«КОРОЛЬ КОРОЛЕЙ ПИАНИСТОВ»

| Номер: Октябрь 2013

Владимир ГоровицК 110-й годовщине со дня рождения владимира горовица
XX век смело можно назвать веком великих пианистов: Падеревский, Гофман, Рахманинов, Рихтер, Рубинштейн, Кемпф… Список можно продолжать бесконечно. Но над всеми этими гениями как для простого любителя, так и для профессионального историка музыки возвышается еще одно имя – Владимир Горовиц.
Именно он, и никто другой, по праву считается символом пианизма XX века. Он стал непревзойденным исполнителем современной русской классической музыки, представляя американской публике произведения Сергея Прокофьева. Это признают даже его недоброжелатели. Можно не любить Горовица, но не признавать его исключительность нельзя.

Украинские корни
О Горовице много писали. Стиль его исполнения, названный «горовицианским», критики считали «слишком вычурным». Его называли «самым непредсказуемым музыкантом современности», «гением коммуникации», «электрическим зарядом в 6000 вольт», «королем пианистов всех времен».
Владимир Горовиц представлен в мировой музыкальной энциклопедии как американский пианист, но родился будущий виртуоз в Киеве 1 октября 1903 года. Именно в Украине он сформировался как личность, получил музыкальное образование. Статьи и исследования, как правило, посвящены его жизни и творчеству после 1925 года, то есть после его переезда в Западную Европу. О киевском периоде известно очень мало. Но наиболее интересны именно источники становления мастерства великого пианиста. Ведь Горовиц – представитель одной из самых мощных исполнительских школ в истории пианизма.
Первые уроки, которые получил Владимир, были даны ему мамой. Однако, когда Владимиру было 12 лет, все, и даже он сам, думали, что растет очередной композитор, но никак не пианист, который перевернет мир и продержится на вершине почти 70 лет. В 1912 году, когда Горовицу было 9 лет, он начал заниматься в Киевской консерватории у Сергея Тарновского и Феликса Блюменфильда. Горовица нельзя назвать самоучкой, но в то же время никакие мастера не смогли бы дать ему того мастерства, которое он получил в процессе самосовершенствования. Свой необычный музыкальный талант Владимир обнаружил в десятилетнем возрасте, когда выучил наизусть все произведения Вагнера.

Потерять и найти
В 1917 году семья Горовица, достаточно состоятельная, потеряла все, включая фортепиано. Но Владимир продолжал учиться в консерватории, давая концерты для того, чтобы заработать денег на жизнь себе и родным. Два года спустя Горовиц окончил консерваторию, исполнив как выпускное произведение Третий фортепианный концерт Рахманинова – чрезвычайно сложное и одновременно интересное произведение, с которым еще не раз столкнет его судьба.
Первыми слушателями Горовица были киевляне, а также харьковская и одесская публика. А потом он имел фантастический успех в Москве и Ленинграде. Когда Владимир покинул Киев навсегда, то был уже сложившимся пианистом, а за границей сделал блестящую карьеру. Первый концерт Горовица за пределами Советского Союза состоялся в Берлине в 1926 году. За один год он дал 69 концертов во время европейского турне, чем снискал огромную популярность.

Горовиц с женой

Горовиц с женой

Концерт без репетиций
Достаточно забавно начиналась его карьера в Европе. Произведение, которое сделало его известным широкой общественности – знаменитый Первый концерт Чайковского. Произошло это так: в Германии в гостинице к совсем еще неизвестному исполнителю подошли и предложили заменить женщину-солиста, которая внезапно почувствовала себя плохо. «Сможете играть через два часа?», – спросили Владимира. Он согласился.
Без всякой репетиции пианист пришел в зал. Дирижером был маститый уже музыкант Юджин Пабст. Они немного поговорили о темпе исполнения, и дирижер, не особо уже надеясь на удачный вечер, просто попросил пианиста следовать за оркестром. Успех был бешеным. Ошеломленная публика аплодировала стоя…

Счастье и несчастье Горовица
В 1933 году Горовиц женился на дочери всемирно известного дирижера Ванде Тосканини.
С тех пор музыканта приняла в свой круг американская аристократия. По его заказу был создан особый рояль, в его частной художественной коллекции появились картины Пикассо и Дега, и еще много вещей, которые могли позволить себе единицы. Он имел все… Кроме тех, кого любил.
Мать умерла вскоре после его отъезда из Советского Союза, а отца отправили в ГУЛАГ как отца «врага народа». Его любимая сестра Регина до конца своей жизни скромно преподавала музыку в Харьковской консерватории, хотя Владимир вспоминал, что она была еще лучшим пианистом, чем он сам. Печальные вести с родины, и в дополнение ощущение, что поверхностная американская публика не способна понять внутреннюю ценность музыки, которую он играл, стали причиной депрессии Владимира.
После юбилея 1953 года Горовиц на 12 лет прекратил концертную деятельность и сделал в этот период лишь несколько записей. А его триумфальное возвращение состоялось на сцене «Карнеги-Холла» в 1965 году. Толпа поклонников выстроилась в очередь за билетами, которые были проданы за два часа!

Горовиц не повторялся
Известные музыкальные критики-современники Владимира Горовица вспоминали о нем: «Если бы мы жили в другое время, талант, который внезапно открылся миру, эту невиданную доселе ловкость, мастерство, обязательно назвали бы дьявольскими. И если сейчас не упоминать темные силы, то где еще можно найти источник этой невероятной скорости его пальцев, скорости движения рук? Да что говорить о руках, каждый палец ведет себя так, как будто живет своей собственной музыкальной жизнью. Главное, чем привлекает Горовиц – то , что он, без сомнения, держит своего демона под контролем. В этом, наверное, и заключается основная прелесть его игры…».
Если не было клавира – мог подобрать по памяти. С годами исполнения Горовица становились все более непохожими не только на интерпретации других пианистов, но и на самих себя. Во время студийных записей Горовиц играл одну и ту же вещь совсем по-другому. И это с интервалом в несколько минут. Определить, какое исполнение совершеннее, было просто невозможно: каждое казалось пределом возможностей. Интересно то, что многие композиторы, с которыми Горовиц общался лично, позволяли исполнителю править свои музыкальные тексты. Часто после такой правки отдельные отрывки становились практически неисполнимыми.

Дружба гениев
Говоря о Горовице, невозможно не упомянуть о Рахманинове. Эти два человека одинаково пользовались уважением друг у друга, оставаясь близкими друзьями до самой смерти. Очень мало исполнителей могут похвастаться таким взаимопониманием с композитором, и уже это говорит о многом.
Вообще с этим композитором у Горовица сложились особые отношения… С самого детства пианисту очень нравился Рахманинов. Играя его произведения уже с семи лет он фактически получил кумира и нисколько не разочаровался в нем, когда они встретились в США. Горовиц впервые приехал туда в 1928 году, по-прежнему исполняя Третий концерт Рахманинова, и когда композитор услышал игру, то просто вычеркнул произведение из своего концертного репертуара!
Стоит вспомнить прежде всего то, что Рахманинов – не только известный фортепианный композитор, но и автор множества удачных произведений для голоса. Он написал этот концерт специально для себя. Второй важный момент: композитор тогда продолжал активную концертную деятельность и считался едва ли не лучшим пианистом той эпохи. Горовиц – первый человек, который смог исполнить Рахманинова лучше самого Рахманинова. Он не только принял его манеру игры, понимание сути музыкального инструмента, но и сделал большой шаг вперед.
Они играли третий концерт вместе, на двух роялях. Рахманинов был оркестром, а Горовиц – солистом. Гении играли друг для друга. Выдающийся композитор и выдающийся пианист, они восхищались друг другом в совершенно равной степени.
Уже позже, в 1941 году, Рахманинов вновь после долгого перерыва присутствовал на исполнении своего Третьего концерта Горовицем. Очень застенчивый композитор сидел в последнем ряду, чтобы никто не мог видеть его. Когда произведение закончилось, он не выдержал – встал, прошел через весь зал и пожал пианисту руку: «Это именно так, как я всегда представлял себе свой концерт… но я никогда не думал, что услышу такое исполнение еще на земле…».

Владимир ГоровицПоследние годы творчества
С 1985 года начинается последний период выступлений Горовица. Этот отрезок времени ознаменовал небывалый подъем душевных сил при полном отсутствии физических. После длительного перерыва 83-летний маэстро приехал в Москву. В Киев он не мог приехать: стояла весна 1986 года, чернобыльская весна. Горовиц не застал никого из родных: его братья Григорий и Яков погибли молодыми, мать умерла, отец исчез в годы репрессий, сестра не дожила до приезда брата.
Друзья Горовица, которых было совсем немного, утверждали, что слушать его исполнение в семейном кругу было для них счастьем. Горовиц помнил наизусть едва ли не все существующие произведения! Оперы Вагнера, сонаты Бетховена (именно их предпочитал играть на публике), квартеты Брамса.
Пианист настолько вживался в произведение, что его интерпретации никогда не повторялись, музыка звучала по-новому каждый раз, фактически он творил ее заново. Это отмечали все слушатели – от друзей до поклонников.
Примером торжества духа над телом и остается Горовиц в благодарной памяти публики всего мира. Горовиц играл до последних дней своей жизни, и все это время, вплоть до самой последней записи, которая была сделана у него дома за считанные дни до смерти, стремился объединить в своем исполнении «здравый смысл, сердце и технику».
В стремлении запечатлеть свое изложение музыкальных творений Владимир Горовиц схож с Николаем Петровым, который также записал немало пластинок и гастролировал до тех пор, пока старость и болезнь его не подкосили.
Наследие великого музыканта и индивидуалиста Горовица сохранилось до наших дней в виде записей, а память о нем не угаснет в сердцах  людей еще многие годы.
5 ноября 1989 года Владимир Горовиц умер. Его похоронили в фамильном склепе Тосканини в Венеции.
Владимира Горовица не забыли на Родине, и память о нем почитается украинской музыкальной общественностью. В 1994 году в Киеве основан Международный конкурс молодых пианистов его имени.

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ
В течение нескольких лет после отъезда из СССР пианист официально считался советским гражданином. Известен исторический факт, когда по поручению А. Луначарского Б. Яворский прослушал концерт Владимира Горовица в Париже и написал народному комиссару, что молодой пианист может (!) представлять СССР на конкурсе Ф. Шопена в Варшаве. Молодой пианист решил остаться в Европе, а Советский Союз представил Дмитрий Шостакович.
***
Когда Владимир Горовиц играл в Париже, то вызывали жандармов, чтобы утихомирить публику, которая в экстазе ломала кресла.
***
У пианиста была единственная дочь – Соня. Она погибла в 1975 году. Одна из версий гибели не исключает самоубийство.
***
В 1943 году Владимир Горовиц дал благотворительный концерт для нужд военного ведомства в «Карнеги-холле», исполнив 1-й концерт П. И. Чайковского (дирижировал его тесть – Артуро Тосканини). Он принес 10 млн 941 тыс. долларов – рекордная сумма для концерта классической музыки.