ПОД ДВУГЛАВЫМ ОРЛОМ И МАГЕНДАВИДОМ
Русские евреи в Первой мировой войне«Мне глубоко симпатичен великий в своих страданиях еврейский народ. Я преклоняюсь перед силой его измученной веками тяжких несправедливостей души, измученной, но горячо мечтающей о свободе. Хорошая, огненная кровь течет в жилах еврейского народа».
(М.Горький)
«Нет той гнусности, нет того безобразия, которого не проделало государство, надругаясь над евреем… Больно за русское управление, стыдно за русское государство».
(Н.Шингарев, член фракции кадетов Госдумы)
В связи с круглой датой – столетием со дня начала Первой мировой войны, – тема эта становится все более актуальной для специалистов-историков и публицистов. В советское время ее называли Империалистической и нередко «Забытой войной».
Проводимое Российским историческим обществом исследование касается сотен тысяч евреев, которые пережили за время той войны много страшного. Евреи принимали непосредственное участие в сражениях, а очень многие оказались беженцами, память о которых была предана забвению.
Поэтому, приступая к освещению темы, прежде всего рассмотрим, как складывалось отношение военного командования к еврейскому контингенту в самой армии в предвоенный период, а затем к различным группам населения в годы войны.
* * *
Поражают ответы «старшего войскового начальства» на разосланные военным министерством анкеты, которые не только отражают негативное отношение к службе евреев в армии, но и свидетельствуют об уровне политического мышления генералитета. Ведь речь идет о нижних чинах, так как доступ евреям в русский офицерский корпус был практически закрыт вплоть до 1917 года.
Анкета называлась «Перечень вопросов о служебных и нравственных качествах нижних чинов иудейского происхождения», причем редакция вопросов заранее предопределяла антиеврейский характер ответов.
50 генералов, командующих войсками военных округов, командиры корпусов и дивизий, осведомленные о месте и роли еврейских солдат в минувших русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и русско-японской военной кампании 1904-1905 гг., проявили явно предвзятый подход. Все они свидетельствовали «о вреде для русской армии иметь в своих рядах евреев и о желательности избавления от них».
Правда, часть из них (16 генералов) признали необходимость мириться, по различным соображениям, с пребыванием евреев в армии. Два военачальника – генералы Экк и Радкевич – все же считали, что из евреев могут получиться неплохие солдаты, что вред, якобы приносимый евреями в армии, преувеличен, «при строгости и надлежащем надзоре… они способны нести службу. Хороших солдат-евреев следует поощрять». Но в то же время доступ в офицерский корпус должен быть исключен и для крещенных евреев. Большинство генералов, тем не менее, без каких-либо оговорок настаивали «на полном исключении еврейского элемента из состава призываемых на военную службу»: «Основная причина сводилась как к общеизвестным отрицательным свойствам евреев, моральным и физическим, так и к особенностям их племенного устройства, делающим их интернационалистами, не заинтересованными в кровных интересах отечества».
При этом ни слова не было сказано об условиях, в которых приходилось жить евреям, ни о черте оседлости, ни об ограничениях в сфере образования и многих других притеснениях.
* * *
Что же показали последовавшие события?
Начавшаяся Первая мировая война вызвала огромный патриотический подъем среди всего еврейского населения. Выступавший вместе с представителями других национальностей в Государственной думе 26 июля 1914 года член кадетской фракции еврей Н.Фридман говорил:
«Никакие силы не отторгнут евреев от их родины России, от земли, с которой они связаны вековыми узами».
С призывами отстоять Отечество выступила и еврейская печать. В синагогах и молитвенных домах проводились богослужения о даровании победы русскому оружию.
Что до евреев, которым генералитет не доверял, то сотни тысяч из них были мобилизованы. Мобилизация среди них прошла практически без недобора. И к концу войны их был почти 600 тысяч. Это было значительно больше, чем выставили к началу войны Англия и Бельгия вместе взятые. Процент евреев в армии во время войны был выше, чем в составе населения в России в целом.
Серьезное сознание необходимости исполнить гражданский долг и принести для этого себя в жертву – таков был минимум патриотизма в еврейской среде в первые дни после объявления войны. Недовольство существующим режимом, вражда к правящим кругам не заслонила интересов страны, правительство не отождествлялось с родиной – этим объяснялся столь поразивший многих патриотизм евреев России. Конечно, не исключено, что евреи надеялись на то, что их патриотические усилия будут оценены властью и обществом, и их правовое положение в России улучшится.
Обратимся к источникам того времени.
В первом номере газеты «Война и евреи» (1914) была опубликована статья князя П.Д.Долгорукова, который, в частности, отмечал:
«Сотни тысяч евреев проливают кровь за великую Россию, между тем они лишены прав, которых ни один из русских подданных не может лишиться иначе, как по суду за преступление».
Не очень симпатизировавшая евреям газета «Новое время» писала: «Манифестация русских евреев… должна вызвать во всех нас, русских, чувство глубокого удовлетворения… Такие минуты не забываются… Пронесется гроза, выглянет солнце Мира над родиной, и русский народ не забудет о тех, кто в дни испытаний бодро шел с ним рядом, плечом к плечу».
Свою оценку патриотическому подъему, охватившему евреев России, дал и автор книги «За что мы их не любим» В.Шульгин, заявивший, что евреи, отложив на время в сторону свои обиды, готовы были всем, чем могли, включиться в военные усилия страны. В подтверждение он приводит еврейский источник:
«Искренними патриотическими настроениями было охвачено все население России. В Петербурге имели место многочисленные патриотические демонстрации, в которых принимали участие и евреи… Значительным было число добровольцев евреев, в числе которых были и студенты заграничных университетов, из-за процентной нормы лишенные права учиться в России. Русские евреи, учившиеся в союзных государствах, вступали добровольцами в армии коалиции. Мобилизация среди еврейского населения России почти не дала недобора. Процент евреев в армии был выше их процента в населении, как и процент убитых и выбывших из строя».
Несмотря на ясное осознание этого факта, Шульгин все равно во всем будет винить евреев. И добавит, что ими все же двигала и надежда на то, что их патриотические усилия будут оценены правительством и обществом.
Проследим, как же царская Россия «отблагодарила» евреев за их патриотический порыв.
* * *
С самого начала войны появились военные приказы, которыми евреи ставились в армии в худшее положение по сравнению с представителями других народов. Был издан приказ, в котором говорилось, чтобы евреев нижних чинов, а также бывших волонтеров французской армии отправляли на фронт первыми уходящими маршевыми ротами. Власти не замедлили напомнить студентам-евреям, что даже во всенародном деле защиты своей родины они не равны с коллегами-христианами. Мобилизованные во время войны студенты-евреи подлежат распределению в запасные полки «нижними чинами».
25 января 1915 г. начальник штаба Верховного Главнокомандующего Н.Янушкевич разослал циркулярное письмо по всей линии фронта, в котором разрешалось выселение «евреев и подозрительных личностей» из всех районов военных действий, где присутствовали войска.
В приказе по 18 корпусу от 15 мая 1915 г. содержался пункт: «евреев следует гнать в сторону неприятеля». Поэтому неудивительно, что потери на фронте среди евреев были в процентном отношении выше, чем среди остальных.
Среди документов первого года войны сохранилось постановление, изданное 30 марта 1915 г. командующим армией Эвертом, в котором предписывалось «усилить наказания за мошенничество в случаях, когда обвиняемыми являются евреи, а пострадавшими части войск или отдельные воинские чины». Таким образом, наказание определялось не тяжестью преступления, а национальной или религиозной принадлежностью обвиняемого.
И на фронте, и в прифронтовых местечках военные власти обвиняли евреев в шпионаже и содействии немцам после занятия ими территории российской империи.
Израильский историк С.Гольдин отмечает, что шпиономания в русской армии и в ее тылу, проявившаяся с началом военных действий, приобрела к лету 1915 г. огромные, гротескные размеры. Было немало случаев расстрелов без суда или по приговорам военно-полевых судов, где обвиняемые были совершенно беззащитны и, по незнанию русского языка и отсутствию переводчиков, не знали даже, в чем их вина.
Часто обвинения основывались на неправдоподобных слухах, что, мол, бородатые евреи скрывают в своих бородах телефоны, при помощи которых они связываются с неприятелем.
Видимо, обвинители «предвидели» появление мобильных телефонов.
C мая Н.Янушкевич и его непосредственный начальник широко практиковали заложников из еврейского населения как гарант еврейской преданности. В качестве заложников использовали раввинов, еврейскую интеллигенцию, местных зажиточных людей.
После сообщения в апреле 1915 г. штаба верховного главнокомандующего о «вероломном предательстве» евреев местечка Кужи Ковенской губернии, которые якобы прятали в своих подвалах немцев, из засады нападавших на русских солдат, расположившихся там на ночлег, «за измену отечеству и предательские действия против армии» жители местечка были преданы военно-полевому суду, и около 200 тысяч евреев из прифронтовых районов Курляндской, Ковенской, Сувалкской и Гродненской губерний были высланы.
Об этом сообщили столичные и провинциальные газеты. В Кужи выехала комиссия Государственной Думы во главе с депутатом А.Керенским, который затем с думской трибуны заявил: «Такого не было и по местным условиям быть не могло».
Там не оказалось ни евреев, ни погребов в домах.
Наветами на евреев в штабе верховного главнокомандующего, великого князя Николая Николаевича юдофобствующий начальник генерального штаба Н.Янушкевич пытался объяснить причину поражения руководимой им армии. Подобное оправдание вызвало явное недовольство даже правительства, на заседании которого 12 августа 1915 года министр Кривошеин сказал о Н.Янушкевиче: «Его присутствие в Ставке опаснее немецких корпусов».
Вскоре этот всесильный юдофоб лишился своей должности, и антиеврейские акции в прифронтовой зоне несколько поутихли. Хотя и позже порой очень уж было удобно свалить любое поражение на евреев.
Не останавливаясь непосредственно на ходе военных операций 1914-15 гг., следует указать, что в целом кампания 1915 года стала трагедией русской армии, понесшей огромные потери. В боях было потеряно три миллиона убитыми и ранеными, полтора миллиона солдат и офицеров попали в плен. Однако добиться своей главной цели – вывести Россию в 1915 г. из войны – Германия не смогла.
Перелом в войне должен был принести 1916 год.
Подробно ход военных операций освещен в журнале «Новая и новейшая история», 2014, номера 1-2.
Как же сложились судьбы около миллиона евреев, которые были депортированы из западных зон военных действий 1914-1915 гг.? Общее число переселенных граждан в период войны в Российской империи составило более четырех миллионов человек.
Владимир Жаботинский называл депортацию евреев 1915 года «катастрофой, кажется, беспримерной со времен Фердинанда и Изабеллы испанских в ХV веке».
Даже весьма предвзятый к еврейскому вопросу А.Солженицын вынужден был признать, что именно Янушкевич летом 1915-го, прикрывая отступление русских армий, казавшееся тогда ужасающим, стал издавать распоряжения о массовых высылках евреев из прифронтовой полосы – высылках огульных, безо всякого разбора личной вины. Удобный ход: свалить все поражения на евреев…
Продолжение следует…