ОНИ НАМ НУЖНЫ!

Александр Найман | Номер: Июль 2014

karasyk(Еврейская пресса в Украине)

Возрождение еврейской жизни коренным образом зависело от двух факторов: уровня национального самосознания и межнациональных отношений. В СССР только очень настойчивые могли доставать книги по иудаизму, еврейской истории и культуре. При этом распространению антисемитских настроений в немалой степени способствовала общедоступная «антисионистская» литература. В этих условиях преодолеть массовые заблуждения в еврейском вопросе могла только периодическая печать. Ее авторы и редакторы должны были одновременно с освещением проблем, которые не изучались ни в одном вузе, учитывать настроения в обществе, требования чиновников и т.п. Особую сложность составляли освещение проблем погромов, отношения к евреям со стороны ОУН-УПА, арабо-израильского конфликта.
Возрождение еврейской печати в Украине началось в ее западном регионе. В августе 1988-го появился первый бюллетень в Черновцах, в 1989 г. – в Харькове и Киеве. В это время в Москве начал выходить «Вестник еврейской советской культуры», который распространялся и в Киеве. С этого времени я начал следить за еврейской прессой. С марта 1990 г. до сегодняшнего дня выходит львовский «Шофар». Почти одновременно начали выходить киевские «Возрождение» и «Эйникайт». К концу 1990-го родились «Шолем» (Симферополь) и «Черновицкие листки», в 1991 г. – «Шабат Шалом» (Днепропетровск), «Шабат» (Бершадь), «Шалом» (Харьков), «Еврейские вести» и «Хадашот »(Киев). С 1992-1993 гг . до наших дней дожил лишь днепропетровский детский журнал «Эллада ». В 1994-1997 гг . появились: в Одессе – еженедельники «Шомрей Шабос» и «Ор самеах», а также благотворительный «Гмилус хесед», в Кременчуге – «Лехаим», в Днепропетровске – «Геула», в Харькове – «Геула» и «Дайджест-Е»; в Виннице – «Громада» и «Винницкая Иерусалимка», в Севастополе – «Рассвет– Шахар», в Чернигове – «Тхия», в Киеве – альманах «Егупец», издания «От сердца к сердцу» и «ВЕК» («Всеукраинский еврейский конгресс»).

Из газет и журналов 1998-2000 гг ., которые перешли за 3-4 года рубеж в 30 номеров, назовем днепропетровские «Шалом», «Хаверим» и «Ткума», одесский журнал «Мигдаль-Таймс», полтавскую «Атикву», луганские «Нед» и «Мир еврейской женщины», черкасскую «Шалом», донецкие «Наша жизнь в диаспоре и дома», «Барух Ашем» и школьный журнал «Шабат Шалом». Благотворительная еврейская пресса включает издания во Львове «Хесед Арье», в Ужгороде «ЭХО» («Это Хесед. Отзовись!»).
В Киеве за эти годы родились «Мост», «Еврейский обозреватель», «Киев еврейский» (Еврейского фонда Украины), «Открытая дверь» и «Наша газета» (религиозная школа). Около 50 раз выходил «Штетеле – местечко – городок» – остроумный и красочный бюллетень семейного клуба «Мишпаха» (Киев). Весьма интересны были издания малых городов: «Надежда» в Корсунь-Шевченковском, «Лебн» в Конотопе и другие.
Если говорить о содержании этих изданий, то наибольшее внимание истории и культуре евреев Украины уделяют «Эйникайт» и «Еврейский обозреватель». При этом, публикации в этих газетах легко читаются, весьма информативны, написаны на хорошем научном уровне. Достаточно сказать, что статья, опубликованная в «Еврейском обозревателе», была перепечатана в журнале «Архіви України» (№11, 2012) под названием «Петлюрофілія як різновид українофобії». По статье о «деле Бейлиса» («Эйникайт») снят документальный фильм, после публикации об уманской трагедии во время колиивщины местная община начала подготовку к установке памятника жертвам. Перечень интересных аналогичных статей можно продолжить.
Все это способствует воспитанию национального самосознания, толерантного отношения к евреям и опровержению юдофобских предрассудков. Некоторые, особенно духовно далекие от национального самосознания люди, задаются вопросом: «А нужны ли вообще еврейские СМИ?»
Можем твердо им ответить: «Да! Несомненно нужны!»