МАСТЕР ФОТОПОРТРЕТА
С творчеством замечательного фотохудожника Леонида ЛЕВИТА я знаком не одно десятилетие. О мастере портрета написано множество статей, вышло несколько альбомов с его работами, состоялись десятки персональных выставок. Его искусство настолько психологически выверено, что не просто восхищает, а по-настоящему волнует.
В этом году Леонид Александрович отмечает свое 95-летие.
Леонид Левит принадлежит к мастерам, владеющим уникальными способностями рассмотреть в человеке присущий каждому характер и темперамент, увидеть судьбу каждого. Украинский писатель Мыкола Шудря говорил в свое время о фотохудожнике: «В его портретах словно отчеканились черты современников – мыслящих, увлеченных, работящих. Перед нами одухотворенные лица. Здесь – все отобрано, взвешено, подчеркнуто. Ничего лишнего, ни капли нарочитости, ни малейшего намека на случайность».
На мой взгляд, очень точно сказано. Действительно, портреты, созданные Леонидом Левитом, отличаются каким-то особым мышлением автора. И понятно, что дело здесь не только в профессионализме, и даже не в умении найти выгодный для объектива ракурс, хотя это немаловажные факторы. Самое главное, что мастер в своих работах умеет раскрыть эмоции, то есть психологию человека. А это, согласитесь, удается далеко не каждому.
«Портрет – это отражение двух людей, то есть того, кто снимает, и того, кто находится перед объективом, – не устает повторять Леонид Александрович. – Я всегда говорил своим ученикам, что фотография – это искусство, а не техническое упражнение. А настоящий фотограф – это наука человековедения, целая история жизни, схваченная в одно мгновение и переданная художественным средством. Надо уметь прочесть человека по лицу. И сделать это сразу, моментально. Ведь мне отводилось на съемку от силы 20 минут».
И прежде чем пригласить на съемку того или иного представителя мира музыки, живописи, театра и других видов искусства, Леонид Левит обязательно изучал его творчество.
«К портрету Дмитрия Шостаковича я пришел после прослушивания его Десятой симфонии, – признался фотохудожник. – Побывав на концерте оркестра, за дирижерским пультом которого стоял Абрам Стасевич, я был потрясен музыкой по-настоящему. Вот после этого понял, что просто обязан сделать портрет гениального композитора – взял свой чемоданчик с аппаратурой и поехал в Москву. Там в Союзе композиторов СССР мне, к счастью, удалось встретиться с Дмитрием Дмитриевичем. Шостакович уделил для создания портрета двадцать минут. Мне очень хотелось запечатлеть композитора без очков, но Дмитрий Дмитриевич наотрез отказался их снимать. Чтобы достигнуть своей цели, пришлось стать перед композитором на колени. Когда я закончил съемку, то рубашка была мокрая от пота».
Добавлю, что портреты Шостаковича, созданные Левитом, обошли не только весь Советский Союз, а и вышли за его пределы, получив должное признание специалистов.
«Были и смешные случаи в моей работе, – вспоминает Леонид Александрович. – Помню, принес я показать фотопортреты замечательному украинскому художнику Алексею Шовкуненко. Увидев перед собой человека преклонного возраста, я почему-то решил, что он плохо слышит и начал громко комментировать ему свои работы. Портретами тогда Шовкуненко остался доволен, а меня попросил впредь разговаривать потише.
Памятной для меня осталась и встреча с выдающимся пианистом Святославом Рихтером. Он выполнял при съемках все мои просьбы, и каждый его ракурс мог стать портретом. А вот композитор Арам Хачатурян встретил меня несколько настороженно, чувствовалась дистанция между нами. Но в конце нашего общения Арам Ильич уже по-дружески даже помог мне надеть пальто».
В багаже Леонида Левита портреты Бориса Гмыри и Зои Гайдай, Марии Примаченко и Галины Кальченко, а также Генриха Нейгауза, Ираклия Андроникова, Бэлы Руденко, Олега Попова, Георгия Майбороды, Аркадия Гашинского, Николая Яковченко, Игоря Шамо, Натальи Ужвий, Павла Загребельного…
И о каждом из них мастер вспоминает с огромным уважением.
«Встречался я и с Мстиславом Ростроповичем, – рассказывает Леонид Александрович. – Мой дальний родственник был учеником великого музыканта и как-то показал маэстро некоторые мои работы. А вскоре после этого у меня дома зазвонил телефон. «Здравствуйте, это Слава Ростропович», – услышал я в телефонной трубке. От неожиданности у меня, что называется, челюсть отвисла. Немного позже мы уже встретились в моей квартире, познакомились, и я сделал серию его портретов. Запомнился он мне человеком страстным, жизнелюбивым, интеллигентным, чего не могу сказать о его супруге. С Галиной Вишневской я встретился уже в Москве у них в квартире, которая напоминала музей. И Вишневская осталась в моей памяти тем, что все время хвасталась изобилием своих нарядов и просила, чтобы я сфотографировал ее в одной из шуб. Я же в предлагаемой шубе не увидел ничего, за что можно было изобразительно зацепиться. Вишневская возмутилась, мол, как это можно отвергнуть покупку стоимостью 14 тысяч долларов. То есть вот такие у нее были критерии определения искусства. Хотя певица она была замечательная»
Мастер безвозмездно передал целые серии своих работ Национальной академии искусств Украины, Национальной библиотеке им.В.Вернадского, Центральному государственному кинофотофоноархиву им.Г.Пшеничного, Историческому музею, другим библиотекам и музеям столицы Украины.
Леонид Александрович – эрудированный и всесторонне одаренный человек, он много читает, пишет стихи, с которыми охотно знакомит присутствующих на открытии своих выставок. Он много лет передает свой опыт молодым, щедро делится воспоминаниями о незабываемых встречах с историческими личностями. Хочется пожелать Леониду Александровичу крепкого здоровья, благополучия и всегда сохранять творческое настроение.
Фото Леонида ЛЕВИТА