«Дело Бейлиса»: сто лет спустя
За последние годы появилось множество публикаций о «деле Бейлиса». В подавляющем большинстве статей и книг дается обоснованное осмысление процесса об убийстве А.Ющинского, вину за смерть которого власти Российской империи пытались приписать еврею. В независимой Украине интересные материалы собраны в монографии Г.Шапиро «Тайна одного следствия» и книге А.Пиджаренко «Не ритуальное убийство на Лукъяновке». Эти издания и документальный фильм А.Муратова «Арнольд Марголин — выдающийся украинец и еврей» убедительно опровергают юдофобские обвинения, которые до сих пор поддерживают некоторые авторы. В октябре 2013 года в Киеве прошла международная конференция, посвященная 100-летию «дела Бейлиса».А сейчас завершается подготовка к премьере фильма «Дело Менделя Бейлиса», снятого Творческим объединением документальных фильмов Национальной телекомпании Украины. Мы обратились к автору сценария и режиссеру фильма писателю и киносценаристу Андрею ДМИТРУКУ с просьбой рассказать об этой ленте.
– Каковы были причины создания фильма?
– Главным был мой интерес к «делу Бейлиса», прежде всего, к его этической стороне: как могло случиться, что обвиняли заведомо невинного человека и для его осуждения привлекли силы всего судебного аппарата империи? И радостно было то, что лучшая, мыслящая часть общества дружно вступилась за Бейлиса – отнюдь не общественного деятеля, не депутата Госдумы, не известного писателя, а простого гражданина.
– В чем вы видите актуальность современного осмысления событий, связанных с «делом Бейлиса»?
– Прежде всего, в том, что это дело представляет интерес не только с исторической точки зрения. Во-первых, еще жива и даже получает регулярную подпитку людоедская «идеология» антисемитизма. Она составляет значительную часть ксенофобии, увы, характерной для реальности последних лет. Там, где беднеет народ, где рушатся проверенные многими годами системы жизнеобеспечения и будущее представляется тревожным, — всегда поднимает голову ненависть к «чужакам».
У этого феномена простые причины. Попробуем представить себе все достояние некоего государства в виде пирога. С точки зрения ксенофоба, надо разделить пирог только между представителями «коренного населения» или «титульной нации»: тогда каждый кусок будет больше. Естественно, следующий шаг — это изгнание или лишение прав всех «чужих», представителей других рас, наций, просто людей, говорящих на ином, не «титульном» языке. Власти разных стран не раз охотно и эффективно использовали этот предрассудок, насаждая (как было в царской России и в гитлеровской Германии), поддерживая или не запрещая ксенофобскую пропаганду. А ведь в реальности дело обстоит совершенно иначе: куски державного «пирога» столь различны потому, что у одного гражданина их сотня или тысяча, а у другого — только крошки! Но власть имущим выгоднее перенаправить народный протест с социальных ориентиров – на национальные, то есть, отвести от себя гнев угнетенных масс и обрушить его на ни в чем не повинных «пришельцев». Так, берлинскому лавочнику Иоганну или его московскому коллеге Ивану объясняли: вот через дорогу лавочка Янкеля, он отнимает у тебя покупателей; подожги эту лавочку, выгони или убей Янкеля с семьей, и деньги сразу польются в твою кассу. Отсюда — и немецкая «кристаль-нахт», и, в конечном счете, «дело Бейлиса».
Исходя из всего вышеизложенного, я отнюдь не удивлен тем, что и сегодня определенные политические группы, при полном нейтралитете власти, разворачивают травлю «чужаков». Это весьма активно делается в «желтой» прессе, на страницах псевдоисторических и псевдофилософских книжонок, на просторах электронных сетей, которые в еще большей степени, чем бумага, все вытерпят. Ксенофобия дает чудовищные ростки хулиганства и бандитизма: вспомним избиения кавказцев в Москве или нападения на евреев в Украине. В газетах регулярно появляются подобные сообщения. Похоже, что готовится отводной канал для протестных настроений народа, задавленного нищетой и всевластием криминально-бюрократической мафии. Надежный канал, проверенный еще в 1905 году, когда социальную революцию удачно «разменяли» на еврейские погромы…
Наш документальный фильм «Дело Менделя Бейлиса», в создании которого решающей является роль талантливого режиссера Светланы Красножон, мы завершаем весьма выразительными кадрами: на стене подземного перехода намалевана огромная свастика. Полагаю, что уже одного этого достаточно, чтобы не считать самый громкий судебный процесс начала прошлого века чем-то устаревшим, достоянием архивов.
– По каким материалам создавался фильм?
– Основой для фильма послужили многочисленные газетные публикации и книги о знаменитом «процессе века» Александра Тагера «Царская Россия и дело Бейлиса», Леонида Кациса «Кровавый навет и русская мысль: Историко-теологическое исследование дела Бейлиса», материалы конференции «Справа Бейліса. Погляд із сьогодення» и другие материалы.
– Возможны ли в современной Украине антиеврейские обвинения? В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, о котором в письме Комитета Рады по правам человека, национальным меньшинствам и межнациональным отношениям сказано: «Наличие в документах графы «национальность» по мнению экспертов, может призвести к скрытой или прямой дискриминации представителей отдельных этнических групп». Но ксенофобские процессы уже пошли. И, возможно, что именно под их влиянием 17 января в районе киевской синагоги на Подоле неизвестные исполосовали лезвиями ученика ешивы Дова Гликмана. За неделю до этого преподаватель иешивы, гражданин Израиля, также подвергся нападению. Его зверски избили неизвестные по дороге домой. Посольство Государства Израиль выразило обеспокоенность нападением на евреев в Киеве. И тем не менее, третье нападение на евреев произошло 25 января там же на Подоле.
– В виде «кровавого навета» обвинения против евреев сегодня, конечно, невозможны. Все же прошло столетие… хотя бы внешняя, показная цивилизованность у наших властей есть. Другое дело, всякого рода добровольные объединения граждан. В условиях сложной ситуации в стране вполне могут существовать слегка прикрытые «демократическим» словоблудием антисемитские организации. Конечно, за слишком откровенные действия их может наказать суд, хотя бы для того, чтобы не опозорить страну «перед Европой». Но жертвам этих действий будет уже все равно…
– На территории нынешней Украины евреи живут более двух тысяч лет. Может, этого достаточно для формирования толерантных отношений между украинцами и евреями? Украинская классика неоднократно обращалась к еврейским проблемам, освещая их, в том числе и в юдофильском духе. К юбилею Тараса Шевченко уместно вспомнить его участие в протесте против антисемитской публикации в журнале «Иллюстрация». Многие помнят скандальную кампанию вокруг этнического происхождения Арсения Яценюка. Оказалось, что его якобы еврейское происхождение может существенно повлиять на электорат.
– Не думаю, чтобы временного фактора было достаточно для всеобщей толерантности. Здесь решает не время. Например, приверженцы ислама также живут на территории Руси много столетий, со времен булгарской и хазарской государственности, а выпады в их адрес о якобы присущем всем им «терроризме», читаем и слышим в российских СМИ регулярно.
Да что евреи или, скажем, татары! Доказано, что в Поднепровье родились и русский, и украинский языки; группы населения, позиционирующие себя, как русские или украинцы, тоже существуют очень давно, но прочного мира и взаимопонимания между ними все еще нет. Дело не в столетиях или тысячелетиях «сожительства», а в уровне массового сознания. А оно ныне не на лучшем уровне. И в этих условиях антисемитизм, застарелая, страшная болячка европейцев и славян, конечно же, не может не расцвести вновь. Когда, еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов, начались межнациональные распри вроде войны между армянами и азербайджанцами за Нагорный Карабах, событий в Сумгаите или в Приднестровье, мне уже было ясно, что определенные политические силы выбросили свою главную приманку: воинствующую ксенофобию. Она существует и плодоносит на всех уровнях, от официального до бытового. Кому из нас не приходилось слышать от друзей и знакомых, и в служебном офисе, и в застолье прорывающиеся фразы насчет «этих жидов»? Хорошо еще, если шутливые… Это, как вирус гриппа: не обязательно смертельный, но всегда трудно излечимый. А острая форма заболевания — обвешанные иконами и портретами российских царей и полководцев, роскошные сайты всяких «борцов за Святую Русь», с гневными филиппиками насчет «власти Сиона над славяно-ариями» и «хануки в Кремле»…
Насчет же того, как бороться с этой мозговой эпидемией, — могу лишь вернуться к сказанному мной выше. Национальная рознь — дитя имущественного неравенства и угнетения большинства меньшинством. Если удастся установить справедливый общественный строй, одолеть продажность властей и всеобщую разруху в хозяйстве, поднять уровень жизни народа, — тогда и с ксенофобией справимся. Не раньше.
– Недавно Верховная Рада приняла закон, усиливающий ответственность за оправдание преступлений нацизма. Может ли это способствовать развитию межнациональной толерантности и нетерпимости к проявлениям национал-шовинизма?
В пояснительной записке к этому Закону сказано: «В обществе все чаще высказывается обеспокоенность и протест против многочисленных фактов публичного одобрения нацизма и фашизма, попыток отрицания или оправдания преступлений фашизма против человечности, совершенных в годы Второй мировой войны».
– Ваши бы слова да Богу в уши… Увы! Кое-кто у нас уже объявил и этот закон, и другие подобные, не больше и не меньше, как попранием прав человека. Глупость совершеннейшая, — в странах Западной Европы действуют подобные законы, и куда более жесткие. У нас же и до сих пор статья 161 Уголовного Кодекса Украины предусматривает уголовную ответственность за разжигание межнациональной розни. А толку?.. Хотя, безусловно, лучше жить с этим новопринятым законом, чем без него.
– Какова ваша оценка состояния «еврейского вопроса» в Украине? Ведь в нашей стране действуют множество еврейских организаций, синагоги, библиотеки и музеи, проводятся конференции…
– Не думаю, что в Украине отдельно существует «еврейский вопрос». Есть острая проблема ксенофобии, необоснованной ненависти ко всем «неукраинцам». Еврейский или «москальский» вопросы – лишь части общей, достаточно мрачной картины. Инфекция радикального национализма всегда таилась в подполье – а ныне вышла наверх и превратилась в эпидемию. Я уже говорил о том, что один из основных психологических приемов власть имущих, – это «перевод стрелок» народного недовольства властью из социальной плоскости в национальную. Пока общественный строй будет несправедливым, пока будут существовать богатые и бедные, с ксенофобией ничего поделать не удастся. В качестве «громоотвода» власти станут использовать застарелые комплексы антисемитизма, антирусизма, антиисламизма и каких угодно «анти», уводящих людей от реального врага.
В своей ленте мы и попытались об этом сказать.
Вел интервью Александр Найман Специально для «Еврейского обозревателя»