«СВЕТЛОЕ ЕВРЕНИЕ НАШЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Давид ШИМАНОВСКИЙ | Номер: Ноябрь 2018

В заголовке нет опечатки – это один из каламбуров, сочиненный композитором Сигизмундом КАЦЕМ в честь Марка Фрадкина, и вполне применимый к самому Кацу. Сигизмунд Абрамович безусловно принадлежит к плеяде наиболее талантливых советских музыкантов-евреев, создавших огромное количество произведений, достойных Эвтерпы – античной музы лирической поэзии и музыки.

«Из этого юноши будет толк»
4 апреля 1908 года в семье Абрама Каца, специалиста по текстильному делу, который находился в то время по контракту в Вене, родился первенец, названный Сигизмундом. Кстати, фамилия Кац, распространенная среди ашкеназов, происходит от аббревиатуры «коэн цедек» (ивр.-«праведный священник»). В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, семье Кац удалось вернуться в Россию, в местечко Гродненской губернии, где жили бабушка и дедушка маленького Сигизмунда. Затем отца пригласили работать на Морозовской мануфактуре, и семья поселилась в Твери. Позднее в книге «Дорогами памяти» Сигизмунд Абрамович вспоминал впечатления о встречах там с И.Уткиным и С.Есениным. Кроме того, в тверской гимназии он увлекся музыкой и поэзией.

Первые музыкальные занятия с Сигизмундом вела Елена Ветошкина, ученица Антона Рубинштейна. Благодаря ей Зига (так звали его друзья) начал пробовать себя в качестве композитора – писал романсы на стихи Блока и Есенина, затем сочинил детскую оперу «Дядюшка Яков». Педагог Давид Шор направил талантливого подростка к Александру Гольденвейзеру. «Думаю, из него будет толк!» – воскликнул выдающийся пианист. Поскольку Александр Борисович жил в Москве, юному композитору приходилось ездить к нему на уроки по выходным дням поездом из Твери.
Осенью 1925 года Зига поступил в Третий показательный музыкальный техникум (с 1936 года – Музыкальное училище им.Гнесиных). Прославленное учебное заведение основали сестры из семьи раввина Фабиана Гнесина и певицы Беллы Флетзингер. Заведовала техникумом Елена Фабиановна, которую Кац запомнил как строгого и справедливого педагога, внимательно следившего за его успехами. По классу фортепиано он занимался у Владимира Шора, а по композиции – у Михаила Фабиановича Гнесина, который убедил юношу в необходимости и далее сочинять музыку.
В «Гнесинке» царила дружная творческая атмосфера – не зря Сигизмунд называл ее своим «вторым домашним очагом», где всюду с утра до вечера звучала музыка. В коммунальной квартире, где Кац поселился с братом Максом, жил Юрий Олеша – автор недавно опубликованного романа-сказки «Три толстяка», и Кац подружился с ним. Во время учебы Зига продолжал писать музыку, поэтому часто пропускал занятия, из-за чего был даже временно исключен из техникума, но затем восстановлен.
Окончив учебу в 1929 году по классу фортепиано у Елены Гнесиной, Сигизмунд еще два года изучал композицию у Михаила Фабиановича.

Песнопевец-жизнелюб
В 1932-1934 гг. Сигизмунд служил по призыву в музыкальном взводе Пролетарской дивизии, руководил самодеятельным хором и духовым оркестром, написал «Красноармейский танец» и «Походный марш», получившие премию на всеармейском конкурсе.
Вернувшись к гражданской жизни, он как гнесинец поступил сразу на третий курс Московской консерватории. Занимался в классах композиции у Давида Белого (автора многих известных произведений, в том числе песни «Орленок»), сочинял классические опусы различных форматов.
Любопытно, что еще в «Гнесинке» Сигизмунд написал музыку к «Левому маршу» Маяковского и договорился с поэтом о совместном концерте. Но когда Кац заиграл на фортепиано, Маяковский на сцене стал оглушительно декламировать и потребовал остановить музыку, заявив, что сам прочтет стихи до конца, а пианист, мол, доиграет потом. Публика устроила поэту овацию, и композитору Кацу так и не удалось продемонстрировать свое сочинение целиком.
Учась в консерватории, Кац написал струнный квартет в сопровождении ударных инструментов, несколько пьес на темы народностей СССР, сонатину и фугу. Тогда же он начал работу над оперой «Капитанская дочка», первый акт которой сыграл на выпускном экзамене. Но на сцене опера не появилась, поскольку была признана «старомодной» и лишь после войны прозвучала по радио.
Зато оперетта «Взаимная любовь», где впервые прозвучала еврейская тема (можно вспомнить дуэт Абрама и Розы), оказалась в духе времени и в 1940 году была поставлена в Ленинградской музкомедии. Еще актуальнее звучала патриотическая песня «Как у дуба старого» на слова А.Софронова. С 1938-го ее исполнял джаз-оркестр под управлением В.Кнушевицкого. Тогда же композитор сочинил песенный цикл «Пограничники» на модную в то время тему.
Были у Каца и произведения иного рода – лирическая «Сирень цветет», песни татар Поволжья, белорусский танец для фортепиано, музыка к документальному фильму «Путь свободен» и многие другие. Большим успехом пользовалось задушевное танго, написанное Кацем в 1941 году для кинофильма «Боксеры»:
Сядь со мною рядом,
Рассказать мне надо,
Не скрывая, не тая,
Что я люблю тебя…
После начала Великой Отечественной войны Сигизмунд в составе концертных бригад много ездил по фронтам с новым репертуаром. Музыканты исполняли перед бойцами и грустную песню «Провожальная», и боевую «Вперед, в атаку!», и шуточные «Морской козел» (о торпедоносцах) и «Два Максима» (о пулеметчике и его оружии), впервые спетую героем кинотрилогии о Максиме Б.Чирковым, и такие проникновенные песни как «Давай закурим, товарищ, по одной», «Под кленами», «Земляки». Эпическая песня «Шумел сурово Брянский лес», которую Кац и Софронов создали в 1942 году, стала партизанским гимном. А в 1944-м композитор написал задушевную лирическую песню на слова Иосифа Уткина «Если будешь ранен, милый, на войне», исполненную А.Вертинским. Тогда же на радио была поставлена оперетта «Я вам пишу» – о любви и разлуке военных лет.
Эмоциональные песни Каца, насыщенные оптимизмом и энергией, разнообразные по темам и мелодике, имели большой успех у публики, отмечались премиями на международных и всесоюзных конкурсах. Композитор писал музыку к спектаклям и создал оперетты «Чемпион мира», «Звездный рейс», «Нежная ночь» (с Никитой Богословским). В кинокомедии «Счастливый рейс» (1949) звучали несколько его песен, и самая популярная из них – «Еду, еду я по свету», которую спел Михаил Жаров. Композитор Кац музыкально оформил фильмы «Серый разбойник», «Тайны мудрого рыболова», цирковое шоу «Карандаш на льду», мультфильмы «Трубка и медведь», «Тихая пристань», «Кто сказал мяу?», «Приключения запятой и точки». В то же время Сигизмунд Абрамович сочинял пьесы для фортепиано, песни и хоровые сюиты народов СССР (включая еврейские).

«Кац со мною рядом»
Так назвал свои мемуары Сергей Колмановский, переиначив начало известной песни Каца. «Он каламбурил, как дышал, безобидно и дерзко, у себя дома и на многолюдных собраниях, – вспоминал Сергей Эдуардович. – На него не обижались, зная, что в нем не было зла, а только бьющее через край веселье».
В Доме творчества композиторов, узнав о присвоении ему почетного звания, Сигизмунд выставил к обеду водку и на вопросы о поводе отвечал: «Укац Президиума Верховного Совета!». В остроумии с ним соперничал Никита Богословский, однажды неудачно разыгравший друга. В первом отделении концерта он выдал себя за Каца, воспроизведя его голос, пластику и репертуар. А когда во втором отделении ничего не подозревавший Сигизмунд Абрамович выступил со своей программой, публика начала безудержно хохотать. Богословского на полгода исключили из Союза композиторов, а Зига не преминул уколоть вальяжного щеголя: «Ты такой мэтр, что уже вполне можешь быть метрдотелем».
Своим остроумием Кац покорял, а порой и озадачивал окружающих. Когда однажды на радио композиторов стали вызывать на худсовет в порядке очереди, Кац сразу нашелся: «Что, начали по одному пускать, как к венерологу?».
Он придумал едкую эпиграмму на Тихона Хренникова, главу Союза композиторов:
Карьеру тот испортит вмиг,
Кто скажет необдуманно,
Что Кларе Вакс до Клары Вик –
Как Тихону до Шумана.
(Вакс – жена Хренникова, Вик – жена Роберта Шумана.)
По поводу безудержного прославления первого советского космонавта Кац написал:
Кому живется весело, вольготно на Руси?
Попу, жиду, татарину и Юрию Гагарину.
А насчет награды, врученной Хрущевым египетскому «союзничку», прошелся куплетом:
Лежит в Каире кверху пузом
Полуфашист, полуэсер,
Герой Советского Союза
Гамаль Абдель на всех Насер.
В 1980 году Сигизмунд Кац стал народным артистом России. В общей сложности им создано более ста вокальных и инструментальных произведений, восемь оперетт, он автор музыки к десяткам спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых представлений.
Скончался Сигизмунд Абрамович 17 июня 1984 года в Москве и был похоронен на Кунцевском кладбище.