«Клезматикс» в Киеве

Джефф Тамаркин | Номер: Август 2014

klezmaticsВ столице с огромным успехом при полном аншлаге прошел концерт всемирно известной группы «Клезматикс», организованный посольством США в Украине

С момента своего создания более 25 лет назад группа «Клезматикс» создала много композиций, выдержавших испытание временем, и помогла изменить лицо современной идишистской культуры. Деятельность «Клезматикс», которых часто называют «группой еврейских корней», привела к массовому возрождению этой почти забытой на Западе художественной формы.
Музыканты группы выступали в более чем 20 странах и выпустили 10 альбомов, последний из которых — «Live at Town Hall» («Концерт в ратуше») — состоит из двух CD-дисков, записан в Нью-Йорке и выпущен к празднованию серебряного юбилея группы. В своем альбоме «Wonder Wheel» («Колесо») 2006 года, который награжден премией «Грэмми», «Клезматикс» положили на музыку ранее не известные стихотворения Вуди Гатри, чем значительно отдалились от жанра клезмера и расширили свою стилистическую палитру. Недавно о них сняли полнометражный документальный фильм «Клезматикс: на Святой земле».

За время своего существования длиной уже четверть века, «Клезматикс» работали с такими замечательными художниками, как скрипач Ицхак Перлман, драматург, лауреат Пулитцеровской премии Тони Кушнер, израильская вокальная легенда Хава Альберштейн и множеством других выдающихся исполнителей, работающих в различных жанрах.
Сейчас, имея в своем составе трех основателей — Лорина Скламберга (солист, аккордеон, гитара, фортепиано), Фрэнка Лондона (труба, клавишные, вокал) и Пола Морриссетта (контрабас, цимбалы, вокал) — и еще двух музыкантов, которые работают с группой длительное время — Мэтта Даррио (кавал, кларнет, саксофон, вокал) и Лизу Гуткин (скрипка, вокал), «Клезматикс», без сомнения, являются успешными популяризаторами клезмерской музыки в мире.
Музыка «Клезматикс» коренится в жанре клезмера, но не в его строгой традиции. Это скорее гибрид, который обращается в равной мере как к тем, кто не имеет представления об этой музыке, так и к тем, кто уже знаком с ней.
«Клезмер, — говорит Фрэнк Лондон, — это уникальный голос восточноевропейского еврейства. Он способен пробуждать чувство потустороннего, перенося туда, ностальгию по временам и местностями, которых мы никогда не знали».
«Хотя в основе того, что они делают, лежит традиция, с самого начала своего существования Клезмер включает в себя все что угодно, в этническом смысле, и одновременно он так тесно переплетен с американской культурой, — говорит Пол Морриссетт. — Мы хотим быть уверены, что мы составляем часть живой традиции, а живые традиции меняются; они не законсервированы».
«Люди вполне отделены от своих еврейских корней, — считает Лиза Гуткин. — «Клезматикс» заполняют невероятную пустоту».
Возникшие в Нью-Йорке в 1986 году, «Клезматикс» быстро завоевали преданных поклонников, активно распространивших известия об этой экзотической новой группе.
В течение многих лет песни «Клезматикс» отражали широкий спектр идей — от современных проблем, связанных с глобализацией, с чем сталкивается каждый из нас, до перипетий интимной любви, от левацкой политики к вековому еврейскому мистицизму. «С самого начала, — рассказывает Лорин Скламберг, — даже еще ??до того, как мы перешли к сознательным усилиям создавать собственную музыку, мы решили, что когда мы поем песни, то должны верить в то, что поем».
Безусловно, «Клезматикс» всегда были связаны с сообществом своих поклонников так же плотно, как и с музыкой. «Энергия и поддержка, которые мы получаем от общины, подпитывают нашу группу более, чем восприимчивость отдельных людей. – говорит Лорин Скламберг. – По крайней мере это дает нам свободу быть самими собой».
Через четверть века после своего основания «Клезматикс» остаются преданными своей музыке и тесным связям со своими сторонниками. «В 1986 году, — вспоминает Скламберг, — я не мог даже представить, что сохранение, распространение и попытка переосмысления идишистского музыкального мира станет делом моей жизни. Я действительно не думаю, что мы своим звучанием похожи на кого-то другого».
Конечно, не похожи. Никогда не были похожи ни на кого и (надеюсь, но это — безошибочное предположение) впредь не будут.