Дональд Трамп намерен разрубить гордиев узел
Похоже, что революция, о необходимости которой так долго говорили все, кто всерьез заинтересован в решении ближневосточного конфликта, вот-вот свершится.Своего недовольства деятельностью Ближневосточного агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) новая американская администрация никогда не скрывала. В марте Конгресс принял так называемый Закон Тейлора Форса, названный именем американца, убитого палестинцами в 2016 году. Тогда Палестинская администрация назвала террориста, уничтоженного израильской полицией, «героем-мучеником» и назначила его семье пожизненную пенсию. Именно эту практику призван прекратить закон, предусматривающий сокращение значительной части американского финансирования Палестинской администрации до тех пор, пока она не прекратит выплаты террористам и их семьям.
В январе нынешнего года США вдвое урезали финансирование БАПОР, решив, что платежи будут возобновлены лишь после того, как агентство «фундаментально пересмотрит свою деятельность и пути финансирования». Этому предшествовала запись в твиттере президента Трампа: «Мы переводим палестинцам сотни миллионов долларов каждый год, но не получаем ничего взамен – ни уважения, ни благодарности. Они даже не хотят думать о мирном процессе с Израилем, что должно происходить постоянно».
В конце августа журнал Foreign Policy сообщил, что во внутренней электронной переписке Джаред Кушнер – старший советник президента США и его зять – заметил: «Важно честно и искренне попытаться оценить деятельность агентства БАПОР – оно увековечивает статус-кво, коррумпировано, неэффективно и не способствует миру. Наша цель не может состоять в том, чтобы оставить все так, как есть сегодня… Иногда приходится идти на стратегический риск взломать ситуацию, чтобы добраться до цели».
Что имеется в виду? БАПОР было создано в 1949 году для расселения нескольких сот тысяч арабов, которые во время Войны за независимость покинули Израиль – в основном по призыву арабских лидеров. Хотя Запад действительно делал все возможное, чтобы помочь палестинцам, арабский мир использовал БАПОР для цементирования, а не для решения проблемы. Для арабского мира окончательное переселение беженцев означало бы заключение мира с Израилем, чему они активно сопротивляются.
В 1952 году Лига арабских государств приняла решение не предоставлять бывшим палестинским арабам и их потомкам гражданство стран, в которые они эмигрировали, чтобы законсервировать особый статус «беженцев». Это создало уникальную ситуацию: число «беженцев» десятилетия спустя продолжает множиться, превысив ныне цифру в 5,4 млн человек. Соответственно раздувался и бюджет БАПОР, составляющий нынче 1,3 млрд долларов в год, а также штат агентства, достигающий 30 тысяч человек (для сравнения – в штате Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое занимается всеми остальными беженцами на планете, всего 6350 сотрудников). При этом БАПОР тратит на одного «палестинского беженца» 246 долларов в год, в то время как расходы Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев на одного беженца из Сирии, Ирака и африканских стран составляют всего 58 долларов.
Финансирует этот «палестинский банкет» практически целиком Запад. США до сих пор вносили 268 млн долларов в год (22%), Евросоюз – 238 млн (19%), отдельно делают взносы Великобритания (3,3%), Норвегия (3,5%) и Швеция (2,9%). Арабские страны практически не участвуют в финансировании БАПОР, лишь Кувейт дает 2,9% бюджета и Саудовская Аравия – 2,2%.
США поддерживали БАПОР на протяжении десятилетий, хотя знали, что агентство является разрушительным органом, который наносит ущерб мирным перспективам, удерживая палестинцев в ловушке зависимости, и угрожает безопасности Израиля. И то обстоятельство, что БАПОР определил более 5 млн палестинцев в качестве «зарегистрированных беженцев» и поощряет их мечту о «возвращении» в Израиль – одно из самых серьезных препятствий на пути к достижению мира.
Вот это препятствие Трамп и намерен устранить. О соответствующем решении уведомила пресс-секретарь Госдепартамента Хизер Нойерт, которая заявила: «Администрация тщательно рассмотрела вопрос и решила, что США больше не будут переводить взносы БАПОР. Когда мы сделали взнос в 50 млн долларов в январе, мы пояснили, что Соединенные Штаты более не желают нести диспропорциональную долю бюджета БАПОР, которую мы брали на себя долгие годы. Несколько стран, включая Иорданию, Египет, Швецию, Катар и ОАЭ, проявили инициативу в отношении этой проблемы, но в целом международная реакция была недостаточной. Помимо бюджетной диспропорции и невозможности добиться адекватного распределения бремени, основополагающая бизнес-модель, годами отличавшая БАПОР, связанная с тем, что оно бесконечно и показательно расширяет число получателей помощи, попросту неустойчива и уже много лет находится в кризисе. США больше не станут финансировать эту неисправимо порочную ситуацию. При этом мы глубоко обеспокоены последствиями для невинных палестинцев, в особенности детей школьного возраста, неспособности БАПОР и ключевых членов международного сообщества реформировать агентство… Поэтому Соединенные Штаты усилят диалог с ООН, правительствами и международными донорами относительно новых моделей и новых подходов…»
Вот в этом и заключается та самая революция, с которой мы начали повествование. До сих пор Запад рассматривал арабо-израильский конфликт как территориальный спор, так что со времен Шестидневной войны преобладающим там был девиз «Мир в обмен на территории». Нынешнее решение Трампа уничтожить БАПОР по сути означает, что США признали – конфликт между Израилем и арабами является не территориальным, а экзистенциальным, и только изменив непримиримое мировоззрение палестинцев, воплощенное в «проблеме беженцев» и в требовании «права на возвращение», можно реально приблизиться к миру.
Такой взгляд – это полная противоположность тому, что происходило до сих пор. Нынче палестинцы впервые заплатят за свою непримиримость. До сих пор их поощряли ужесточать свою позицию всякий раз как они отказывались от мирного соглашения, предложенного им Израилем. Отказавшись от мирного предложения Эхуда Барака в Кэмп-Дэвиде в июле 2000 года, они через несколько месяцев получили лучшее предложение от Билла Клинтона. Снова отказавшись, удостоились еще лучшего от Эхуда Ольмерта в 2007-2008 гг., но отказались и от него. Внутренняя логика «мирного процесса» до сих пор заключалась в том, что палестинцы могут продолжать говорить «нет», поскольку это приносит им лучшие предложения. Ныне Трамп ломает эту логику, говоря палестинцам – если вы собираетесь сегодня отказаться от мирных предложений, не ожидайте, что завтра последуют лучшие.
Реакция на решение администрации США стала абсолютно предсказуемой. У руководства Палестинской автономии оно вызвало приступ ярости. Пресс-секретарь Махмуда Аббаса назвал его «серьезной атакой на палестинский народ», а председатель исполкома ООП Саиб Арикат заявил: «США не имеют права отменять БАПОР, созданный по решению №302 Генассамблеи ООН в 1949 году. В этом решении сказано, что БАПОР будет предоставлять услуги во всех сферах вплоть до решения проблемы беженцев во всех ее аспектах». Он также подчеркнул, что «конец БАПОР будет означать катастрофу для палестинских беженцев, которые окажутся лакомой добычей для вербовщиков из экстремистских группировок».
Надежная опора палестинских террористов – европейские левые – не подвели своих подопечных. Руководство ЕС выразило «крайнюю обеспокоенность» решением США, призвало американскую администрацию пересмотреть его и пообещало: «Мы обсудим со своими международными партнерами, как обеспечить устойчивую, долговременную и эффективную помощь палестинцам, в том числе через БАПОР, в преддверии Генеральной ассамблеи ООН». А правительство ФРГ тут же пообещало значительно увеличить финансирование БАПОР. С начала текущего года Германия перевела на счета БАПОР 94 млн долларов, но даже обещанное «существенное увеличение» вряд ли способно заткнуть пробитую Трампом брешь в бюджете «палестинской кормушки», в связи с чем глава МИД ФРГ Хайко Маас направил своим европейским коллегам письмо с призывом к совместной работе над созданием новой финансовой базы БАПОР.
Работа обещает быть нелегкой, особенно с учетом появившихся в израильской прессе сообщений о том, что администрация Трампа не остановится на прекращении финансирования БАПОР, а будет добиваться его полной ликвидации в нынешней форме. В частности, Трамп собирается оказать давление на арабские страны с тем, чтобы добиться и от них прекращения денежных взносов в БАПОР.
Верными себе оказались и еврейские враги Израиля. Это проявилось в расколе среди американских евреев, вызванном решением Вашингтона. В то время как правые еврейские группы приветствовали этот шаг, левые еврейские организации назвали его «ошибочным», утверждая, что отказ от помощи БАПОР поставит под угрозу Израиль и повлечет за собой дестабилизацию ситуации в регионе. Председатель левой еврейской организации J Street (Джей-стрит) Джереми Бен-Ами заявил, что решение США «ослабит позицию председателя Махмуда Аббаса и затруднит его вступление в формализованные мирные переговоры». «Это решение спровоцирует серьезные последствия. Администрация Белого дома игнорирует рекомендации американских и израильских разведывательных и военных лидеров, что может значительно усугубить страдания среди палестинского народа и маргинализовать руководство Палестинской автономии», – говорится в заявлении J Street. А еврейский сенатор от Калифорнии Дайэнн Файнстайн полагает, что сокращение помощи может нанести ущерб Израилю и существенно ухудшить качество жизни палестинцев. «Прекращение финансирования БАПОР является бесчеловечным и подрывает наши интересы в регионе. Дальнейшее обнищание палестинцев только усиливает экстремистов, подрывает Палестинскую автономию и наносит ущерб безопасности Израиля», – заявила сенатор Файнстайн.