Бельмондо, Ришара, де Фюнеса, Монтана. Во Франции же, славящейся своими традициями лицедейства, на первом месте всегда, согласно опросам зрителей, Марсель Марсо.