КОМУ НУЖНА ТАКАЯ «СВОБОДА»?

Михаил Френкель | Номер: Февраль 2013

КОМУ НУЖНА ТАКАЯ  «СВОБОДА»?«Лучше тебе не обещать,
нежели обещать и не исполнить…»

Эти слова библейского мудреца да в уши бы нашим политикам и кандидатам в депутаты, которые в дни предвыборной кампании не обещают народу разве что только манну небесную. Но вот выборы состоялись. И вспоминаешь уже Цицерона с его изречением о том, что есть разница между болтовней демагогов и натурой подлинно демократической.
О том, что было наобещано в дни выборов в Верховную Раду и о том, чего можно реально ждать от многих новоизбранных депутатов, мы сегодня размышляем с известной украинской журналисткой Ольгой МУСАФИРОВОЙ.

– Ольга, как вы оцениваете новый состав Верховной Рады и, в частности, те проценты, которые набрали радикальная националистическая партия «Свобода» и их идеологические враги – коммунисты?
– Первое время многие испытали шок. И коммунисты, и «Свобода» – одного поля радикальные ягоды – представители тоталитарных идеологий. По большому счету они – близнецы-братья. Коммунисты забрали часть электората, разочаровавшегося в регионалах. К «Свободе» – праворадикальной и националистической – примкнули избиратели, прежде поддерживавшие национал-демократов. Лозунги коммунистов и «Свободы» – «Вернем страну народу!» и «Змінити все на користь українців», – явная демагогия. Эти императивы на самом деле быстро воплотить в жизнь невозможно, а вот посеять с их помощью смуту и переругать между собой людей в стране по классовому или нацпризнаку вполне можно.
Единственное, что можно сказать, и это не для успокоения, а для констатации фактов – в ряде европейских стран тоже есть такие партии. Так что Украина, к сожалению, оказалась в тренде и здесь вспомним прошедший в Польше «Марш националистов», обещавших во время шествия «развесить коммунистов как листья на деревьях». Боюсь, подобные марши станут обыденным явлением и в Украине. Готовлюсь к тому, что политический спектр, к которому приложит усилия новая Верховная Рада, будет окрашен в самые агрессивные цвета.
– Иногда кажется, что люди голосовали только потому, что им уже все надело. Я слышал удивительные по своей наивно-дикой простоте высказывания: «Вот замечательно было бы посмотреть, как коммунисты будут драться с националистами, а Кличко будет их разнимать».
– Когда приходишь в Раду и видишь, что по залу резво бегают 50 депутатов, нажимают кнопки за своих друзей, а потом на табло появляется цифра, что 230 человек якобы проголосовало за законопроект, то очень хочется видеть эти пальцы загипсованными. Это мое личное ощущение, хотя понимаю, что оно абсолютно неправильное. Но теперь, очевидно, выяснение отношений с помощью кулаков в Раде станут обыденностью. И мы это уже видели. Да, националисты будут очень ретиво наводить порядок в той Раде, в которую они наконец впервые дорвались за все годы украинской независимости. Рада будет очень зрелищным, очень шумным местом. Единственное, у меня есть сомнение, что это каким-то образом будет влиять на жизнь страны. Во-первых, республика у нас президентско-парламентская, поэтому мы прекрасно понимаем, что центр решений сосредоточен абсолютно не в Верховной Раде, а в президентской администрации, точнее, в руках одного человека. А пока холопы будут драться, паны, пришедшие в Раду, станут лоббировать ряд очень серьезных законов, интересующих в первую очередь олигархов. Вряд ли у людей, размахивающих кулаками, хватит времени и интеллекта глядеть по сторонам за тем, какие законы протягиваются «под шумок». Но потом мы увидим по факту, с какими законами столкнется страна. И страдать от них будет народ.
КОМУ НУЖНА ТАКАЯ  «СВОБОДА»?– Последние полгода перед выборами я, например, говорил, что «Свобода» и коммунисты наберут немало голосов. А вот почему-то многие политологи, социологи считали, что и те, и другие наберут если не два процента, то пять-шесть. Но ведь было понятно, что у нас протестный электорат – он не голосует «за», он голосует «против». Что и случилось. Вы часто общаетесь с нашими «великими» политологами и социологами на различных телешоу. Как, по вашему мнению, почему они так плохо понимали, что происходит?
– Вот буквально сразу после выборов я разговаривала с Евгением Копатько – руководителем известного социологического центра. И надо сказать – он выглядел весьма обескураженным, поскольку показывал в своих исследованиях, что «Свобода» едва преодолеет 5%-ный барьер. И шумный успех «Свободы» стал для него большим удивлением, не говоря уже о том, что им непрогнозируемым. Я думаю, политологи не учитывали некоторых вещей, которые были очевидны тем из нас…
– …кто ездит в троллейбусе, а не в «Мерседесе», и общается с сантехниками, дворниками и продавцами магазинов.
– Вот именно! Настроения в обществе сводились к одной простой фразе: «Ну пусть хотя бы националисты дадут в морду этой власти!» Люди интеллигентные, хорошо воспитанные на это не способны, а вот придут парни, которые, собственно говоря, на своих вышколах уже натренировались, вот сейчас пускай они и сразятся с представителями Партии регионов и коммунистами. В итоге за «Свободу» голосовала и русскоязычная интеллигенция из чувства протеста против власти. Эти образованные люди не нашли для себя ни партии, ни силы, ни политического движения, которому можно было бы отдать свои симпатии, и потому распорядились своим голосом таким вот прихотливым образом.
КОМУ НУЖНА ТАКАЯ  «СВОБОДА»?– Ибо не ведают, что творят?
– Да, получилось именно так…
– Уже сейчас многие эксперты считают, что в значительной степени успеху «Свободы» способствовала Партия регионов. Речь в данном случае идет даже не о том, что своим поведением властная верхушка настроила против себя народ. Речь о прямой помощи. Мне серьезные люди говорили о том, что «Свободе» помогают структуры некоторых «олигархов». Несколько лет назад я беседовал с одним из них. Он меня, правда, заверил, что не финансирует «Свободу». Но то, что он сегодня говорит, что «Свобода» стала демократической партией – настораживает, поскольку это совершенно не так.
Недавно в интернете я видел один видеоролик. Идет заседание Тернопольского облсовета. Выступает лидер фракции Партии регионов. Шум, гам. И он с кем-то ссорится и обидчиво жалуется: «А что тут говорят, я на прошлых выборах пришел в наш штаб регионалов получить деньги на предвыборную кампанию, слышу голос за спиной, оборачиваюсь – а за мной стоит Тягнибок в этой же очереди»…
– Это из разряда политических анекдотов…
– И тем не менее. Уже во весь голос довольно отчетливо звучит мысль, что, возможно, единственный кандидат, у которого Янукович выиграет президентские выборы в 2015-м году во втором туре – это Тягнибок. И поэтому его тянули и тянут наверх.
– Я не сторонник конспирологических версий. Я привыкла работать по старинке, опираясь на принцип замечательного журналиста Анатолия Аграновского. Он говорил: «Для меня доказательство – было или не было, строится на трех позициях:
Я сам видел.
Мне рассказывали.
Я предполагаю».
Так вот, исходя из этих постулатов – я сама не видела, как сподвижники одного из олигархов «неарийского происхождения» реально передавали наличность на избирательную кампанию господина Тягнибока. Но люди, мнению которых я очень доверяю, были свидетелями этого и надо сказать, что данный факт меня поразил настолько, что я целый день не могла собраться с мыслями.
И второй момент…. Михаил, вы безусловно правы, когда говорите о самом деятельном участии Партии регионов в прохождении в парламент «Свободы». Я бы даже сформулировала это следующим образом: настоящим проводником «Свободы» я бы назвала не Олега Тягнибока, а Вадима Колесниченко – автора скандального «закона о языках». Именно он за несколько месяцев до выборов поднял языковой вопрос в Украине, который, слава тебе Господи, с начала 90-х годов, не поднимался ни на одном из уровней – ни на высшем, ни на низшем, ни на среднем. Я работаю много лет в российской прессе, и положа руку на сердце могу сказать, что у меня никогда не возникало никаких проблем ни на Западе, ни на Востоке Украины ни с русским языком, ни с украинским. Исключительно доброжелательная и толерантная у нас страна. И зачем же за два месяца до выборов господину Колесниченко и компании понадобилось так активно якобы отстаивать интересы некоего русскоязычного компактно проживающего населения?
КОМУ НУЖНА ТАКАЯ  «СВОБОДА»?Ну и посеяли ветер, а пожали бурю. В результате массовых митингов разделили страну на «украинскую Украину» и «русскую Украину». Знаете? Ничего не бывает случайно – это политические действия, которые были и направлены на радикализацию настроений в стране. Вот откуда те несчастные «лишние» проценты «Свободы», которые не доглядели в своих научных исследованиях социологи, я больше чем уверена, что они появились в результате вот этих митингов, расколовших страну.
– Не могу с вами не согласиться. И раз мы упомянули слово «конспирология», я должен сказать, что нам далеко до «матушки России». Я недавно смотрел канал Рен-ТВ московский, где фигурирует бывшая шпионка Анна Чапмен. И там была, помнится, программа, в которой на полном серьезе, с какими-то иллюстративными кадрами, с видеорядом излагалась версия, что миром на самом деле руководят две фигуры – 97-летний Дэвид Рокфеллер и молодой барон Ротшильд. И они правят, правят миром, аж искры летят…
– У нас, как и в России, тоже есть любители разоблачать «всемирные заговоры». Иные политики полагают, что именно какие-то организованные вражеские группировки мешают им набрать должный процент симпатий в украинском обществе. На мой взгляд все гораздо проще и примитивней и схема эта отработана уже многими десятилетиями. В тот момент, когда некая политическая сила понимает, что она явно проигрывает в симпатиях у населения, она начинает искать врагов – внутренних и внешних. Очень трудно признать свои ошибки, еще труднее осознать себя недостаточно умным, недостаточно интеллигентным, не умеющим просчитать пути развития страны. Гораздо проще списать свою неудачу на «происки российских империалистов, американского Госдепа, всемирного еврейского заговора». А потом, собственно говоря, и делать свою политическую карьеру, борясь с этими мифическими врагами. В общем, примеров достаточно много. Если этим станут заниматься вновь пришедшие в парламент партии, ничего хорошего страну не ожидает, это будет дополнительное напряжение в обществе. Увы, люди очень легко ведутся на такие вот сказки.
– Особенно в условиях, когда экономика все падает и падает.
– Голодные люди очень легко пугаются, особенно когда им говорят: «Вот эти съели ваше мясо и ваше сало». Вот тут-то люди объединяются в толпу и идут бить «врагов». А потом, как всегда, оказывается, что съели совсем другие, но время уже прошло, мясо переварилось…
– И главное – иногда за это приходится жестоко расплачиваться, как это случилось с немецким народом в конце Второй мировой войны…
КОМУ НУЖНА ТАКАЯ  «СВОБОДА»?Но вот что очень интересно. В Украине есть две партии, шедшие на выборы с совершенно одинаковой идеологией. Причем одну из них возглавлял человек, который мог стать знаменем украинского национализма – это Юрий Шухевич – сын легендарного для националистов Романа Шухевича. Сам сидевший в ГУЛАГе, но его партия УНА-УНСО набрала 0,7% голосов! Партия же «Свобода», возглавляемая Олегом Тягнибоком – довольно молодым человеком, набрала 10% голосов. И тут возникает вопрос: А кто же голосовал за эту партию? Почему ультранационалисты не голосовали за такую культовую для них фигуру как Юрий Шухевич? А голосовали за «Свободу» и Тягнибока? Не потому ли, хоть мы и не очень верим в конспирологию, что кто-то долго выращивал эту партию?
– Да, это кажется очень странным. Поддерживать партию типа УНА-УНСО, где есть своя, далеко не бесспорная, но идеология, есть свои – не для всех, но культовые личности – это одно дело. А становиться адептом политической силы, завоевывающей свой авторитет на площадях, показывающей, как у нее растут мускулы от месяца к месяцу – это совершенно другое дело… Выходит, голосовали не за идеологию, а за тех, кто, как мы уже упоминали, может «дать в морду власти».
И еще такой момент – когда-то Анатолия Гриценко критиковали за его слоган: «Первый – не проходной». Дело в том, что люди не любят быть «непроходными» вместе со своими партиями. Это считается как-то очень обидным – что же это? Я проголосую, а партия наберет 0,01 %. Лучше я поддержу ту силу, за которую многие проголосуют. И вот тут и лозунг подходящий подоспел: «Свобода» придет – порядок наведет».
Во многом, наверное, голосование за «Свободу» этим и диктовалось. Хотя еще несколько лет назад львовская патриотически настроенная интеллигенция весьма пренебрежительно отзывалась о «Свободе», и сама называла ее маргиналами. А сейчас эти люди торжествуют, говорят – «наши все на крыло поднялись и переезжают в Киев». На самом деле, для львовских свободовцев «взятие Киева» – это действительно поднятие на Эверест. Они колоссально выросли в собственных глазах – из хуторянских политиков превратились в деятелей столичных. И не без основания, насколько мне известно, радуется мэр Львова Андрей Садовой, у которого сложные отношения со «свободовцами». Он даже собирается создавать свою партию и можно надеяться, что с уходом в Киев из Львова этой очень шумной и драчливой части «Свободы», там останутся нормальные украинские патриоты. А вся пена перекинется на Киев.
Украинцам нужно отчетливо понимать, что только они сами ответственны за будущее своих детей. Если чего-то хочешь – добейся сам. Не доверяй это делать политическим крикунам и бузотерам.
И еще бы посоветовала «олигархам» и их свите: история учит, что она ничему не учит – думайте кого вы кормите, кого выращиваете.
– Мы не раз упоминали позицию простых (хотя не люблю этого термина) избирателей. А что же «четвертая власть»? В последнее время мне не раз приходилось слышать мнение о том, что серьезную рекламу радикалам сделали создатели подконтрольных власти телешоу, представляя их борцами за справедливость и совершенно умалчивая об их ксенофобских и шовинистических высказываниях.
Вы часто бываете на этих «политспектаклях». Что вы думаете об этих суждениях?
– Проблема не простая. Вот в России, например, считают, что телевидение должно быть пропагандистским. Там никого просто так в эфир не пускают. Говорят: «Мы вам лидеров оппозиции не покажем, мы вам просто расскажем о том, что Немцов, Удальцов и остальные – это наймыты американского империализма. Их и показывать даже не надо. А показывать надо нашего президента Путина».
У нас все же в сравнении с Россией – цветущая и буяющая свобода слова, и все те политики, которые и мне, и вам не близки, – они имеют доступ к эфиру.
И вот здесь – да, проблема, потому что вот такие люди с простыми и категоричными решениями – действительно хорошо запоминаются. Мы должны признать, что для аудитории, не обремененной особым интеллектом, они наиболее близки. И это опасно. Безусловно, очень большая образовательная или антиобразовательная роль у политических шоу есть. Но я бы только на них результаты выборов на списывала.
– Так что же вам подсказывает интуиция? Как будут развиваться события в Верховной Раде и вообще в политической жизни Украины?
– У меня нет ощущения, что Рада начнет работать конструктивно. Если посмотреть, с чем пришли в парламент те же компартия и «Свобода», можно заключить лишь одно – из их программ, как ни крути, не собирается единое целое. Не выходит ни одной реальной конструкции. Можно только ругаться друг с другом. Это худший вариант – неработающая Верховная Рада. Но пока другой мы, увы, не видим.

Вел беседу Михаил Френкель