Теперь уже легенда
«Мне всегда хотелось быть актрисой. Изображая другие характеры, других людей, я ощущала истинную свободу. Я глубоко уважаю актерскую профессию», — сказала в беседе с журналистами в 2007 году 83-летняя Лорен БЭКОЛЛ. Ее по праву считают женским лицом «золотой эры» Голливуда и иконой стиля той далекой уже поры. 16 сентября актрисе исполнилось бы 95 лет. Лорен Бэколл отдала кино и театру без малого семь десятилетий.
При рождении ее звали Бетти Джоан Перски, и появилась она на свет в Нью-Йорке в 1924 году в еврейской семье. Мать и бабушка будущей знаменитости были родом из Румынии, а родители отца в свое время эмигрировали в Америку из тогдашней Российской империи. По отцовской линии Бетти приходится родственницей девятому президенту Израиля Шимону Пересу, чья настоящая фамилия, как известно, была Перски. Сама Бетти называла Переса кузеном, хотя родство между ними на самом деле было более чем дальним. Мама Бетти Натали Вайнштейн-Бакал работала секретаршей, отец Уильям Перски вел торговлю. Построить прочные семейные отношения у пары не получилось, и когда девочке было всего пять лет, Уильям оставил семью. С восьмилетнего возраста Бетти стала носить фамилию Бэколл – слегка переделанную мамину. Ну а потом сменила и имя на Лорен.
Бог наделил юное создание красотой и обаянием. Мама и бабушка старались обеспечить девочку всем необходимым, но они были весьма ограничены в средствах. На счастье, у семьи имелись богатые и при этом добрые и не скупые (что далеко не всегда бывает) родственники, оплатившие учебу Лорен в престижной частной школе. А по ее окончании девушка поступила, проявив незаурядные способности, в Американскую академию драматического искусства.
* * *
Еще во время учебы Лорен Бэколл дебютировала на театральных подмостках Бродвея, а также начала карьеру фотомодели. В 1942 году она выиграла конкурс красоты «Мисс Гринвич-Виллидж» и стала сниматься в глянцевых журналах, обретая известность. Ее фотографии украшали обложки популярных изданий Harper’s Bazaar и Vogue. Однажды супруга продюсера и режиссера Говарда Хоукса, просматривая один из номеров, приметила Лорен и посоветовала мужу пригласить девушку на кастинг. Превращение Золушки в принцессу оказалось поистине сказочным – Лорен была утверждена на одну из главных ролей в фильме Хоукса «Иметь или не иметь» (1944), где ее партнером стал Хамфри Богарт, тот самый Богарт, которого впоследствии Американский институт киноискусства назвал лучшим актером во всей истории мирового кино.
Дебют Бэколл на киноэкране оказался блистательным, кроме того, она разбила сразу два сердца — Богарта и Хоукса, хотя оба они в то время были женаты. Между Хамфри и Лорен вскоре после начала киносъемок вспыхнула страсть, но это лишь усилило впечатление от фильма. Партнерам не нужно было прилагать особых усилий, чтобы сыграть любовь — на съемочной площадке любовь сама пришла к ним. А режиссер-постановщик высказался по этому поводу так: «Богарт влюбился в персонаж, сыгранный партнершей, и ей придется теперь играть его всю оставшуюся жизнь».
Уснув начинающей актрисой, Бэколл проснулась уже взошедшей звездой, быстро превратившись в секс-символ своего поколения. И даже тогда, когда ярко засветила звезда Мэрилин Монро, Лорен на ее фоне ничуть не померкла.
* * *
Лорен Бэколл отличал особенный взгляд — исподлобья. Возник он от смущения, которое Лорен испытывала поначалу перед кинокамерами, но сохранился и придал ей такое очарование, перед которым трудно было устоять. Добавлял шарма и ее низкий глубокий голос, призывно-сдержанный, наполненный сексуальностью. К тому же Лорен при росте в 174 сантиметров была выше большинства актрис, снимавшихся в Голливуде. Она явно не вписывалась в принятые на «фабрике звезд» стандарты 1950-1960-х годов, привлекая внимание своей непохожестью ни на кого другого.
Разумеется, ждать новых ролей при такой фактуре актрисе долго не пришлось. В 1945 году Лорен снова встретилась с Хамфри Богартом — на съемках картины «Глубокий сон» в режиссуре все того же Говарда Хоукса. Богарт вынес на экраны личные переживания: он утверждался в намерении оставить жену и связать свою судьбу с Бэколл, и движения его души выплескивались в диалогах, предусмотренных сценарием, придавая им дополнительный смысл. Богарт решился на этот шаг, подав на развод еще до того, как «Глубокий сон» вышел на экраны.
В том же 1945 году Хамфри и Лорен поженились. Что же касается фильма с их участием, то он был признан одним из лучших за всю историю Голливуда в жанре «нуар». Этот кинематографический термин применяется к голливудским криминальным драмам 1940-1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества в период Второй мировой войны и в первые годы так называемой холодной войны. Совместная игра актеров стала знаковой в истории Голливуда и получила название «Богарт-Бэколл синдром» (Bogart-Bacall Syndrome). В 1951-1952 годах супруги также вели популярную на радио шоу-программу Bold Venture.
* * *
Богарт был старше своей избранницы на целых 25 лет, и многие полагали, что их брак не будет долговечным. Но он продлился 11 лет, до самой смерти Хамфри, и от него Лорен родила двоих детей. Эту пару считали одной из самых красивых в американском кино. Они олицетворяли страстную любовь, звездную славу, ну и богатство, которое приносит столь ошеломительный успех. Супружеские отношения с актером, который был в то время и самым известным, и самым высокооплачиваемым, позволил Бэколл стать участницей, а потом и организатором светских вечеринок, на которых собирались сливки артистического общества. Компании, сплошь из знаменитостей, нередко собирались по инициативе Лорен в их с Хамфри нью-йоркской квартире, и по этой причине Лорен получила закрепившееся за ней прозвище «хозяйки норы», на что нисколько не обижалась. Напротив, это ей даже льстило.
Сложившееся неформальное сообщество людей, самых успешных и знаменитых, не распалось и после ухода из жизни Богарта. Вхож в дом Бэколл был и Фрэнк Синатра – певец, актер и шоумен, тот еще ловелас, за которого Лорен чуть было не выскочила замуж. Они уже были помолвлены, но до женитьбы дело не дошло, и отношения с Синатрой разладились.
В 1961 году вторым мужем актрисы стал актер Джейсон Робардс – будущий обладатель премии «Оскар» за роль, сыгранную в фильме «Однажды на Диком Западе».
В 1953 году Лорен Бэколл вместе с Мэрилин Монро и Бетти Грейбл сыграла в картине «Как выйти замуж за миллионера».
Интересно, что в 1960 году режиссер Льюис Майлстоун снял фильм «Одиннадцать друзей Оушена» — картину, которая изначально была задумана, чтобы собрать всех (или большинство) членов той самой тусовочной «стаи» на экране к удовольствию кинозрителей и постоянных читателей газетных разделов светской хроники. Но Лорен, так уж получилось, в том проекте не участвовала. После смерти Хамфри в 1957 году она вообще стала заметно меньше сниматься в кино, сосредоточившись на работе в театре.
Причин этому было несколько, и личного плана, и творческого. Предлагавшиеся Лорен новые роли перестали ее привлекать. Она решительно отвергала сценарии, заслужив вскоре репутацию капризной кинозвезды, но все равно многие сценаристы и режиссеры мечтали об ее участии в своих картинах. Так или иначе, но в шестидесятые годы Бэколл снялась только в трех фильмах, самым лучшим из которых стал детектив «Харпер» с Полом Ньюманом в главной роли.
В тот период актриса решила посвятить себя театру. Стоит напомнить, что на бродвейскую сцену она уже выходила в юности, но особого впечатления на театральных критиков и на публику не произвела. Зато второе пришествие Лорен Бэколл на Бродвей оказалось впечатляющим. Она с большим успехом использовала сценические возможности, и в 1970 году за роль, сыгранную в спектакле «Аплодисменты» по мотивам фильма «Все о Еве», завоевала свою первую престижную премию «Тони» — аналог «Оскара» в области американского театрального искусства. Забегая вперед, скажем, что во второй раз Лорен удостоилась премии «Тони» в 1981 году — за роль, сыгранную в мюзикле «Женщина года».
Ну а что же кино? Со своей к нему любовью Бэколл, разумеется, не рассталась. В 1970-х годах она снялась в завоевавших популярность лентах «Убийство в Восточном экспрессе» Сидни Люмета по одноименному роману Агаты Кристи и «Самый меткий» Дона Сигела. Роль Бэколл в «Самом метком» была отмечена премией Британской Академии кино и театральных искусств в номинации «Лучшая женская роль» за 1977 год. А в 1978-м стала бестселлером первая часть автобиографической трилогии Лорен Бэколл.
* * *
Актерская жизнь — это игра. Отметив 70-летний юбилей, Лорен Бэколл обрела новое дыхание. «Золотой век» Голливуда стал перевернутой страницей, но Лорен не ушла с экранов вместе с завершившейся эпохой — она нашла себя в реалиях изменившегося времени, в новых ролях, достойных прежней ее славы, продлив свою профессиональную карьеру. Более того, все свои главные награды в киноискусстве Бэколл получила после того, как перешагнула семидесятилетний рубеж.
Среди известных кинолент с ее участием того периода — «Свидание со смертью», «Мизери», «Чужое поле», «Высокая мода», «Все, что я хочу на рождество» и другие. В 1993 году она и Грегори Пек сыграли пожилых любовников в телефильме «Портрет». За роль второго плана в мелодраме Барбры Стрейзанд «У зеркала два лица» (1996) Бэколл получила «Золотой глобус» и была номинирована на «Оскар». В том же году актриса удостоилась премии «Сезар» за выдающийся вклад в развитие киноискусства.
Несмотря на почтенный уже возраст, Лорен не чуждалась творческих экспериментов, воспринимая новые идеи и веяния в кинематографе. С Николь Кидман она снялась в фильмах «Догвилль» и «Рождение», увлеченно занялась озвучиванием анимационных картин. В частности, Бэколл приняла участие в создании мультипликационного фильма культового японского режиссера Хаяо Миядзаки «Ходячий замок».
Ее называли единственной живой легендой Голливуда, а она на это отвечала: «Я не легенда. Я еще не умерла. Легенды — это те, кто в прошлом. А я существую в настоящем и буду работать, пока мне позволит здоровье». Это цитата из интервью, которое Лорен дала в связи с выходом в прокат фильма «Эскорт для дам», отметив тогда свое 83-летие. Бэколл часто появлялась в ток-шоу, критически оценивая современное состояние американского кинематографа, в котором ей далеко не все нравилось. Последней работой актрисы стало участие в короткометражном проекте «Ева» (2008). В 2010 году Лорен Бэколл была присуждена премия «Оскар» — за огромные достижения в мировом кинематографе.
* * *
Героиня нашего повествования ушла из жизни 12 августа 2014 года после обширного инсульта, немного не дотянув до своего 90-летия. От первого брака у нее остались сын Стивен, медиа-продюсер и режиссер-документалист, и дочь Лесли. Во втором браке, который продлился около восьми лет и завершился разводом, появился на свет сын Сэм, также ставший актером.
На протяжении многих лет Бэколл коллекционировала предметы искусства, антикварную мебель и ювелирные украшения. Многие изделия были изготовлены специально для нее знаменитыми ювелирами Элизабет Гейдж и Жаном Шлюмберже. После смерти актрисы часть ее коллекции была выставлена на торги аукционного дома Bonhams. Коллекция украшений и предметов искусства Лорен Бэколл была оценена в три миллиона долларов. Что же касается ее вклада в искусство кино, то ему поистине нет цены.