Марк Рейзен: георгиевский кавалер, сталинский лауреат, гиннесовский рекордсмен

Иосиф Туровский | Номер: Октябрь 2020
Марк Рейзен: георгиевский кавалер, сталинский лауреат, гиннесовский рекордсмен

В июне, а может быть в июле (даты расходятся) минуло 125 лет со дня рождения великого певца Марка Рейзена. Один из лучших басов мировой оперной и камерной сцены родился, выучился и начал свою карьеру в Украине – о чем не следует забывать, хотя он прочно ассоциируется с Большим театром, Институтом Гнесиных и Московской консерваторией.

В силу исторических обстоятельств с синагогой он не ассоциируется. Впрочем, никаких шансов стать кантором у Марка Рейзена с его басом не было. Но он вошел в историю другими выдающимися достижениями.

От домашней мандолины до сцены Большого театра

Марк Осипович Рейзен родился 21 июня (3 июля) 1895 года (по другим источникам – 27 июня) в селе Никитовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Сегодня это поселок Зайцево в составе городского совета Горловки Донецкой области (последние годы – на территории так называемой «ДНР»).

Его отец Осип Матвеевич владел угольным складом на близлежащей железнодорожной станции Никитовка. В семье было пятеро детей – четверо братьев и сестра. В доме любили музыку, дети играли на мандолине, балалайке, гитаре, гармони. Часто по вечерам они составляли своеобразный музыкальный ансамбль.

Известно, что дом семьи Рейзен в Никитовке был разрушен во время еврейского погрома осенью 1905 года.

Марк учился в частной начальной школе в Бахмуте и готовился к поступлению в местную гимназию, но при поступлении не прошел процентную норму для еврейских детей. В 1908 году семья переехала в Луганск, где Марк учился в четырехклассном городском училище.
Во время Первой мировой войны в 1914-1917 годах будущий певец служил в Финляндском стрелковом полку, был дважды ранен, награжден двумя Георгиевскими крестами. Еще на фронте Рейзен организовал в своей роте кружок балалаечников, а сам играл на мандолине. После второго ранения и демобилизации в июне 1917 года поступил в Харьковский технологический институт.
Однажды во время вечеринки в университетском саду, когда Марк пел в хоре, исполнявшем народные песни, товарищи заметили, что его голос выделяется своей звучностью и силой. Один из друзей, без ведома самого Рейзена, записал его на приемные испытания в Харьковскую консерваторию.

Певец вспоминал, как он просто сидел в зале, наблюдая за тем, как на сцене сменяли друг друга исполнители, и вдруг услышал от члена приемной комиссии свою фамилию. Сработал армейский рефлекс, Рейзен вскочил и громко ответил: «Я!». Это произвело впечатление, которое усугубилось, когда этот самый Рейзен блестяще спел романс «Ямщик, не гони лошадей» и несколько солдатских песен. Его приняли в Харьковскую консерваторию, в класс профессора Федерико Бугамелли. В консерватории молодой певец учился настолько успешно, что в первом же полугодии был переведен на второй курс, весной – на третий, а осенью 1918 года – на четвертый курс.
В связи со смертью отца учебу в консерватории пришлось на время оставить. Марк взял на себя заботы о содержании семьи и давал частные уроки. Сам он занимался с известным харьковским певцом Александром Альтшулером.

В 1920 году Рейзен начал работать в Харьковском драматическом театре, исполняя небольшие эпизодические роли. В 1921-1925 годах он был солистом «Русской государственной оперы» в Харькове (ныне Харьковский театр оперы и балета имени Н.В.Лысенко).
В декабре 1924 года Марк Рейзен исполнил роль Мефистофеля в Ленинградском (Мариинском) театре оперы и балета, после чего был приглашен в труппу театра. Солистом Мариинки Рейзен проработал пять лет, в 1929 году совершил гастрольную поездку по городам Западной Европы, с большим успехом выступив в Берлине, Париже и Лондоне.

В 1930 году Марк Рейзен выступил в Большом театре, где в качестве приглашенного солиста исполнил главную партию в опере «Князь Игорь». На спектакле присутствовал сам товарищ Сталин, которому пение Рейзена очень понравилось. После представления певца позвали в правительственную ложу, где «отец народов» сказал ему: «С завтрашнего дня вы артист не Мариинского, а Большого театра».

От Сталинской премии до Книги Гиннесса

Марку Осиповичу с семьей (жена Рашель и маленькая дочка Таня) пришлось сняться с места и срочно переехать из Ленинграда в Москву. Интересно, что после разговора со Сталиным певцу показали его будущую полностью меблированную квартиру, обставленную старинной дорогой мебелью, с картинами на стенах и посудой в сервантах. Когда супруги Рейзен приехали в Москву по уже известному артисту адресу, открыли дверь и вошли в квартиру, то не поверили своим глазам – она была пуста. Ни мебели, ни картин, ни посуды. «Надул меня Сталин, – вспоминал об этом случае певец. – Хорошо еще не посадил!»

Так Марк Рейзен с 1930-го по 1954 год становится солистом Большого театра. Отныне вся его жизнь навсегда связана со сценой Большого. Здесь он получил три Сталинские премии (1941, 1949, 1951), три ордена Ленина (1937, 1951, 1976), звание народного артиста СССР (1937), орден Трудового Красного Знамени (1955), орден Дружбы народов (1985).

Все годы войны артист выступал перед солдатами на фронте. Также пел для советских солдат в странах Восточной Европы в 1945-1946 годах. Неоднократно гастролировал за рубежом, много выступал с концертами.

В 1954 году великий бас почувствовал, что его голос «гаснет». Он ушел из театра и занялся преподавательской деятельностью. Четыре года преподавал в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а в 1965-1970 годах работал заведующим кафедрой сольного пения Московской консерватории имени П.И.Чайковского, где в 1967-м получил звание профессора.
Потом Марк Осипович ушел на покой. Спустя годы его голос неожиданно вновь обрел прежнюю силу и красоту. В 1980 году, в возрасте 85 лет, Рейзен записал двойную пластинку с романсами и песнями Рахманинова, Мусоргского, Шумана, Шуберта. Тогда же он исполнил партию Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Большого театра.

В 1985 году в честь 90-летнего юбилея Марка Рейзена Большой театр решил поставить «Евгения Онегина». Марка Осиповича спросили, сможет ли он высидеть в ложе всю оперу. На что маэстро ответил, что хочет спеть партию Гремина. Так в возрасте 90 лет Марк Рейзен вновь оказался на сцене Большого театра, за что был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший действующий оперный певец в мире.

Марк Осипович Рейзен умер 25 ноября 1992 года в Москве. Похоронен великий певец на Введенском кладбище.

Еврейский Шаляпин

Вокальные данные, высокая музыкальная культура и артистическое мастерство ставят Марка Рейзена в один ряд с лучшими басами его времени. Голос певца – высокий, певучий бас-кантанте, хотя иногда его относят к центральным басам за счет хороших и крепких низких нот. Имея большой диапазон, Рейзен легко исполнял партии как для высоких басов (Дон Базилио, Мефистофель, Руслан, Борис Годунов), так и партии, традиционно исполняемые центральными и низкими басами (хан Кончак, Сусанин, Гремин). Он был выдающимся мастером фразировки, обладал превосходной дикцией. Все эти качества давали основания по праву сравнивать Марка Рейзена с Федором Шаляпиным.

Вот как говорил о Рейзене режиссер Большого театра Борис Покровский: «В лице Марка Осиповича Рейзена я увидел чудо свершения всех идеалов, как во сне! Рейзен был красавцем высокого роста, импозантным, обладающим сильным, необычайно красивым и выразительным голосом, прекрасными актерскими данными, позволяющими выступать в разных амплуа. Присущее певцу чувство меры позволяло достичь гармонии звука и сценического обаяния. Ему были присущи неистощимое трудолюбие и безупречный вкус».
Певец много работал над развитием всех своих природных данных. Он достиг высокого уровня мастерства, что позволило Владимиру Немировичу-Данченко написать о выступлении Рейзена в роли Фарлафа: «Не боясь обвинений в некотором преувеличении, скажу, что исполнение Рейзена было нисколько не хуже шаляпинского – ни в вокальном, ни в сценическом отношении».

Марк Рейзен славился также как тонкий интерпретатор камерной музыки. Его обширный камерный репертуар содержал свыше 150 романсов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса. Для него сочиняли песни известные композиторы – Исаак Дунаевский, Дмитрий Покрасс, Тихон Хренников и другие. Рейзен был первым исполнителем вокального цикла Дмитрия Кабалевского «10 сонетов Шекспира». А еще Марк Осипович блестяще исполнял русские народные песни – ну а как иначе.

Тот, который не писал

14 апреля 1938 года в газете «Известия» был опубликован весьма своеобразный некролог на смерть Шаляпина. Там были, в частности, такие слова: «…пройдя в свое время большой творческий путь, он создал ряд образов, вошедших в историю русского оперного театра. Однако в расцвете сил и таланта Шаляпин изменил своему народу, променяв родину на длинный рубль… Оторвавшись от родной почвы, от страны, взрастившей его, Шаляпин во время пребывания за границей не создал ни одной новой роли. Все его выступления за рубежом носили случайный характер. Громадный талант Шаляпина иссяк уже давно. Ушел он из жизни, не оставив после себя ничего».
Под этим опусом стояла подпись Марка Рейзена. Заметка была не раз перепечатана, и впоследствии в разных источниках неоднократно указывалось, что «после смерти Шаляпина в 1938 году Рейзен, как и другие, участвовал в кампании по очернению его имени в советской прессе».

При этом не говорилось, что подобные отклики на смерть Шаляпина вышли и от имени других деятелей культуры, но только Марк Рейзен единственный в тот же день опротестовал текст, подписанный его именем. Не говорилось и о том, что 22 апреля 1938 года в газете появилась неприметная заметка с извинениями Марку Рейзену «за грубое искажение его высказываний о Шаляпине».

Но гораздо более серьезный акт гражданского мужества Марк Осипович совершил в феврале 1953 года. Он стал одним из немногих еврейских деятелей советской культуры, отказавшихся подписать письмо Сталину, осуждающее «убийц в белых халатах» и заверяющее партию в «преданности еврейского народа».

«Ну было там какое-то сборище. Смутно помню, – вспоминал Марк Осипович в 1991 году в беседе с журналистом Аркадием Ваксбергом. – Прислали ЗИМ. Какой-то академик держал речь: надо исполнить свой гражданский долг. Я сказал: «Мой гражданский долг – петь. У меня сегодня спектакль. Может прийти товарищ Сталин. Когда спою, присылайте ЗИМ снова. Тогда поговорим». Не прислали».
Академиком тем был историк Исаак Минц, кстати, тоже уроженец Екатеринославщины. Именно ему и журналисту Якову Хавинсону поручили позорную миссию – объезжать известных евреев с предложением подписать письмо Сталину. Напомним, что кроме Марка Рейзена, письмо не подписали Герой Советского Союза генерал Яков Крейзер, писатели Вениамин Каверин и Илья Эренбург, экономист Евгений Варга, историк Аркадий Ерусалимский, поэт Евгений Долматовский и чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник.

Как видим, своих двух «Георгиев» на фронте Первой мировой Марк Рейзен получил не зря.

Так что – милости просим гордиться выдающимся уроженцем Украины. А не то этим могут воспользоваться непосредственно по месту рождения Рейзена – в так называемой «ДНР». Хотя вряд ли – той публике еще нужно будет долго объяснять, что такое опера и в чем разница между Доном Базилио и Даном Баланом.