Вот так придумали бюстгальтер

| Номер: Апрель 2020

Судьба этой женщины является примером того, что человека красит не место, которое он занимает. Она, родившись в заштатном городишке неподалеку от Минска, благодаря своим стараниям и упорной работе стала известным дизайнером женской одежды и впоследствии представила миру аксессуар, без которого сейчас не обходится ни одна представительница прекрасного пола – современный бюстгальтер. Имя ее – Ида Розенталь.
На свет девочка появилась 9 января 1886 года в обычной еврейской семье, проживавшей в маленьком городке Ракове. Тогда это была глубокая провинция бескрайней Российской империи, представляющая собой типичное еврейское местечко, в котором жизнь строго регламентировалась религиозными традициями и местными чиновниками. Отец Иды Авраам Каганович всю жизнь занимался тем, что изучал Тору, а мать Сарра зарабатывала на жизнь торговлей в мелочной лавке.

Учитывая, что особых перспектив для развития дочери в Ракове не было, родители отправили 16-летнюю девушку в Варшаву. Там она смогла продолжить свое образование, начав в частном порядке брать уроки русского языка и математики. На жизнь она зарабатывала, поступив работать швеей, а когда выпадала возможность, то приезжала домой, чтобы некоторое время побыть с родителями.
Во время одной из таких поездок она познакомилась с уроженцем Ракова Вильямом Розенталем. Несмотря на то, что он так же, как и Ида, воспитывался в семье с традиционным для евреев укладом жизни, молодой человек был проникнут идеями социализма. Учитывая, что революционное движение в России тогда было на подъеме, молодая девушка увлеклась пылкими речами парня, а потом и им самим. Свое отношение к революционному движению они подтвердили, вступив в городскую ячейку Бунда – еврейской социалистической партии, действовавшей подпольно.
В 1904 году началась русско-японская война. В связи с этим усилилось давление властей на всевозможные революционные организации, в том числе и на Бунд, поэтому Вилли Розенталю пришлось эмигрировать в США. Однако один он пробыл там недолго – спустя несколько месяцев Ида, которая к тому моменту уже была обручена с Вилли, в сопровождении дяди с тетей также уехала из России в Америку. Там она, американизировав фамилию на Коэн, поначалу осела в небольшом городке Хобокен штата Нью-Джерси. На жизнь стала зарабатывать шитьем одежды, для чего ей пришлось купить швейную машинку и поселиться отдельно от своих родственников. Освоившись на новом месте, Ида и Вилли поженились, и вскоре у них появился сын Льюис.
Жизнь молодых переселенцев была далека от радужной, и первые 10 лет их существование в Америке было весьма тяжелым. Для того, чтобы заработать на жизнь, Иде приходилось браться за самые сложные заказы. Однако такая работа принесла и определенные плюсы – о швее, умеющей качественно выполнить ответственную работу, узнали, и у нее появились постоянные состоятельные клиенты. Постепенно финансовое состояние семьи выросло настолько, что Розентали, у которых к тому моменту появилась еще и дочка, смогли перебраться в Нью-Йорк на Манхеттен, где состоятельных клиентов было неизмеримо больше.
К 35 годам способности Иды Розенталь и ее авторитет среди дизайнеров одежды значительно выросли, и она на правах младшего компаньона была принята на работу в ателье Enid Frocks на 57-й улице, которым руководила Энид Биссет. Благодаря тому, что теперь Ида имела возможность не только шить одежду, но и заниматься проблемами бизнеса и вникать в его секреты, Ида получила отличную практику управленческой работы, что в дальнейшем ей очень пригодилось.
Современному человеку сложно представить, что в те времена в мире не существовало не только мобильной связи, но и многих привычных аксессуаров одежды. Однако это так. И одной из главных проблем для женщин в то время было отсутствие бюстгальтера. Конечно же, существовали его заменители в виде корсетов и неких подобий изделия, однако первые были дороги и неудобны, а вторые – несовершенны и поэтому не пользовались широкой популярностью.
Что-то более-менее подходящее случайно придумала Мэри Фелпс Джекобс – одна из представительниц нью-йоркской богемы, однако и ее вариант не был бесспорно хорош. Ее идея скорее отвечала модному тогда стилю «унисекс», больше стирающему различия между полами, чем подчеркивающему их. Чтобы подчеркнуть женственность, требовалось найти нечто другое. И здесь помощь пришла от Вильяма Розенталя.
На предложение Энид Биссет каким-то образом разделить половинки бюстгальтера Вильям придумал применять для этого стандартные чашечки, а учитывая физические данные женщин, использовать для таких чашек четыре последовательно возрастающих размера. Такое изделие не только подчеркивало естественные формы женщины, но и не сдавливало грудную клетку неудобной конструкцией типа корсета.
Идею Вильяма опробовали в производстве, и она имела просто ошеломляющий успех. Благодаря новому аксессуару платья ателье Enid Frocks стали пользоваться огромной популярностью, несмотря на солидную стоимость, доходившую до 250 долларов. Успех изделия был настолько оглушительным, что Энид Биссет решила сосредоточиться только на изготовлении бюстгальтеров, и пригласив в качестве полноправных компаньонов семейную чету Розенталей, организовала новую фирму.
Свою идею глава семьи Розенталей запатентовал в 1926 году, и в дальнейшем в компании он выступал генератором новых идей и технологических решений. Однако стремительное продвижение товара на рынке – целиком заслуга Иды Розенталь. Именно благодаря ее умению общаться с людьми, частым командировкам, поиску новых дилеров и поставщиков, постоянному нахождению в центре внимания мир признал в Иде «родительницу» бюстгальтера.
В настоящее время, чтобы должным образом отметить заслуги Иды перед всеми женщинами мира, на ее родине в городе Ракове, расположенном ныне в независимой Беларуси, собираются увековечить память о талантливой землячке – на одной из городских площадей планируется установить композицию со стилизованными хрустальными элементами главного изобретения Иды Розенталь.