Пятый – пошел!
Это были странные выборы. Впрочем, вполне адекватные той уникальной в своем драматизме ситуации, в которой пребывает страна последние полгода. Да, убедительная победа ведущего кандидата в первом же туре – впервые за 23 года украинской независимости. Да, более чем четырехкратный отрыв от «серебряного призера» президентской гонки. Но – и это главное – народ голосовал не за мессию, адепты нового лидера не бились в истерике, потрясая портретами вождя и надрывая связки истошным «Юлю!!!» (Витю, Петю, Васю) – подставь нужное. «Если учесть, что это были не просто выборы, а референдум по новой независимости, ее сохранению, по государственному суверенитету, по новой украинской государственности, то явка и результат первого тура не должны удивлять», – говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
В условиях цивилизационного раскола и гражданского конфликта, подогреваемого внешними силами, общество сделало ставку на компромиссного лидера, приемлемого для всех регионов страны. Отсюда и успех Петра Порошенко, который вышел на первое место во всех без исключения областях Украины. Радикалы же, бешеным разгулом которых нас так пугали, не собрали и 2% – если говорить о совокупном результате Олега Тягнибока и лидера Правого сектора Дмитрия Яроша. Смешно сказать, в родной для него Львовской области Олега Ярославовича поддержал меньший процент избирателей, чем в целом по стране – на Львовщине он оказался лишь на 6-м месте в общем зачете.
На этом фоне сюрпризом стали 2,25% голосов, полученные главой Всеукраинского еврейского конгресса Вадимом Рабиновичем, чья знаковая фамилия не помешала собрать ему вдесятеро больше голосов, чем могла бы дать еврейская община – даже если предположить, что все евреи проголосовали за Рабиновича, что, безусловно, не так. Разумеется, наивно тешить себя иллюзиями о наступлении эры всеобщей толерантности – природа не терпит пустоты, поэтому многие из тех, кого принято называть маргиналами и экстремистами, окопались в партии Олега Ляшко – этому «украинскому Жириновскому», несмотря на несколько клоунское поведение, удалось обаять значительную часть электората по привычке выбирающего не умом, а сердцем. Однако антисемитская риторика из уст симпатиков этой политической силы не звучит – как говорится, тренд нынче другой, и это верно сегодня для всех партий, какую бы идеологию они не исповедовали. Так или иначе, но в последние месяцы украинское общество сделало огромный скачок в формировании политической нации – в том смысле, в котором ее понимают во всем цивилизованном мире, а не в узкоэтническом, как это свойственно той же «Свободе». Что же касается цивилизационного выбора, то первые четыре места в президентской гонке заняли политики, декларирующие стремление к европейской интеграции – и это не случайно.
Вышесказанное не означает, разумеется, что у евреев в Украине нет проблем. Во-первых, «еврейская карта» по-прежнему активно разыгрывается в информационной войне, несмотря на провал радикалов на президентских выборах. Так, записные еврейские борцы с «фашизмом» после оглашения результатов ничтоже сумняшеся уже заявили о «нашей победы в борьбе за денацификацию Украины». В самом деле, не признавать же, что все утверждения о якобы чудовищном росте антисемитизма под патронатом «киевской хунты» оказались блефом.
Во-вторых, в условиях общей нестабильности евреи, разумеется, не могут не реагировать на нее проверенным способом – голосуя ногами. Так же, как реагируют на опасность украинцы, русские, крымские татары, покидая зоны боевых действий и переселяясь в более спокойные регионы. Просто у евреев есть еще одна страна, где их готовы принять – Израиль. Рост алии в последние месяцы весьма ощутим, но все познается в сравнении. Тысяча репатриантов из Украины с начала года – можно ли это назвать исходом? Явно нет, если вспомнить, что в начале 1990-х речь шла о многих тысячах олим ежемесячно. Не говоря уж о том, что в нынешнем иммиграционном потоке галахических евреев – меньшинство, преобладают же в нем люди, подпадающие под Закон о возвращении. Не стоит удивляться и тому, что едут, главным образом, с юго-востока страны – именно там сегодня «горячо», да и людей с еврейскими корнями в этом регионе проживает значительно больше, чем на западе страны.
Те же, кто остается (а таких подавляющее большинство), вполне вписались в украинский политический контекст – евреи сегодня (как и украинцы, русские, болгары и др.) придерживаются разных взглядов на будущее страны, хотя внешняя угроза выступила катализатором проукраинских настроений даже среди людей, еще вчера с подозрением относившихся к украинскому национальному дискурсу. Недаром даже те, кому удалось проголосовать на Донбассе, поддержали Петра Порошенко, пусть и не столь отчетливо, как это сделали избиратели центральной и западной Украины. Удастся ли пятому президенту конвертировать это доверие в консолидацию украинского общества, безопасность и процветание страны – покажет время.