СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕВРЕЙСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ?
Как-то раз в министерстве образования Беларуси мне пришлось столкнуться с такой ситуацией. Разговор шел о проекте, который предлагал один из высокопоставленных чиновников министерства. На мое возражение, что данный проект невозможно осуществить, поскольку негативные последствия данного начинания уже описаны даже в вузовском учебнике социологии, я услышал ответ: «Надо будет распорядиться, чтобы издали другой учебник». Говорили, что этот человек — протеже какого-то более высокого начальника. Поскольку у меня на памяти было немало таких протеже на достаточно высоких начальственных должностях, я не удивился. Известны множество случаев, когда начальники разного уровня ставили на подвластные им места людей из своей или соседней деревни, что, естественно, никак не повышало компетентность и интеллектуальный уровень правящей элиты. Но таковы правила игры в современном обществе, и с этим приходится мириться.
***
Малообразованных людей отличает поразительная уверенность, что даже законы науки можно менять по своему усмотрению. Жаль только, что такие люди часто проникают на должности, позволяющие им проявлять субъективизм при приеме решений, когда он, в принципе, недопустим.
Протекционизм не новое явление в жизни общества. Само же общество относится к этому явлению вполне терпимо, поскольку рецепта, как повлиять на него, пока не найдено. Но терпимость эта моментально исчезает, как только в ход вступают жизненные стереотипы, связанные с национальной терпимостью (или нетерпимостью). Как-то раз мне нечаянно довелось быть в компании, где некоторым ее участникам казалось, что среди них по определению не может быть евреев. Собравшиеся обсуждали тогдашнее назначение Сергея Кириенко на пост российского премьера. Реакция одной из дам оказалась неожиданной. «Ну, конечно, — сказала она, — они же так тащат своих». Она не уточняла, кто эти мифические «они» и кто эти самые «свои», но никто из присутствующих не задал ни одного уточняющего вопроса: всем и так было ясно, что «они» — это, конечно же, евреи. Реплика этой дамы служила для подкрепления довода, что евреев на руководящие должности ни в коем случает пускать нельзя.
Одной из форм демонизации образа еврея в общественном сознании является абсолютная уверенность в его всемогуществе. Шовинистическая литература наполнена всевозможными измышлениями о таинственных (ну, просто мистических) связях между евреями, об их единстве и взаимовыручке, о еврейских заговорах и «мировой закулисе». В результате простой человек, впитывая в себя всю эту мифологию, никогда даже не задумывается, а где же это все? Почему он, простой человек, никогда в своей жизни и практической деятельности с этим не сталкивается? Может быть, это все эти страшилки кем-то придуманы? Реальная действительность подтверждает это предположение.
В быту, при одних и тех же обстоятельствах, можно столкнуться одновременно с двумя диаметрально противоположными утверждениями.
С одной стороны — это убежденность, что все несчастья этого мира — дело рук евреев. Даже по мелочам, причем может дойти и до чисто анекдотического представления. Как-то, находясь на больничной койке после операции, я услышал монолог одного из своих соседей по палате, суть которого состояла в том, что он не любит сионистов. Я потом понял причину его недовольства: его не устраивала кровать, которая ему досталась, и он счел это проявлением злого умысла, потому что кровати моя и еще одного соседа по палате ему показались более подходящими.
С другой — убежденность в невероятном могуществе исторически сложившейся еврейской солидарности, способствовавшей выживанию этого народа в веках. Пример не заставил себя ждать. В этой же ситуации другой мой сосед по палате, который, по его словам, «имел право на репатриацию» начал рассказывать о небывалой помощи богатых американских евреев Израилю, благодаря чему эта страна процветает. На мое замечание, что все же Израиль процветает, в основном, благодаря самому себе, он реагировал нервно. Мнение, которое могло подорвать его веру в мистический характер еврейской силы, он принять не мог.
Еврейский субъективный подход к собственной истории и своей роли в развитии цивилизации легко объяснимы с точки зрения их противостоянию уничижительно-оскорбительному представлению о них окружающего мира. Однако если смотреть на феномен еврейской солидарности глазами реалиста, он предстает не как изначально заданное и неизменное по своей интенсивности качество, а производное от степени их интеграции в окружающую среду. И в этом случае на первый план немедленно выступает процесс сохранения евреями собственной национальной идентичности, протекающий по-разному в условиях диаспоры и в условиях собственного национального государства. В данной статье мы рассмотрим некоторые проблемы сохранения целостности еврейского народа в условиях диаспоры.
***
Евреи накопили богатый опыт самосохранения в инонациональной среде. Еврейская национальная солидарность опиралась на особенности религии и институты национальной автономии и самоуправления. При этом важно, что «народы-хозяева» не возражали против отгороженности еврейского населения и не собирались вникать во внутриеврейскую жизнь, считая этот народ изгоем своего общества. Правда, они при этом не брезговали пользоваться плодами его труда, будь то финансы, торговля или ремесла.
Новые времена изменили ситуацию, сняв прежние границы и уже одним этим создав новые проблемы. Современная Европа представляет собой совокупность национальных государств. Эпоха империй канула в прошлое. Этническая и религиозная однородность позволяет реально уравнять в правах все население, включая национальные и религиозные меньшинства. Понятие гражданства становится равным понятию национальности. Ситуация в Северной Америке, конечно же, отличается от ситуации в Европе. США и Канада, с нашей точки зрения, продолжают оставаться империями. Но они существенно разнятся от империй прежних времен. Во-первых, этносы, входящие в состав этих империй, не локализованы территориально. Во-вторых, современная демократическая система дает возможность развивать национальную культуру и религиозные институты, а демократические институты помогают отстаивать интересы этно-религиозных общин. На уровне общественного сознания также существует консенсус в понимании гражданства как синонима американской или канадской национальности. Все это создает иллюзию решения, казалось бы, вечного, еврейского вопроса.
Помню, на заре моей юности, когда еще была сильна вера в «идеалы социализма», я верил теоретикам марксизма, что с «построением справедливого общества» исчезнет антисемитизм. Но пришло время, когда «занавес» начал приподниматься. Появились какие-то симптомы демократизации. Митинги на «Яме» — месте расстрела евреев Минска в Пуримский праздник 2 марта 1942 года — уже не разгонялись. Правда, еще включали милицейские громкоговорители, и белорусские частушки заглушали речи ораторов. Именно в это время, в конце 80-х, у нас состоялась встреча с группой евреев, приехавших из Англии, которые говорили с нами на идиш. Они говорили о том, что надо уезжать в Израиль, а местные донимали их вопросами о своем устройстве там. Один из гостей, не выдержав, сказал: «Вы что, тоже хотите оказаться в этой яме?»
Я подумал, почему он так говорит. Ведь убийства совершали нацисты, а не белорусы. Только потом я узнал, какое участие в уничтожении евреев принимали оккупированные немцами народы. Только потом я узнал, что в истории уже существовали, с точки зрения евреев, справедливые общества, где они благоденствовали. Была Испания — страна трех религий. Были гостеприимные польские магнаты, представлявшие евреям существенные льготы. Была, наконец культурная Германия с ее эмансипированным еврейством. Но эти истории никогда не заканчивались «хеппи эндом». И то же было характерно для древнего мира. Вспомним историю исхода евреев из Египта, историю Вавилонского пленения. Сколько же раз народу надо наступать на одни и те же грабли, чтобы, наконец, понять, в чем правда истории? А мы ведь считаемся неглупым народом.
Взгляды на «еврейскую проблему» некоторых еврейских либералов, живущих ныне в США или Европе, напоминают мне взгляды популярных в свое время евреев-марксистов. Почему? Мы же видим, какие блага несут демократия и процесс эмансипации. Может и извечный еврейский вопрос будет решен. И ничего страшного, если еврейский народ сольется с каким-либо другим народом и исчезнет. Память о нем сохранят всемирная история и Священное Писание. Любопытный аргумент: мы боремся за сохранение редких видов растений и животного мира, но почему же сохранение народа, сыгравшего одну из ключевых ролей в истории человечества, является этаким пустяком?
Тот мир, который мы видим сегодня, — это лишь фрагмент истории. Мы не можем предугадать нашего будущего. Но некоторые симптомы вызывают тревогу. Стремительный рост мусульманского населения в странах Европы и одновременно усиление антиизраильских и, в целом, антиеврейских настроений. На наших глазах резко меняется этнорелигиозный состав населения Америки: возрастает удельный вес выходцев из Латинской Америки и Азии, все большую роль в жизни общества играет афро-американская группа, а это таит реальные угрозы положению еврейской общины. Еврей может, конечно, забыть о своем происхождении, но исторический опыт учит, что обязательно настанет время, когда об этом тебе напомнят другие. Можно вспомнить, как в Испании евреев сжигали по одному подозрению, что крещение ими принято неискренне, и как уже в ХХ веке в Германии тщательно исследовали родословную человека, чтобы обнаружить его еврейские корни. Именно понимая это, приходится говорить о необходимости солидарности евреев диаспоры. Сегодня это уже не только вопрос борьбы с дискриминацией, но и необходимость решать стратегическую задачу выживания как народа. Не исключено — просто физического выживания. И солидарность эта должна выражаться, прежде всего, в стремлении сохранить себя как целостность, способную противостоять негативным воздействиям окружающего мира. Поэтому, размывание еврейской идентичности в странах Запада — крайне тревожный симптом.
АВТОР – САМ О СЕБЕ
Я родился 21 августа 1946 года. До самого последнего времени работал замдекана факультета международных отношений Белгосуниверситета, кандидат философских наук. Трудился же я в БГУ с 1970 года. Начинал свою деятельность лаборантом, прошел все промежуточные ступеньки и стал ведущим научным сотрудником, затем возглавил лабораторию. С 1994 года старался активно участвовать в становлении еврейского образования в Беларуси. Совместно с единомышленниками создал на базе философско-экономического факультета БГУ Еврейский народный университет, а затем Международный Гуманитарный Институт (с еврейским вектором образования). В 2004 году по решению директивных органов Беларуси институт был ликвидирован. С этого времени руководил еврейскими программами на факультете международных отношений. Являюсь членом Совета общины Белорусского союза еврейских организаций и общин.