РОВШАН ТАГИЕВ: «Я ЖИВУ ВЕРОЙ В ДОБРО»

Михаил ФРЕНКЕЛЬ | Номер: Июнь 2014

Rov_И все то, что создашь,
что упрочишь с отрадой,
В долгой жизни твоей тебе станет наградой.

Эти строки великого азербайджанского поэта Низами, думается, могли бы стать своеобразным эпиграфом к беседе с его земляком председателем Ассамблеи национальностей Украины РОВШАНОМ ТАГИЕВЫМ.
И вот почему. Созданная в минувшем году Ассамблея уже с первых месяцев своего существования дала основания говорить о себе как о реально работающей организации. Говорю об этом потому, что все мы свыклись с тем, что иные межнациональные структуры на самом деле уже давно существуют только в своих регистрационных документах. Это большая и отдельная тема для разговора. Но сегодня мы говорим об Ассамблее национальностей Украины. А она, повторю, реально действует. Только один пример. В конце апреля нынешнего года Ассамблея провела круглый стол «Единая страна – цель украинского общества» не где-нибудь, а в кипящем страстями небезопасном для осуществления подобных встреч Донецке.
На этом форуме в ходе острых дискуссий было принято обращение к украинскому руководству, в котором звучал открытый призыв к борьбе с сепаратистами, а также значились такие конкретные и необходимые стране предложения как:
– ввести в Верховную Раду проект Закона Украины «О национальных меньшинствах в Украине», который определял бы роль национального вопроса в укреплении и развитии целостности государства, консолидации украинского общества, в котором каждый гражданин Украины вне зависимости от его национальной принадлежности будет чувствовать себя комфортно;
– принять пакет Законов, направленных на децентрализацию власти, расширяющих права регионов, прежде всего в бюджетной, административной и языковой сфере, но с безусловным сохранением Украины, как единой страны с унитарной формой государственного устройства.
Вот почему в эти сложные и непростые для Украины времена из всех руководителей межнациональных организаций мне захотелось побеседовать именно с Ровшаном ТАГИЕВЫМ.

– Я родился в Баку, – начал разговор Ровшан, – в семье медика. Рабочий стаж отца 42 года. Из них 36 лет он проработал главврачом в больницах, и получил звание заслуженного врача республики. Мама – домохозяйка. Она занималась нами – детьми. Их ведь в семье было шестеро. У меня три брата и две сестры. Все они ныне осели в Германии. А я живу в Киеве, потому что люблю Украину и никуда отсюда не хочу уезжать.
– Насколько я знаю, ваша семья интернациональная.
– Да, папа – азербайджанец, мама – еврейка. Я думаю то, этот факт и определил то, что вопросы межнациональных отношений я считаю очень важными и поэтому решил работать над тем, чтобы между людьми разного этнического происхождения не существовала вражда.
Баку ведь всегда был интернациональным городом. И таких семей, как наша, в нем много. Даже такое определение у нас звучало: наша нация – «бакинцы». Это на практике означало, что национальность человека не имеет значения, главное – какой он есть. Вы знаете, что многие известные люди родом из Азербайджана. И среди них немало евреев. Баку может гордиться и наукой, и культурой, людьми, которые первыми осваивали нефть Сибири. Потенциал народа, который проживает на территории Азербайджана (я под азербайджанским народом подразумеваю людей разных национальностей), – огромный.
Rov_2Азербайджан, к слову, в 2013 году вошел в число первой пятерки государств мира по толерантности. И мы этим тоже гордимся.
– В Азербайджане радикальные религиозные течения, в отличие от соседних исламских государств, не очень влиятельны.
– В свое время попытки экстремистов навязать обществу свои идеи были решительно пресечены Гейдаром Алиевым. Радикальные исламские партии даже были запрещены в Азербайджане. Я считаю, что это правильно, потому что люди должны жить не столько по религиозным канонам, сколько по вере. Это мое убеждение.
– А вы верующий человек?
– Я живу верой в добро. Я не разделяю людей по конфессиям – кто-то мусульманин, кто-то иудей, кто-то христианин. Я живу по вере. А она заключается в том, что Бог на самом деле, – один. Только пути к нему у людей бывают разные.
– Как вы оказались в Киеве?
– Я окончил школу в 1986 году. И поступил в Киевский государственный университет на исторический факультет. Он тогда считался сильным по преподавательскому составу. Окончил учебу в 1991 году. И тут как раз Советский Союз развалился.
– Историки сразу перестали быть нужны?
– Не совсем. Я стал заниматься общественными делами. Возглавил азербайджанское общество и некоторое время был сопредседателем республиканского культурного центра тюркоязычных народов. Потом пять лет – с 1997 по 2002 год работал в посольстве Азербайджана в Украине. Затем занимался экономическими проблемами. А после подал заявление на получение украинского гражданства. И вот уже двенадцать лет я гражданин Украины. А живу здесь уже двадцать седьмой год.
– Вы наверное здесь и женились?
– Да, мы с женой уже 17 лет вместе. Кстати, моя жена Людмила тоже из многонациональной семьи. В ее роду есть украинцы, русские, белорусы, евреи, кавказцы. Так что полный интернационал.
Моей старшей дочке тринадцатый год, младшей будет восемь лет. Они ходят в украинскую гимназию. Поэтому для них, как и для большинства молодежи, никаких проблем с украинским языком нет. Я вообще считаю, что языковая проблема некоторыми политиками вытягивается «из рукава», когда они хотят обострить ситуацию в стране. Да, я за то, чтобы государственным языком в стране был украинский. Но глупо, если не сказать больше, не считаться с исторически сложившейся в языковой сфере ситуацией. А она такова, что для не менее половины граждан Украины родным языком является русский. Что делать? Вот в Германии, например, живет несколько миллионов турок и курдов. А во Франции этнических французов осталось не более половины. Тем не менее, введение турецкого или арабского в ранг государственного там всерьез никто не рассматривает. И мы тоже можем обойтись без русского как государственного языка. Однако совершенно необходимо, чтобы в тех регионах Украины, где высок процент русскоязычного населения, русский был признан языком не только бытового общения, но и находился в статусе официального. Это простое, но действенное решение, не требующее практически никаких усилий и особых затрат. Вот почему все «пережимы» по поводу языковой проблемы в Украине, как с одной, так и с другой стороны я полагаю откровенно спекулятивными и работающими против единства страны.
– Раз мы заговорили об истории, скажите, пожалуйста, вы на какую тему диплом писали?
– Моя дипломная работа называлась «Государственные учреждения Российской империи XIX века». Понимаете, Москва для многих, кто жил в СССР, была значимым городом. До сих пор, когда играет в футбол «Спартак» или баскетбольный ЦСКА – я за них болею.
– А во время матча киевского «Динамо» со «Спартаком» – за кого?
– Во время такого поединка однозначно болею за «Динамо».
А говоря о значительно более серьезных вещах, скажу, что нынешние взаимоотношения Украины с Россией – это настоящая трагедия. Вряд ли еще год назад такое можно было предположить. Но вот случилось…
Rov_3– Нас всегда учили, что политика правящей верхушки той или иной страны – это одно, а народ – другое.
– История говорит о том, что это во многом так и есть. Однако здесь нельзя не отметить, что нынешняя политика Путина, судя по результатам опросов, имеет весьма большую поддержку в российском обществе. Я полагаю, это во многом связано с серьезным ограничением правдивой информации в российских СМИ.
– Я бы назвал это более определенно – ныне в большинстве российских СМИ идет сплошная дезинформация в отношении того, что происходит в Украине.
– Можно назвать это и так.
– Сегодня в России настоящий психоз воинствующего ура-патриотизма. Вам как историку это ничего не напоминает?
– Почему же, напоминает.
– Когда накануне Второй Мировой войны Зигмунд Фрейд под давлением американцев и англичан был отпущен нацистами на волю, он приехав в Лондон, сразу же принялся писать работу, которую закончил незадолго до своей смерти. В ней выдающийся ученый всерьез утверждал, что националистическая истерия тех лет в Германии – это не производное от политико-экономических процессов, а психическая эпидемия больших масштабов.
Научное сообщество в те годы отнеслось к утверждениям Фрейда довольно скептически. Но вот сейчас, когда в России, как бы на ровном месте мы наблюдаем похожую картину, невольно закрадывается мысль, что при совершенных научных технологиях в области психологии и психотропных воздействий, вызвать подобную «эпидемию» вполне возможно.

– Вопрос этот сложный. Но то, что сегодня происходит в России, наталкивает на мысль, что «промывание мозгов» там поставлено на высокий уровень. И это весьма печально…
– Вернемся к вашей Ассамблее. Каковы ее структура и задачи?
– Одной из главных ее особенностей является то, что войти в нее могут не только целые организации, но и отдельные граждане. Мы охотно принимаем в свои ряды всех, кто хочет содействовать межнациональному миру и толерантности в Украине.
– К слову, похожие цели – мир, согласие, дружба – задекларированы и в программах других межнациональных конгрессов, ассоциаций, обществ, которые были созданы раньше вашей Ассамблеи. Мне помнится, были даже недовольные созданием вашей организации. Спрашивали: «А зачем еще одна?» Так зачем? Ответьте, пожалуйста.
– Вы, конечно, помните, что в советские времена у нас была одна партия, указывавшая всем нам, как жить, с кем дружить. Да, мы не первая общественная межнациональная организация в Украине. Но я совершенно искренне полагаю, что чем больше будет таких сообществ, тем лучше смогут наладиться добрые отношения между людьми различных национальностей в нашей стране.
– Очевидно, это верная мысль. Однако, помнится, кое-кому из представителей других подобных организаций создание вашей Ассамблеи не очень понравилось.
– Но это их проблема. Говоря же о нашем пути, хочу сказать, что его особенностью является широкая международная деятельность. Мы являемся соучредителями организации совершенно нового типа – Ассамблеи диаспор мира. Вы знаете, что существует немало мировых этнических структур. Еврейские, украинские, русские, азербайджанские, грузинские, татарские и прочие конгрессы. Но организации, объединяющей людей различных национальностей на мировом уровне – не было. Вот мы и создали такое сообщество. И мы не просто декларируем, мы работаем. У нас уже есть офисы в Нью-Йорке, Чикаго, Праге, Берлине, естественно, в Киеве. В США, к слову, нас представляет бывший киевлянин Леонид Бард. Он весьма известный в русскоязычной Америке общественный деятель, и вот теперь еще и сопредседатель Ассамблеи диаспор. Недавно мы провели в США интересную и важную встречу, на которой присутствовали конгрессмены, историки, видные общественные деятели, бизнесмены. На этой встрече в первую очередь обсуждалась тревожная и напряженная ситуация, сложившаяся сегодня в Украине. И все участники форума выразили нашей стране горячую поддержку. И это были не просто слова. На встрече, как я уже сказал, присутствовали серьезные и влиятельные люди. И они уже начали реальные действия по улучшению ситуации в Украине.
– Вы упомянули о бизнесменах. А на какие средства существует ваша Ассамблея?
– Несмотря на свое гуманитарное образование, я занимаюсь бизнесом с молодых лет. Мне это тоже интересно. Да и пример было с кого брать. Мой дядя еще в годы перестройки был одним из крупнейших кооператоров огромного Красноярского края.
Словом, я довольно успешный бизнесмен. И имею возможность спонсировать нашу Ассамблею. Помогает нам и еще ряд состоятельных людей, для которых межнациональный мир – не просто слова. Мы – люди дела.
– Но есть богачи, покупающие дорогие яхты, футбольные команды, и практически не занимающиеся благотворительностью.
– Есть. Но это не для меня. Вот мы с вами беседуем совсем неподалеку от одной из киевских школ. В ней не учатся мои дети. Но в ремонт этой школы я вложил до ста тысяч долларов. Пусть ребятам будет хорошо.
– Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Я знаю только две вещи, которые стремятся к бесконечности – это Вселенная и невежество», а потом, сделав секундную паузу, добавил: «Нет, кажется насчет Вселенной я погорячился». Так вот, это невежество, рождающее озлобление, это и есть то, что сегодня нам мешает. И оно действительно бесконечно?
– А вы посмотрите, что проповедуется в информационном поле – по телевидению, в Интернете? Мы включаем телевизор и видим или рекламу того, что нам не нужно, или все эти ролики-клипы с голыми женщинами, мы видим фильмы, в которых проповедуется жестокость, насилие, «раскованная свободная жизнь» и нивелируются семейные ценности. А ведь порядок в стране начинается с семьи. Если не работает институт семьи, то нет согласия и в государстве. А что для этого согласия надо? Нужно воспитывать людей.
– Сеять разумное, доброе, вечное?
– Именно так.
– Скажите, а какой, по вашему мнению, сегодня является ситуация с межэтническим миром в Украине?
– Мы видим, что несмотря на все усилия недругов нашей страны, даже в нынешнее сложнейшее время, им не удалось ввергнуть ее в пучину межнациональных конфликтов. И это говорит о том, что когда политические страсти утихнут, Украину ожидает хорошее будущее. А мы будем в меру своих сил для него работать, чтобы совместно преодолевать все, что Украине пока мешает стать одной из самых благополучных стран в Европе.
И, надеюсь, это время обязательно придет.

P.S. Когда это интервью уже было подготовлено к печати, в одном из районов Киева на Ровшана Тагиева было совершено покушение.
Раненый киллером, он спасся чудом. Но это зловещее происшествие не сломило его дух.
– У меня нет врагов в бизнесе, – сказал нам Ровшан через несколько дней после покушения. – Нападение на меня я связываю со своей активной общественной деятельностью. Но, поверьте, никому меня не запугать.
Что ж, здоровья вам, и успехов в ваших усилиях на благо Украины, уважаемый Ровшан!
Живите и дальше верой в добро.