КАББАЛА: СКВОЗЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ К ПОЗНАНИЮ ЖИЗНИ

Михаил ФРЕНКЕЛЬ | Номер: Июнь 2020

Каббала – учение, пришедшее к нам из глубины веков. В чем его суть? Что оно утверждает?
Об этом сегодня нам рассказывает глава Международной академии каббалы Михаэль ЛАЙТМАН.

Из нашего досье:

Михаэль ЛАЙТМАН – ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, основатель и глава Международной академии каббалы – независимой, некоммерческой ассоциации, занимающейся научной и просветительской деятельностью в области науки каббала.
Михаэль Лайтман родился в 1946 году в г.Витебск (Беларусь). В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт в Ленинграде, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику. В рамках обучения занимался исследовательской деятельностью в Институте исследования крови, специализируясь на электромагнитном регулировании кровоснабжения сердца и мозга. Последние 30 лет занимается исследованием каббалы. Живет в Израиле, женат, имеет троих детей.
В 1978 году научные исследования привели Лайтмана к изучению древней науки каббала. Став учеником каббалиста Баруха Ашлага (1907-1991), сына и последователя величайшего каббалиста XX века Йегуды Ашлага (Бааль Сулама, 1885-1954), автора комментария «Сулам» («Лестница») на Книгу Зоар, Лайтман продолжает цепочку передачи каббалистического знания современному поколению.
Михаэль Лайтман – автор более 30 книг по каббале, переведенных на 15 языков, которые, по существу, являются углубленными комментариями ко всем оригинальным каббалистическим источникам. В своих работах он фактически пересмотрел традиционные взгляды на каббалу, показал ее как знание, необходимое для всего человечества.
Сегодня многолетние исследования Лайтмана в области науки каббала находят всеобщее признание. С 2005 года Михаэль Лайтман является членом Всемирного совета мудрецов – собрания ведущих ученых и общественных деятелей, занимающихся решением глобальных проблем современной цивилизации.
Лекции Лайтмана транслируются ежедневно в прямом эфире на сайте телеканала Международной академии каббалы с синхронным переводом на семь языков (русский, английский, испанский, французский, немецкий, итальянский, турецкий).

Известные представители международного интеллектуального сообщества приветствуют усилия Михаэля Лайтмана по передаче каббалистического знания научным кругам и широкой общественности.

– Так что такое каббала?
– Каббала – это наука о мироздании, звеном которого являемся и мы. Однако с ее помощью можно постичь не только часть окружающего мира, воспринимаемую нами с помощью пяти органов чувств, но еще и тот уровень мироздания, который в этих ощущениях не доступен. Этот уровень мироздания является самым главным – именно он и привлекает нас при изучении каббалы.
Благодаря каббалистической методике можно начать ощущать скрытый от нас высший информационный уровень, который управляет нашим миром. Если мы узнаем, каким образом происходит это управление, то сможем понять более общие, более глубокие, истинные законы, движущие природой и человеком как ее частью.
Каббала позволяет человеку глубже понять себя, причину своего появления на нашей планете, причину всего происходящего с ним на протяжении истории.
По какой формуле развивается человечество? Что является движущей силой эволюции человека, человечества, всей природы? Геологические периоды, общественные формации, наше будущее, наша свобода воли, возможность что-то изменить в судьбе – все это освещается в каббале. Она дает очень интересные, а порой неожиданные ответы на все вопросы.
Если подробнее, в каббале изучается:
— сотворение всего мироздания, включая космос, солнечную систему, неживую, растительную, животную природу и человека;
— течение, функционирование и конечная цель всего процесса развития;
— возможность вмешательства человека в этот процесс (т.е. антропологический аспект);
— связь между нашим сегодняшним состоянием и теми состояниями, в которых мы пребывали до появления на этой земле человека и общества, то есть до нашего рождения;
— смысл тех десятков лет, в течение которых мы существуем в виде биологического тела и ощущаем посредством его окружающий мир;
— состояние, в котором мы существуем в этом мире, состояние, в котором мы находимся после смерти;
— кругообороты жизни – существуют ли они, и как они взаимосвязаны между собой;
— возможность включения в течение этой земной жизни в высшую форму, в которой мы существуем до рождения и после смерти;
— источники науки, искусства, культуры – всего, что связанно с языком, с поведением человека, их корни и причины их реализации именно в таком виде.
– А есть ли нечто главное в этом учении?
– В каббале объясняется цель, смысл жизни. Для чего человек приходит в этот мир. Почему так много проблем, страданий ему приходится ощущать и почему так мало радостных, счастливых минут ему отведено. Что можно сделать, чтобы изменить свою судьбу и судьбу всего человечества на более счастливую.
Наука каббала объясняет, как нам достичь гармоничного равновесия с окружающей Природой. Как реализовать внутри себя этот закон равновесия и подобия свойств с высшим уровнем мироздания – Творцом.
Основное правило такого существования – «возлюби ближнего, как самого себя» означает полную правильную природную связь с окружающими нас людьми, и в конечном итоге со всем таким разнообразным человечеством. Реализация этого закона единства согласно принципам взаимного поручительства (взаимной ответственности, взаимопомощи, заботы друг о друге) приведет и еврейский народ, и все мировое сообщество к мирной, счастливой жизни.
– Существует гипотеза, что каббала – не чисто еврейское учение и возникла она еще задолго до рождения Авраама. Вы сторонник этой точки зрения или нет?
– Да, именно это и объясняется в каббале. Первого человека, который начал ощущать высший мир, звали Адам. Он родился 5780 лет назад. Адам постепенно познавал законы, силы, управляющие нашим миром, он ощутил себя внутри некой сферы, включающей нашу вселенную и внешние, скрытые силы, которые, пронизывают это мироздание, движут природой и всеми нами. Адаму приписывают авторство первого каббалистического труда «Разиэль а-Малах» («Тайный Ангел»). Эта книга написана особым языком. Адам подал содержание в иносказательной форме, используя множество метафор. Он чувствовал высшее мироздание в его общем объеме, но у него еще не было возможностей для его описания. Он постигал его, но только чувственно, и как мог описал свои ощущения.
– А праотец Авраам появился на свет через 20 поколений. В Торе сказано, что от Адама до Ноаха и от Ноаха до Авраама прошло по 10 поколений – то есть 20 поколений.
– Сам Авраам происходил из народа иври, который жил на территории древнего Вавилона. Его называли Авраам-иври. Имя Авраам (ав-ам) означает «отец народа». Он действительно был духовным отцом всего человечества, ведь он стал не только родоначальником многих народов, но и создателем духовной методики исправления мира.
Центральной точкой его методики было указание на Творца как на единственную и единую силу природы, которая управляет всем мирозданием: «Нет никого, кроме Него».
А свойства Творца были определены им как «добрый и творящий добро». Согласно его учению задача человечества заключается в постижении и слиянии с Творцом через подобие свойств по правилу «возлюби ближнего как самого себя». Авраам раскрыл эту методику постижения высшей силы в «Книге Создания» («Сэфер Ецира»), во многом дополнившей труд Адама «Тайный Ангел» («Разиэль а-Малах»).
Эту систему он передал своим родственникам и примкнувшим к нему людям из разных народов Вавилона. Общность эту нарекли «домом Авраама» («бейт Авраам»), т.е. его учениками, его семьей.
Они вышли с Авраамом из Вавилона и назвали себя «исраэль» – что значит «прямо к Творцу» (яшар-Эль). А также назвали себя «иудеями» (йехудим) – от слова «единство» (ихуд).
Эта группа его учеников в дальнейшем и стала еврейским народом, которому предназначено первым создать уникальную общность самых разнообразных людей, заботящихся друг о друге, любящих друг друга, преодолевающих все противоречия и ссоры. Это тот пример единства, гармоничного существования, который народ Книги должен продемонстрировать всему человечеству.
– В былые времена считалось, что изучать каббалу могут только еврейские мужчины, у которых есть сыновья. А как сейчас?
– Сегодня в нашем «последнем поколении», как его называл выдающийся каббалист ХХ века Бааль Сулам (рав Йегуда Ашлаг), изучать каббалу, методику исправления человека могут все независимо от национальности и пола. Нет уже тех ограничений, которые были в средневековье.
Уже в XVI веке великий каббалист Ари (рав Ицхак Лурия Ашкенази) писал о возможности с 1540 года изучения каббалы многими людьми, стремящимися к познанию законов управления мирозданием.
Если говорить о женщинах, то нужно понимать, что все еврейские праматери и пророчицы были каббалистками. Вплоть до разрушения Храма и мужчины, и женщины народа Израиля обладали духовным постижением (естественно в разной степени). Они жили в ощущении сразу двух миров как единого целого.
Есть, конечно, разница в изучении каббалы мужчинами и женщинами. Как и в нашем мире, женщина отличается от мужчины своим восприятием реальности, многими ограничениями, связанными с уходом за детьми, домом. Но относительно высшей силы, цели творения, и у тех, и у других – одни и те же установки. В прошлые века были такие пророчицы – Хульда, Двора, Мирьям, праматери еврейского народа, духовный уровень которых был не ниже и даже выше мужчин. Недаром Творец говорит Аврааму: «Слушай то, что тебе скажет Сара».
– Меняется ли что-то в теории каббалы в условиях стремительного научного прогресса?
– В течение тысячелетий существования нашего мира каждое новое поколение отличается от предыдущего все более эгоистическим характером душ, ростом материальных потребностей. Поэтому и методика постижения духовных миров в каждом поколении иная. Ведь постижение духовного происходит в самой душе, а если качественно изменяется она, то соответственно изменяется и методика.
Предназначение каббалистов, относящихся к тому или иному поколению, заключается в том, чтобы адаптировать, корректировать методику постижения Творца, каббалу в соответствии с характером душ данного поколения.
Естественно, изменяется методика обучения каббале и для современного поколения, живущего, как вы правильно заметили, в таком быстро изменяющемся мире.
В прошлом веке очень много сделал для адаптации тысячелетней методики каббалистических знаний Бааль Сулам (1885-1954). Он сделал все возможное и невозможное, чтобы передать понятным, современным языком все, что оставили человечеству его предшественники.
Бааль Сулам написал множество книг, статей по каббале. Самые известные – комментарий «Сияющий лик» на книгу Ари «Древо жизни», «Комментарий на книгу Зоар», «Талмуд эсер а-Сфирот» (учение о 10 сфирот). Он открыл новую эру изучения каббалы для современного поколения как систему научных знаний, постижений о всех уровнях огромного мироздания.
Мой учитель Рабаш (рав Барух Ашлаг, 1907-1991), старший сын Бааль Сулама, продолжил дело отца. Он полностью издал комментарий «Сулам» и остальные его рукописи, а затем начал писать статьи, в которых изложил четкую методику внутренней работы человека, стремящего постичь истинную реальность, чего не сделал ни один каббалист до него. В этих статьях он дал подробное описание всех этапов духовного пути человека – от его начала и до конца. Впоследствии из них был составлен пятитомный сборник «Этапы постижения» («Шлавей Сулам»). Кроме того, Рабаш передал нам свои уникальнейшие записи объяснений духовных состояний человека, полученных им от отца, которые он так и назвал – «Услышанное» («Шамати»).
Международная академия каббалы «Бней Барух» (названная так в честь моего Учителя), которой я руковожу с 2001 года, является научно-просветительской организацией. Ее основная задача – изучение основных законов, распространение фундаментальных знаний о системе мироздания и природе человека, способствующих позитивному изменению человечества. Изучение этих законов, ведущих к единству, позволит мировому сообществу найти решение проблем глобального цивилизационного кризиса. Филиалы нашей организации есть в 152 странах мира, книги по каббале издаются на 22 языках.
Современному поколению ХХI века как никогда необходимы эти знания, эта методика объединения народов и стран в Единую Семью.
И пример такого объединения первым должен показать народ Израиля – в этом наше особое предназначение.
– Учит ли сегодня каббала как нам жить в условиях коронавирусной пандемии? В частности, один мой знакомый, бывший киевлянин, уехав в Америку и там объявив себя знатоком каббалы, в своем посте в фейсбуке утверждал, что коронавирус послан Б-гом, поскольку заканчивается эра Хэсэда (милосердия) и начинается период Гвуры (справедливости). А под этим якобы подразумевается, что достаточно уже бесконечного милосердия, что старшее поколение должно быстрыми темпами уйти из жизни, дав дорогу молодым. А что вы думаете по этому поводу?
– Ну, милосердие все-таки присутствует в сегодняшнем мире, пораженном коронавирусной инфекцией. Хотя бы к пенсионным фондам.
А если серьезно, то происходящее очень похоже на «семь голодных лет», которые наши предки переживали в Египте. И это в самом деле неслучайное явление, происходящее сегодня во всех странах мира. Мы столкнулись с очень серьезным вызовом природы, корректирующей пренебрежительное отношение человечества к ней.
Через коронавирус природа дает нам понять, что мы обязаны изменить наше поведение по отношению друг к другу, изменить отношения между народами и странами, а также – ко всей неживой, растительной и животной природе. В конце концов, мы обязаны привести в порядок нашу жизнь на земном шаре.
Ростки солидарности среди простых людей, даже среди международных организаций перед лицом общей угрозы, которые мы сегодня наблюдаем, дают осторожный оптимизм, что свойство «хэсед» (милосердие) не только не исчезнет, но раскроется в еще большей степени. А свойство «гвура» (суд, преодоление) понадобится только для еще более быстрого, благоприятного продвижения к такой желанной всеми «эре милосердия».
– Каким, с точки зрения каббалы, станет мир после, дай Б-г, преодоления коронавирусной беды?
– Всем, наверное, очевидно, что наша жизнь – не самая лучшая и нуждается в исправлении. Так давайте изменим ее, и не будем возвращаться к старому. Сейчас, возвращаясь после карантина к нормальной жизни, давайте организуем наши отношения немного по-другому, сделаем их более исправленными, будем поменьше вредить друг другу и поменьше портить окружающую среду. Мы и до эпидемии говорили, что стоило бы измениться, так давайте же сделаем это.
Давайте подумаем, какие полезные выводы можно сделать из пережитой эпидемии, какие уроки вынести? В чем мы должны измениться? Может быть нам удастся найти причину и сделать так, чтобы это уже не повторилось. Если мы сделали несколько положительных сдвигов, так не станем их терять – немного изменим семью, учебу, работу, ликвидируем ненужные бизнесы, производящие продукцию на выброс, уничтожающие невосполнимые природные ресурсы.
Пока я не вижу, чтобы произошло изменение в сознании людей. Руководители не понимают, что происходит, и пытаются любыми средствами вернуться к прежнему состоянию. Разумеется, они сейчас стали более осторожными, но они не знают, что делать.
Это не злой умысел, а просто ограниченность, неспособность осознать изменения, происходящие в природе, вызвавшие коронавирус. И за ним на очереди возможны еще много других вирусов, которые нас ждут, если мы не начнем изменять свое отношение к друг другу и к окружающей нас природе.
Нужно, конечно, объяснять и объяснять людям, как можно создать хорошие, дружеские отношения не только между единомышленниками, но и между отличающимися, разными людьми даже с противоположными взглядами на те или иные события, как можно понять друг друга и в чем-то согласиться с противоположным мнением.
Принцип взаимных уступок, компромиссов важен для сближения, умиротворения спорящих. Он очень важен для создания гармоничных отношений в семье, в рабочих коллективах, во всем обществе.
Но чтобы согласиться на уступки друг другу, очень важно понимать ограничения нашей природы эгоизма объективно воспринимать всю сложность мироздания, какими бы знаниями и жизненным опытом ни обладал человек, его единомышленники. Нужны разные, даже противоположные мнения, споры, выяснения, которые позволят находить «золотую середину», удовлетворяющую более-менее всех.
Единство – это баланс противоположных сил, явлений. Так на всех уровнях природы, в том числе и в человеческом обществе, возможно гармоничное сосуществование.
Хочется пожелать читателям вашего замечательного популярного издания, всему народу Украины всяческого благополучия и крепкого здоровья, с оптимизмом относиться ко всем явлениям, ведущим человечество к совершенству. Нужно просто научиться понимать цель происходящего и соответственно реагировать на требования Природы-Творца. Спешите делать добро.

Вел беседу Михаил ФРЕНКЕЛЬ