Еврейский урок в украинском классе Парижской школы

МИХАИЛ ГОЛЬД | Номер: Ноябрь 2011

Еврейский урок в украинском классе Парижской школы

«Парижская улица», Исаак Добринский

Примечательную историю рассказал однажды крупнейший  киевский искусствовед, консультант аукционных домов Christie’s и Sotheby’s Дмитрий Горбачев. В начале 1990-х, когда в Европе с успехом проходили первые выставки украинского авангарда, эксперты из украинской редакции «Радио Свобода» цедили сквозь зубы, – мол, авангард украинский, а евреев в нем пруд пруди… На что получали невозмутимый ответ Дмитрия Емельяновича: «Вам еще повезло – во Франции из французов только Брак и Леже…»
Нельзя сказать, что Виту Сусак – заведующую отделом Львовской художественной галереи, автора фундаментального альбома-исследования «Украинские художники Парижа. 1900-1939» не волновало этническое происхождение его фигурантов. Количество еврейских фамилий, затесавшихся среди «национально близких»  Александра Архипенко, Михаила Бойчука, Василия Хмелюка и других, впечатляет не только патриотов, озабоченных «чистотой» украинского искусства. 
Персональных глав удостоились уроженка Полтавской губернии Соня Терк-Делоне, чьи произведения экспонировались в Лувре; Абрам Маневич, которым восторгался Эйнштейн; автор оптофонического пианино, соединяющего музыку и цвет Владимир Баранов-Россине (Шулим Вольф Лейб Баранов); кавалер Ордена почетного легиона скульптор Ханна Орлова.   
Собственно, и этих имен, чьи работы сегодня оцениваются в весьма приличные суммы на международных аукционах, нам вполне достаточно. Но не автору Книги года в Украине в номинации «Визитка». Два раздела посвящены общему вкладу художников-евреев в феномен Парижской школы: в одном проанализировано творчество уроженцев левобережной Украины, герои второго –  выходцы из Восточной Галиции. 
Еврейское присутствие в своих рядах заметили еще фовисты – предшественники бунтарей Ecole de Paris, – достаточно вспомнить одессита Теофила Фраермана, который наряду с Матиссом был «самым цветным» на первых Осенних салонах 1900-х.  Разумеется, у некоторых «украинских» (уместны ли здесь кавычки – пусть решит читатель) мастеров связь с родиной носила исключительно формально-географический характер. Но далеко не у всех. Еще мальчишкой ученик львовской художественной школы, сын железнодорожника Леопольд Крец знакомится с главой украинской греко-католической церкви митрополитом Андреем Шептицким, тогда преподавателем истории искусств.  Именно к Шептицкому юноша обратился спустя несколько лет за советом – родители были против «художеств» сына, а оставить их он не мог, да и денег на учебу не имел… «Сынок, ты должен идти вперед, – сказал ему тогда митрополит. – Когда зовут, оставляют отца и мать». И выделил будущему профессору парижской Национальной школы искусств «грант», определивший его судьбу. 

Еврейский урок в украинском классе Парижской школы

«Ритм», полихромная скульптура, В. Баранов-Россине

Львовяне Альфред Абердам и Зигмунт Менкес в 1922-1923 учились в берлинской частной школе Александра Архипенко, пожалуй, наиболее известного украинского скульптора прошлого века. Эти мастера – яркое опровержение стереотипа о Парижской школе как общности бедных и малообразованных выходцев из глухих штетлов, которым Париж дал «путевку в жизнь». Например, сын львовского банкира Абердам вырос в семье, богатый дом которой был уставлен книгами Софокла, Данте, Шекспира, Мицкевича и Толстого. Как австрийский солдат, успел побывать в русском плену в далеком Иркутске, а оказавшись в 1917-м в Москве, свел знакомство с Маяковским и Есениным.  До Парижа отучился в Мюнхенской и Краковской академиях искусств. Wikipedia определяет Абердама как польского художника, что не мешало ему регулярно участвовать в выставках еврейского искусства, а к концу жизни, под впечатлением путешествий в Израиль, даже отказаться от фигуративности в пользу живописных абстракций.  
Выходец из богатой львовской семьи «поляк по рождению, парижанин по образованию, американец по духу», как писал о Зигмунте Менкесе Артур Миллер, быстро стал известным и очень вовремя – в 1935 году – уехал в Штаты, что позволило прожить ему до 90 лет. В длинной творческой жизни Менкеса отразились еще две идентичности, не замеченные проницательным Миллером – еврейская и украинская. Подобно Артуру Рубинштейну, художник завещал развеять свой прах над Израилем. Но и Галиция не отпускала мастера, достаточно взглянуть на его аутентичных гуцулов, чьи традиции он знал так же хорошо, как одесситы чувствовали атмосферу Южной Пальмиры.
Вообще, эклектичная атмосфера Монпарнаса предельно упрощала национальный вопрос. Приглашение на парижскую выставку «Украинской группы» (март 1930-го) пестрит фамилиями Блюм, Минчин, Прессман, Рыбак, Мане-Кац… Сын шамеса из Кременчуга Мане-Кац, даже штетл писавший очень «по-французски», уже вдоволь наскитавшись по миру, в 1950-х создает серию пейзажей «Воспоминания об Украине» с характерными хатками и мельницами. 
Яркие индивидуальности всегда трудно сводимы к единому знаменателю, тем более сложно говорить о мировоззренческой и эстетической «групповщине» у евреев Парижской школы. Что общего у религиозного еврея Исаака Добринского, на заработанные уборкой в синагоге гроши покупавшего селедку с картошкой для прокорма Хаима Сутина, и эпатажного «монпарнасского ковбоя» Самуила Грановского – героя первых американских вестернов, блиставшего в монпарнасских  кафе с моделью-метиской Айшой?  Разве что Грановский, помимо позирования в академии Grande Chaumiеre, подрабатывал уборщиком, – правда, не в синагоге, а в  легендарной «Ротонде». 

Еврейский урок в украинском классе Парижской школы

«Композиция», Сандро Фазини

Вряд ли выстраиваются в один ряд поиски художественного редактора Vogue Александра Либермана, абстрактные композиции племянника Пастернака, вице-президента Салона сверхнезависимых Филиппа Гозиассона, еврейская тема у Леопольда Готлиба, «австрийский» неоклассицизм Ежи Меркеля и творчество ученицы Фернана Леже – Маргит Райх, полностью вписавшееся в украинскую культуру. 
Все это так – и не так. Потому что Школу, изучению которой Вита Сусак посвятила 10 лет жизни, она не случайно «закрывает» в 1939-м. После Второй мировой Еcole de Paris не имела ни единого шанса на возрождение, хотя бы потому, что ее еврейская составляющая практически ушла в небытие. В Освенциме завершил свой путь Сандро Фазини (Срул Файнзильберг, брат Ильи Ильфа), работавший в начале 1920-х в ЮгРОСТА под началом Бориса Ефимова. К 1922-му революционная романтика надоела художнику, он пытается получить вызов от американского дядюшки («…выбирать Россию сейчас как поприще – значит выбрать смерть») – терпит неудачу, и эмигрирует через Константинополь в Париж. Успех приходит не сразу, но вскоре его кубистические работы висят бок о бок с полотнами Клее и Пикассо. В 1933-м в Париж приезжает Илья Ильф, в отличие от старшего Файнзильберга, таки выбравший «Россию как поприще». Сам заядлый фотограф, автор «12 стульев» дарит брату Rolleiflex – самую продвинутую на тот момент камеру. Подарок пришелся как нельзя кстати – через пару лет Фазини уже пользуется репутацией модного фотографа, а в 1937-м его снимки экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Дальнейшее известно – оккупация, Зимний велодром, куда правительством Виши было согнано более 13000 евреев, и последний путь – в никому не известный Освенцим…
Его участь разделили керамистка Эрна Дем, в чьей парижской квартире не раз встречались Бунин, Ходасевич, Ремизов; живописец Жак Готко, продолжавший работать и в пересыльном Дранси;  Баранов-Россине, чей последний патент был получен на «пуантилистически-динамичный камуфляж»; одессит Адольф Федер и многие другие.
Кому-то повезло больше. Добринский два года не выходил на улицу, скрываясь в доме тещи на юго-западе Франции, после войны писал портреты детей, чьи родители погибли в лагерях. У тещи нашел приют и Лазарь Воловик, – его мастерская в La Rushe была ограблена, картины уничтожены. Одиннадцать месяцев провел в сельском сарае Исаак Пайлес; «галицкий Шагал» Артур Кольник бедствовал в лагере для интернированных в Верхней Гаронне; бежала через Лион в Швейцарию Ханна Орлова; Михаил Финк и первый хранитель Еврейского музея Львова Людвиг Лилле участвовали в движении Сопротивления. 

'Два гуцула', Зигмунд Менкес, 1928.

'Два гуцула', Зигмунд Менкес, 1928.

После войны многие из уцелевших обратились в сторону Израиля. Иногда физически, как правнук раввина Леви Ицхока из Бердичева – Александр Френель, основавший квартал художников в Цфате по примеру парижского Монпарнаса, Мане-Кац, получивший в подарок от Хайфского муниципалитета дом с мастерской и завещавший городу свои работы, или будущий лауреат премии Дизенгофа скульптор Жак Лучанский, обосновавшийся в киббуце Гиват Бреннер. А иногда и метафорически – в виде спасенной Людвигом Лилле коллекции иудаики, переданной  Музею Израиля в Иерусалиме, или скульптур, созданных Ханной Орловой в киббуцах Эйн Гев, Ревивим и Бейт Орен.
Хватало и тех, кто, пережив сумасшедшие двадцатые, тревожные тридцатые и страшные  сороковые, продолжил космополитичную творческую карьеру. Школу это, впрочем, не спасло. Легенды о «легендах» Монпарнаса постепенно уступили место рациональному пиару арт-дилеров нью-йоркского Сохо. И это тоже во многом еврейская история, к которой, впрочем, герои нашего альбома имеют уже весьма отдаленное отношение.