Герц Мепен – еврейский Диор из Киева
Евреи всегда были сильны в искусстве кройки и шитья. В самом широком диапазоне – от местечкового портного из песни Розенбаума до рижского мастера, который спросил у Утесова, кем был по профессии тот, кто пошил ему костюм.
И мир самой высокой моды не обошелся без еврейских кутюрье. Назовем лишь самых знаменитых, звезд мирового масштаба – Ральф Лорен (Лифшиц), Соня Рикель (Флис), Донна Каран (Фаске), Келвин Кляйн, Диана фон Фюрстенберг (Халфин), Дэвид Сэссун. А еще – Лея Готтлиб (купальники Gottex) и Стелла Маккартни, дочь не только великого битла Пола Маккартни, но и Линды Истмен-Эпштейн.
В этом почетном ряду по праву должно стоять имя Герца МЕПЕНА. Но, к сожалению, оно сегодня известно только исследователям моды и любителям киевской истории.
Душа и сердце Киевского дома моделей
В 1944 году в только что освобожденном Киеве в двух комнатах на улице Горького открылся первый в Украине Дом моделей одежды, куда портные-энтузиасты принесли свои швейные машинки и утюги, чтобы воплощать задачу партии и правительства – разрабатывать ассортимент моделей одежды для швейных фабрик Украины и Молдавии.
Уже в 1950-х годах предприятие принимало участие в международных выставках и издавало собственный журнал с выкройками.
Золотая эпоха Киевского дома моделей одежды в 1950-1970-е годы неразрывно связана с именем Герца Моисеевича Мепена – польского еврея и потомственного портного, патриарха украинской моды, синтезировавшего классический крой и этнические мотивы, что стало флагманским стилем украинских дизайнеров второй половины XX века.
Его коллекции одежды в условиях советской системы часто воспринимались как выражение свободомыслия. Автор должен был учитывать большое количество специфических факторов системы, чтобы его работа оказалась реализованной и увидела свет. Но Герцу Моисеевичу счастливо удавалось сочетать творческие аспекты профессии и суровые реалии плановой экономики. Он был одним из постоянных авторов украинского модного издания «Краса и мода» – практически единственного в то время источника информации о модной индустрии для всей Украины.
Фасоны Мепена, их безупречное исполнение и шарм производили сильное впечатление на киевскую элиту. В Киевском доме моделей одевались первые леди республики Ираида Шелест и Рада Щербицкая, певица Евгения Мирошниченко, зампредседателя Совмина УССР Мария Орлик. Клиентами Мепена были не только киевские звезды – он, в частности, шил демисезонное пальто для космонавта Валентины Терешковой, фрак для великого ленинградского дирижера Евгения Мравинского.
В конце 50-х годов на Всесоюзном конкурсе моды в Москве коллекция Киевского дома моделей, созданная Мепеном по народным мотивам, произвела фурор. Жюри, в составе которого были Тамара Макарова и Сергей Герасимов, безоговорочно присудило Киеву первое место.
В 1964 году в Париже Мепен стал победителем конкурса швейного мастерства «Золотые ножницы». Приз ему вручал Кристиан Диор. Фишкой показов Мепена было музыкальное сопровождение, которое он мастерски подбирал сам. К музыке Герц Моисеевич приобщился в отчем доме – его отец, знаменитый портной, обшивал варшавскую музыкальную богему. Обладая идеальным слухом, Герц безошибочно узнавал игру пианистов Горовица и Рихтера, отличал звучание скрипки Ойстраха от скрипки Стерна.
Почему его не знали во всем мире?
Герц Мепен родился в 1921 году в Варшаве. Перед Второй мировой войной он эмигрировал в СССР. В годы войны, потеряв всех своих близких и спасаясь от гитлеровских преследований, Герц оказался в Ташкенте. Работая в Средней Азии, он приобрел известность среди представителей советской элиты. Среди его заказчиков были Алексей Толстой и Марина Ладынина.
С Алексеем Толстым связан курьезный случай. Узнав о том, что знаменитый писатель заказал себе костюм у Мепена, поэт Эль-Регистан (соавтор совместно с Михалковым слов гимна Советского Союза), зная, что Толстой может и не рассчитаться с модельером, привез Герцу мешок риса – как гарантированный гонорар. Герц Мепен жил в послевоенном Ташкенте очень скромно и покинул его без сожалений.
В Киев Мепен попал в начале 1950-х годов по стечению обстоятельств. В Ташкенте он дружил с профессором химии Среднеазиатского университета Владимиром Удовенко и его семьей, шил одежду для него и его супруги Софьи Васильевны. Удовенко пригласили на работу в Киевский политехнический институт, и семья профессора уговорила модельера переехать с ними в Киев.
Однажды Софья Васильевна Удовенко, специально надев сшитые Мепеном вещи и взяв с собой пальто супруга, пришла в Киевский дом моделей, чтобы показать администрации необыкновенную работу своего мастера. Фасоны неизвестного портного и их безупречное исполнение произвели впечатление на руководство, и Герца Мепена зачислили в штат. Портной из Ташкента оправдал оказанное доверие – его коллекции завоевали огромное количество медалей на международных конкурсах, прославляя Украину. Украинские мотивы придавали его моделям особый шарм. До Мепена к национальным элементам не обращался ни один кутюрье.
В Киеве Мепен стал завсегдатаем филармонических концертов, и вся его жизнь заключалась в создании моделей и в наслаждении музыкой.
Когда ценители красоты на разных континентах аплодировали фасонам Киевского дома моделей, его главный модельер Герц Мепен скромно сидел в стороне. Всеобщего признания он так и не удостоился. Этому мешала его национальность.
Он и сам не забывал о своем происхождении. В память о геноциде евреев Мепен создал необычную коллекцию моделей «Бабий Яр». Во время показа, сопровождавшегося музыкой «Плач Израиля», манекенщицы проходили по подиуму босые. Одни в руках держали менору, головы других покрывали шарфы для молитв. Этим показом Герцу Мепену как режиссеру действа удалось передать гамму скорбных чувств.
В числе заказчиков Мепена была жена поэта Мыколы Бажана Нина. В то время, когда Мепен шил для нее пальто, Мыкола Бажан переводил Шолом-Алейхема. Он читал Герцу Моисеевичу отрывки на идиш, чем приводил модельера в восторг.
Изделия от Мепена стремились приобрести советские звезды – от Татьяны Дорониной до Нани Брегвадзе. А Кристиан Диор публично недоумевал: «Почему имя этого человека не знают во всем мире?»
Да потому и не знали. Хотя говорили, что Герц Моисеевич не любит выезжать с показами за границу, потому что не хочет отрываться от любимой работы и тратить время, но в этом можно усомниться – мы же хорошо знаем, насколько «охотно» в СССР командировали за рубеж лиц неподходящего происхождения…
Последний показ коллекции Мепена состоялся в Киеве 28 июня 1997 года в рамках фестиваля «Мода века» с участием украинских и итальянских дизайнеров. Успех его моделей, которые демонстрировались под открытым небом на ступеньках перед Украинским домом, разделил весь город. Специально для вручения приза Герца Моисеевича привезли машиной на Крещатик. Это был его последний выход в свет. Киевский Диор умер в апреле 2001 года.
Фундация Высокой Моды учредила оригинальный приз «Золотые ножницы» – награду лучшему модельеру года Украины за лучшую коллекцию. И в 1997 году первые «Золотые ножницы» были вручены Герцу Моисеевичу Мепену.