НАШ НАРОД В ЛИЦАХ

Семен БЕЛЬМАН | Номер: Февраль 2013

НАШ  НАРОД В ЛИЦАХНе знаю, как правильно начать: «В Черниговском музее современного искусства «Пласт-Арт» в течение месяца экспонировалась фотовыставка Романа Виленского «50 портретов евреев, символизирующие 50 эмоциональных аспектов души» или «Выставка фотохудожника Романа (Рафаэля-Исаака) Виленского, прихожанина Черниговской иудейской религиозной общины, экспонировалась на протяжении месяца в Черниговском музее современного искусства «Пласт-Арт»… Думаю, будет правильно и так, и так.
Роман Виленский с детства любил две вещи: рисовать и смотреть фильмы, особенно документальные. Однако к окончанию школы в 2006 году он заинтересовался программированием и хотел поступить по этой специальности в Технологический университет. «Но к счастью, – как говорит Роман, – мне не хватило баллов для поступления на «бюджет». И тогда в дело вмешался его отец. Учитывая художественные наклонности и таланты сына, он посоветовал ему поступить в …Черниговское высшее профессиональное училище бытового обслуживания. Как же так? На самом деле ничего удивительного: ведь парикмахер – это тоже искусство. Но не будем сильно интриговать читателей. Через три года Роман с красным дипломом оканчивает профтехучилище по специальности… «художественная фотография», а отличные знания компьютера он использует при обработке изображений в Photoshop и других программах.
Еще учась в профтехучилище, Роман стал членом народного фото-клуба «Чернигов», начал общаться с черниговскими фотохудожниками, особенно тесно – с Валерием Николаевичем Шайгородским, и принимать участие в фотовыставках. А дальше – стремительный художественный рост и достижения. В декабре 2009 года, еще в довольно молодом возрасте, 20-летний Роман был принят в члены Национального союза фотохудожников Украины! А через полгода Рома поступает (как он говорит – с Б-жьей помощью…) сразу на 2-й курс Киевского Национального университета культуры и искусств по специальности «оператор кино и телевидения», на стационарную бюджетную форму обучения. Сейчас он учится на 4-м курсе университета в творческой мастерской Эдуарда Леонидовича Тимлина. «А как же синагога?» – спросите вы? А теперь Рафаэль-Исаак Виленский еще и прихожанин Центральной синагоги (Бродского) в Киеве.
Вернемся теперь к черниговской фотовыставке Романа Виленского «50 портретов евреев, символизирующие 50 эмоциональных аспектов души». Эти работы очень впечатляют. Сходство в портретных образах, созданных Романом Виленским, – это совсем не передача внешнего облика портретируемого (как на документальной фотографии), а особое раскрытие духовной сущности, индивидуальной неповторимости типических черт, присущих портретируемым в данном случае как представителям определенной национальной группы и социальной среды. Мастер очень удачно, что называется, «ловит» момент. Создается впечатление, что люди не только не позируют, но даже не знают, что их фотографируют. Думаю, что такое впечатление только отчасти верно. Как заметил мой одноклассник и друг детства, основатель и директор Черниговского музея современного искусства «Пласт-Арт» заслуженный деятель искусств Украины Борис Дедов: «В фотографиях, представленных на выставке, чувствуется абсолютное доверие к автору».
Следует заметить, что нынешняя выставка Романа Виленского на «еврейскую тему», являясь несомненным событием в культурной жизни не только еврейской общины, но и города, в Чернигове уже вторая. А первая его такая же интересная яркая тематическая выставка «Евреи в Чернигове» прошла два года назад в рамках VI Городского фестиваля еврейской культуры им. Шолом Алейхема.
Сегодня искусство фотографии, оснащенное новыми техническими возможностями, переживает своего рода ренессанс. Журналисты говорят, что часто одно фото заменяет тысячу слов. С этим трудно не согласиться, глядя на фотоработы разных направлений и жанров, созданные фотохудожником Романом Виленским. Поэтому сегодня мне хочется пожелать члену нашей еврейской общины Роману (Рафаэлю-Исааку) Виленскому успехов и чтобы его талант фотохудожника и в будущем служил людям, запечатлевая Человека и главные события истории XXI века.

Семен БЕЛЬМАН, Специально для «Еврейского обозревателя»