Хочешь остаться в Швеции – напади на еврея!
Вы нелегально находитесь в европейской стране, наплевали на постановление о депортации и совершили поджог? Нет проблем! Если там, куда вас должны были вернуть, вам могут нанести вред, оставайтесь в Швеции, продолжая и дальше совершать преступления и терроризировать шведов.
Шведский апелляционный суд (Hovratten) отменил постановление о депортации против одного из трех осужденных за поджог синагоги в Гетеборге в декабре 2017 года на том основании, что это может стать нарушением его «базовых прав».
Совершивший поджог 22-летний араб из сектора Газа по кличке Ферас жил в Швеции нелегально. Его просьба о предоставлении политического убежища была отклонена шведским миграционным агентством. Судя по всему, ему было предписано покинуть страну, но делать этого он не стал. По неясным причинам он не был задержан для дальнейшей депортации, а продолжил свободно передвигаться по стране.
Ферас использовал свободу весьма своеобразно – он принял участие в нападении на Гётеборгскую синагогу. Около 10-15 других молодых людей, лишь трем из которых в итоге были предъявлены обвинения, откликнулись на его призыв, присоединившись к нападению. В то время как молодые евреи собрались на вечеринку в соседнем здании, Ферас с друзьями стал забрасывать горящими предметами машины, припаркованные на стоянке во дворе синагоги. К счастью, никто не пострадал. Более того, дождь затушил разгоревшийся было пожар, так что причиненный материальный ущерб также оказался незначительным. На этом основании суд отказался классифицировать преступление как покушение на убийство в результате пожара, чего добивалось обвинение. Вместе с тем, как окружной, так и апелляционный суды расценили поджог как антисемитское преступление на почве ненависти.
Окружной суд, признавший Фераса виновным в «грубых противозаконных угрозах и попытке нанесения серьезного ущерба», приговорил его к двум годам лишения свободы и последующей депортации.
Апелляционный суд (Hovratten), тем не менее, постановил, что подсудимый «совершил грубые противозаконные действия, представляющие преднамеренную угрозу нанесения вреда представителям еврейской общины, которые, могут быть рассмотрены как серьезное политическое преступление, направленное против других евреев тоже».
А потому: «Учитывая возможную заинтересованность Израиля в этом вопросе и небезопасную ситуацию, сложившуюся на пограничных переходах в Газе и на Западном берегу, а также в самих этих районах, апелляционный суд полагает, что есть веские основания опасаться того, что базовые права подсудимого не будут защищены, если он будет выслан в Палестину. Поэтому апелляционный суд отклоняет требование прокурора о депортации…».
Суд также сослался в своем решении на отчеты о правах человека и демократии в Израиле и «Палестине», составленные МИДом Швеции, тем самым, глава которого Маргот Вальстрем охарактеризовала действия израильской армии против террористов как «внесудебные расправы».
Иными словами, шведский суд предположил, что, поскольку Ферас пытался поджечь евреев, то есть совершал действия, которые «могут быть рассмотрены как серьезное политическое преступление, направленное против других евреев тоже», Израиль может им заинтересоваться. На этом основании без приведения каких-либо доказательств или разъяснения подробностей суд постановил, что возвращение Фераса в регион Израиля и сектора Газа может нарушить его «базовые права».
Постановление апелляционного суда означало, что Ферас – нелегал и осужденный преступник, его просьба о предоставлении убежища в Швеции была отвергнута, и он, следовательно, не имел законного права на пребывание в стране. Но получил это право по одной-единственной причине – совершении акта насилия, преступления на почве ненависти против шведских евреев. В итоге после того, как два года его пребывания в тюрьме завершатся, он выйдет на свободу и сможет совершать новые преступления на почве ненависти против еврейских граждан в Швеции.
Резолюция апелляционного суда может еще быть обжалована в верховном суде Швеции, который, возможно, ее отменит. В противном случае она станет довольно мрачным прецедентом: преступление против евреев, которое может быть «воспринято как серьезное политическое преступление, направленное против других евреев тоже», станет основанием для получения политического убежища в Швеции.
Права евреев Швеции тут, как видно, перестали играть какую-либо роль. Собственно, и права остальных шведских граждан, по-видимому, больше не имеют особого значения для судебной системы Швеции. Согласно прошлогоднему расследованию шведского издания Dagens Juridik, в 75% случаев лицам, приговоренным к тюремному заключению и последующей депортации за серьезные преступления, после отбытия наказания было в итоге разрешено остаться в Швеции по целому ряду причин, таких как риск пыток и смерти в стране исхода или просто потому, что та страна отказалась их принимать.
Согласно же последним статистическим данным, 9 из 10 осужденных в Швеции иностранцев не депортируются. Эта вопиющая ситуация распространяется и на террористов. Например, в 2017 году сириец, прибывший в Швецию в качестве беженца, обвинялся в нападении с использованием зажигательных бомб на мусульман-шиитов, но был оправдан. Тем не менее, когда его слова о том, что он джихадист, желающий стать мучеником, а потому намерен связаться с ИГИЛом, были записаны, шведская разведка сочла его слишком опасным для дальнейшего пребывания в стране. Иммиграционные власти попытались выдворить его обратно в Сирию. Но им это не удалось, поскольку, с точки зрения суда, там он мог подвергнуться риску быть арестованным или казненным. В итоге он был выпущен и продолжил свободно гулять по Мальме.
Одним словом, Израиль, похоже, только выиграл от либеральности шведского суда. Что же касается Швеции, похоже, «права» нелегалов, жаждущих крови, там теперь куда важнее прав законопослушных граждан.
Юдит Бергман, обозреватель, юрист, политолог