ВОЗВРАЩЕНИЕ АВАНГАРДИСТОВ

Михаил ФРЕНКЕЛЬ | Номер: Ноябрь 2013

Виктор Мидлер, Юхневич, Исаак Малик, Амшей Нюренберг

Виктор Мидлер, Юхневич, Исаак Малик, Амшей Нюренберг

Vita brevis ars longa…
Да, правы были древние латиняне, утверждавшие, что жизнь коротка, а искусство вечно.
В этом мне довелось еще раз убедиться на открытии выставки украинских художников-авангардистов начала ХХ века, состоявшемся 30 октября в Национальном художественном музее Украины. Эти произведения возвратились на родину их авторов через много лет со дня их создания, чуть было не затерявшись в лабиринтах истории. Однако примерно три года назад выставку мастеров «Общества независимых художников» на аукционе Сотбис в Нью-Йорке приобрели известные в Украине собиратели художественных полотен Андрей Адамовский, Александр Сусленский и Борис Фуксман. Именно они и были главными именинниками в этот вечер.
С приветствиями по случаю такого знаменательного события в культурной жизни столицы Украины на открытии выставки выступили заместитель министра культуры Украины Тимофей Кохан, посол государства Израиль Реувен Дин Эль и представитель лондонского аукциона Сотбис лорд Марк Полтимор.
– Решение приобрести эту коллекцию мною и моими друзьями-партнерами Андреем Адамовским и Александром Сусленским было принято очень спонтанно, – рассказывает один из основателей фонда «Украинский авангард» Борис ФУКСМАН. – Эта коллекция имеет очень интересную историю. Она была собрана евреем из Одессы Яковом Перейманом, известным в городе меценатом. Он вывез ее из Одессы в Палестину еще в 20-х годах минувшего столетия. Хотел этой коллекцией положить начало израильскому авангарду. Дело в том, что почти все картины коллекции были написаны художниками-евреями. В свое время они создали так называемое «Общество независимых» и их работы выставлялись на различных выставках. Но когда он вывез эту коллекцию, она на долгое время исчезла из поля зрения искусствоведов, и вот «всего-то через 80 лет попала на аукцион Сотбис. И продаваться она должна была в Нью-Йорке. Когда мы просмотрели каталог, решили ее приобрести. Потому что мы хотели вернуть этим молодым людям славу за выдающееся мастерство, которым отличаются их работы. Картины их коллег из России этого периода стоят сегодня десятки и сотни тысяч долларов. Это была наша первая задача – сохранить коллекцию как единое целое, там 86 картин. И путем передвижения выставки по всему миру познакомить планету с мастерством замечательных живописцев. Для этого нами был создан Фонд «Украинский авангард». Коллекция уже побывала в нескольких странах мира. И вот теперь возвратилась в Украину.
Амшей Нюренберг. Эскиз к декоративной восточной композиции. 1913 г.

Амшей Нюренберг. Эскиз к декоративной восточной композиции. 1913 г.

Сегодня мы не смотрим на нее как на коммерческое приобретение. Это тот самый случай, когда захотелось сделать что-то доброе и нужное. У этой коллекции есть одна особенность. Ее картины создавались художниками-евреями, когда Одесса считалась югом России, но в то же время территорией Украины. Поэтому фактически этой коллекцией могут гордиться три народа – украинцы, русские и евреи. Достаточно необычная ситуация, но я ее так вижу…
Само собой, профессиональную оценку экспозиции дадут тонкие знатоки живописи и искусствоведы. Я же лишь хочу кратко поделиться своими впечатлениями от выставленных картин. И впечатления эти в значительной мере сводятся к ощущению того, что перед нами мир открылся в таком виде, в каком его восприняли и воссоздали поистине талантливые люди. И в основном их взгляд оказался светлым.
Хотя судьбы самих живописцев из «Общества независимых художников» сложились по-разному. Вот например Исаак Малик и Амшей Нюренберг прожили очень долгую жизнь. Другая судьба оказалась у Сандро Фазини. Таков был псевдоним Исроэля Файнзильберга – родного брата знаменитого писателя-сатирика Ильи Ильфа. Он работал в начале 1920-х в ЮгРОСТА под началом Бориса Ефимова. К 1922-му революционная романтика надоела художнику, он пытается получить вызов от американского дядюшки («…выбирать Россию сейчас как поприще – значит выбрать смерть») – терпит неудачу, и эмигрирует через Константинополь в Париж. Успех приходит не сразу, но вскоре его кубистические работы висят бок о бок с полотнами Клее и Пикассо. В 1933-м в Париж приезжает Илья Ильф. Сам заядлый фотограф, автор «12 стульев» дарит брату Rolleiflex – самую продвинутую на тот момент камеру. Подарок пришелся как нельзя кстати – через пару лет Фазини уже пользуется репутацией модного фотографа, а в 1937-м его снимки экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Дальнейшее известно – оккупация, Зимний велодром, куда правительством Виши было согнано более 13000 евреев, и последний путь – в никому тогда не известный Освенцим…
В этом же страшном нацистском концлагере закончил свой путь и еще один из плеяды этих замечательных художников – Самуил Грановсий…
Разные судьбы, разные жизненные дороги. Но сегодня их полотна рядом в музейной экспозиции. И, значит, они снова вместе.
Vita brevis ars longa…