Дэй-Льюис побил все рекорды

| Номер: Апрель 2013

Дэй-Льюис побил все рекорды На недавней церемонии вручения главной американской кинонаграды Дэниел Дэй-Льюис стал первым в истории актером, трижды удостоенным «Оскара» за лучшую мужскую роль.
Победу англичанину принесла роль президента Линкольна в одноименном биографическом фильме Стивена Спилберга. Аналогичный приз Киноакадемии ему уже вручали за фильмы «Моя левая нога» (1989) и «Нефть» (2007). Три статуэтки среди ныне живущих актеров имеет лишь Джек Николсон, однако один из его «Оскаров» – за роль второго плана. Интересно, что еще пару лет назад газета The Algemeiner составила рейтинг 10 выдающихся современных киноактеров-евреев, первое место в котором занял Дэй-Льюис, опередив таких грандов, как Дастин Хоффман и Вуди Аллен.
Дэниел Майкл Блэйк Дэй-Льюис появился на свет 29 апреля 1957 года в семье, принадлежавшей к элите английского общества: отец Сесил — ирландец, национальный поэт-лауреат, мать Джилл — еврейка, актриса, дочь продюсера Майкла Бэлкона, работавшего, в частности, с Альфредом Хичкоком. Многие из ранних фильмов с участием Джилл были сняты на старейшей в Британии студии Ealing Studios, главой которой с 1937 по 1959 год был Майкл Бэлкон. Мальчик вырос в интеллигентной и доброжелательной атмосфере вместе со своей сестрой Лидией Тамасин, которая впоследствии стала знаменитым режиссером-документалистом. Дети почти не разлучались и ставили небольшие сценки. Тамасин вспоминает, что Дэниел часто прыгал с подоконника в детской комнате, изображая из себя Юрия Гагарина (!). Впрочем, отрочество у Дэниела было не самое спокойное – еврейские корни и состоятельные родители превратили его в постоянный объект нападок со стороны хулиганов южного Лондона, куда семья переселилась в 1959 году. Еще подростком он увлекся двумя вещами: во-первых, резьбой по дереву, а во-вторых, школьным театром, где дебютировал в пьесе «Плачь, любимая страна». В 1971-м в район приехала съемочная группа Джона Шлезингера (тоже, кстати, еврея), снимавшего драму «Воскресенье, проклятое воскресенье». Нужны были несколько уличных хулиганов, и местного торговца овощами попросили найти пару-тройку ребятишек. По счастливой случайности Дэниел оказался в нужном месте в нужное время – ему поручили поцарапать несколько машин разбитой бутылкой и заплатили пять фунтов. Но роль подростка-хулигана не была для мальчика чистым притворством. Позже он скажет, что в то время был угрюмым и агрессивным подростком с кучей неприятностей из-за краж в магазинах, выпивки, курения и праздного шатания по улицам.
После окончания школы Bedales в 1975 году перед юношей встал трудный выбор: поскольку он отличился в школьном театре, то поначалу попробовал свои силы на актерском поприще в Национальном театре молодежи, но счел закулисную жизнь «убогой» и «безвкусной». Вместо этого он попытался устроиться столяром-краснодеревщиком, но для этого требовалась пятилетняя подготовка, и ему отказали в приеме на работу.
Парню ничего не оставалось, кроме как продолжить театральную карьеру. 1981 год ознаменовался дебютом Дэй-Льюиса на телевидении: он сыграл в научно-фантастической драме «Артемис 81» и отметился в эпизоде исторического фильма «Ганди».
В 1984-м году на экраны вышел фильм «Баунти», после которого знаменитый критик Полина Каел отметила в своей рецензии, что Дэй-Льюис «почему-то ведет себя как плохой актер». Осенью «плохой актер» присоединился к Королевской шекспировской труппе, чтобы играть главную роль в спектакле «Ромео и Джульетта».
Середина 1980-х стала поворотным этапом в карьере Дэниела. В фильме «Моя любимая прачечная» он сыграл панка-расиста Джонни, совместив в своем персонаже невежество, жестокость, самовлюбленность и, как ни странно, способность к нежным чувствам. Сразу по окончании съемок Дэй-Льюиса задействовали в новом проекте – «Комната с видом», где он исполнил роль неуклюжего Сесила Вайза.
«Моя любимая прачечная» и «Комната с видом» вышли в прокат в один день, и зрители увидели одного актера в совершенно разных ипостасях. Ассоциация кинокритиков Нью-Йорка назвала Дэй-Льюиса лучшим актером второго плана, и теперь он сам мог выбирать, где и у кого сниматься. Однако Голливуд его не привлекал. Вместо этого он сыграл пражского врача и сердцееда Томаса в картине по роману Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия».
В 1989-м Дэниел принял приглашение сняться в главной роли в фильме Джима Шеридана «Моя левая нога». Эта картина, основанная на реальных событиях, описывает историю жизни Кристи Брауна, страдающего церебральным параличом. Ему подчинялась только левая нога, но Кристи доказал, что он не какой-то там беспомощный овощ, а человек, способный мыслить и творить. Причем сделал это с помощью своей левой ноги, научившись ею писать и рисовать.
Чтобы приготовиться к съемкам, Дэй-Льюис арендовал дом вблизи Дублинского реабилитационного центра инвалидов (позже он занялся благотворительностью для этой клиники), и несколько месяцев наблюдал за пациентами. Вдобавок ко всему он решил не покидать инвалидного кресла, в котором провел несколько месяцев, чтобы как следует вжиться в роль Брауна.
Вообще 1989 год был довольно бурным. В марте актер вернулся в Национальный театр, чтобы играть Гамлета. И здесь главной проблемой стали беседы Гамлета с призраком умершего отца. Поскольку сам Дэниэл наверняка не раз в мыслях общался со своим покойным отцом, то переживать это на сцене становилось все тяжелее и тяжелее. 5 сентября через 45 минут после начала спектакля Дэниэл убежал за кулисы, рухнул на пол и в слезах сказал, что больше этого не выдержит.
Это произвело грандиозный фурор. Таблоиды, и без того взбаламученные любовной историей между Дэниелом и французской кинозвездой Изабель Аджани, немедля выдумали какие-то отвратительные факты, касающиеся отношений Дэниэла с отцом. Поползли слухи, что Дэй-Льюис больше никогда не выйдет на сцену. Однако следующий 1990 год стал годом оглушительной славы Дэй-Льюиса, поскольку он получил свой первый «Оскар» за роль в фильме «Моя левая нога». После триумфа актер приехал в клинику, чтобы показать золотую статуэтку  инвалидам, которые, по  его словам, помогли ему победить. Затем он на год отстранился от съемок, отклонил два предложения режиссеров и упорно игнорировал слухи о любовной интрижке с Мадонной.
Впрочем, некоторые приглашения были слишком хороши, чтобы их отклонить. В первую очередь это картина Майкла Манна «Последний из могикан». Хотя актер дал себе клятву никогда не «опускаться» до ролей в крупнобюджетных боевиках, это был фильм иного рода. Готовясь к роли Соколиного Глаза, Дэниел много времени проводил в лесу, смастерил каноэ, учился выслеживать и разделывать животных, а также преуспел во владении 12-фунтовым кремневым ружьем, которое повсюду носил с собой. Даже на рождественский ужин. И каков результат?! «Последний из могикан» стал одним из лучших экшенов за всю историю кинематографа!
Потом было сотрудничество с Мартином Скорсезе, плодом которого стала «Эпоха невинности», поставленная по роману Эдит Уортон. Предложения посыпались со всех сторон. Дэниел отклонил сценарии фильмов «Филадельфия» и «Список Шиндлера», а также отказался от роли в романтической драме «Английский пациент» (между прочим, этот фильм заработал девять «Оскаров»). Вместо этого, он обратил свои стопы к Джиму Шеридану и сыграл в фильме «Во имя отца». Актера снова номинировали на «Оскар» (но на этот раз его обставил Том Хэнкс с «Филадельфией»).
Тем временем актер принял ирландское гражданство и купил большой дом эпохи короля Георга у подножия горы Уиклоу. К концу 1993 года к нему переехала Изабель Аджани, однако вскоре они расстались навсегда. В середине 1996 года Дэниел неожиданно для всех стал встречаться с Ребеккой Миллер, театральной актрисой, дочерью Артура Миллера – одного из самых известных драматургов 20-го века, выходца из еврейской семьи. Вскоре они поженились, и уехали в Ирландию.
В 1998 году у актера родился сын Ронан, и весь следующий год семья провела во Флоренции. Здесь Дэниел, заинтригованный тем, как делают обувь, стал изучать сапожное мастерство. О возвращении его попросил сам Мартин Скорсезе. Режиссер, несколько лет пытавшийся воплотить идею фильма «Банды Нью-Йорка» на экране, наконец-то нашел деньги!
Действие фильма происходит в Нью-Йорке в середине 1890-х годов. В центре внимания – уличные войны между «коренными» жителями Нью-Йорка и ирландскими иммигрантами. Дэй-Льюис в образе Уильяма Каттинга бесподобен в высоком цилиндре, со своим странным акцентом, хитрым взглядом. Мясник Билл – умный философ и одновременно жестокий маньяк – это одна из лучших ролей актера.
Дэй-Льюис  – нетипичная звезда. 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке он хотел принять участие в сдаче крови, но очереди были слишком длинны. Вместо этого он помогал перевозить брикеты льда в больницы, чтобы донорская кровь оставалась свежей. Если он что-нибудь задумал, то обязательно доведет свое дело до конца. Это видно по всем фильмам с его участием – в работу он вкладывает всего себя целиком.
Интересно, что в свое время Мэл Гибсон, известный, среди прочего, своими антисемитскими высказываниями, рассматривал Дэниэла на роль Иисуса в драме «Страсти Христовы», но счел лицо актера «слишком европейским».
В 2007 году вышел фильм «Нефть», где Дэниэл сыграл алчного нефтяника Плейнвью. За блестящее исполнение этой роли Дэй-Льюис получил 23 премии, включая долгожданный второй «Оскар».
И вот, наконец, «Линкольн». Буквально в преддверии церемонии режиссер Стивен Спилберг опубликовал письмо десятилетней давности, в котором Дэй-Льюис, которого он еще тогда приглашал на роль Авраама Линкольна, отказывался от участия в проекте.
«Я знаю, что смогу выполнить такую работу хорошо, только если буду чувствовать, что не могу иначе; что предмет фильма и героя пересекается с моими глубоко личными вибрациями в очень определенный момент жизни, – писал Дэй-Льюис. – Как бы я ни восхищался Эйбом, это восхищение скорее наблюдателя, …нежели участника событий».
По словам Спилберга, через некоторое время он прислал Дэй-Льюису другой вариант сценария – и получил тот же ответ. После этого он снова взялся переписывать текст, на сей раз – с соавтором фильма «Мюнхен» Тони Кушнером (одним из самых заметных критиков Израиля среди американских евреев). 500-страничная история в итоге убедила Дэй-Льюиса. Результат более чем убедителен – кроме заслуженного «Оскара» исполнителю главной роли, картина была выдвинута в семи номинациях на «Золотой глобус» и в десяти – на премию BAFTA.
По материалам Интернета