СМЕРТЬ ЖОФФРЕЯ

Лили ШТЕЙН | Номер: Февраль 2021
СМЕРТЬ ЖОФФРЕЯ

В последний день 2020 года ушел из жизни известный французский актер и режиссер Робер Оссейн

Жизнь 93-летнего артиста унесла коронавирусная инфекция. Командор ордена Почетного легиона, Великий офицер ордена «За заслуги», Командор ордена Культурных заслуг скончался в Эссе-ле-Нанси.

Робер Оссейн, он же Абрахам Оссейнофф, он же Авраам Рустам Гусейнов, родился в Париже 30 декабря 1927 года в музыкальной семье. Его отец, скрипач и композитор Андре Оссейн, азербайджанец по происхождению, был родом из Самарканда. Перед Первой мировой войной Андре Оссейн учился в Москве, в 1921 году уехал в Германию, где учился в Штутгартской и Берлинской консерваториях и принял зороастризм. В Германии он встретил пианистку и комедийную театральную актрису еврейку Анну Марковну Минковскую, которая, как сказал сам Робер Оссейн в одном из интервью, была родом из Киева. В 1927 году в Париже родители будущего артиста поженились.

Благодаря матери Робер с детства хорошо говорил по-русски и неплохо — на идиш. С пятнадцати лет занимался в студии при театре «Старая голубятня», потом окончил курсы Рене Симона, выступал на сцене. Особую популярность Робер приобрел в «Гран-Гиньоль» — парижском театре ужасов, одном из родоначальников жанра хоррор, где был постановщиком ряда спектаклей.

В кино Оссейн дебютировал в фильме Р.Каденака «Набережная блондинок» (1954), а в 1955 году снял свой первый фильм «Негодяи отправляются в ад», предложив в нем роль Марине Влади-Поляковой, на которой в том же году женился. Марина Влади будет участвовать и в ряде последующих его картин – «Простите наши прегрешения» (1956), «Ты — яд» (1958), «Ночи шпионов» (1959).

Близость к семье Поляковых определила интерес Оссейна к России, и в 1956 году он принял участие в картине «Преступление и наказание» Жоржа Лампена, где сыграл «французского Родиона Раскольникова» — Рене Брюнеля, а Марина Влади выступила в роли «французской Сони Мармеладовой» — Лили Марселен.

Долгая дружба связывала Робера с мужем актрисы Бриджит Бардо, французским актером и режиссером русского происхождения Роже Вадимом, у которого он снимался в картинах «Кто знает» (1957), «Порок и добродетель» (1963), «Дон Жуан в юбке» (1973).

Оссейн играл во многих своих фильмах – «Смерть убийцы» (1963), «Круги под глазами» (1964), «Вампир из Дюссельдорфа» (1965, со своей тогдашней спутницей жизни Мари-Франс Пизье), «Веревка и кольт» (1969), «Точка падения» (1970). В 1967 он снял биографическую, с изрядной долей «клюквы», картину «Я убил Распутина».

Но самый большой успех Робер Оссейн завоевал в роли графа Тулузского Жоффрея де Пейрака в экранизациях Бернара Бордери пяти романов Анн и Сержа Голон об Анжелике, где его партнершей стала французская актриса Мишель Мерсье. Оссейн и Мерсье много работали вместе – пять раз в «Анжелике», и еще трижды в фильмах «Вторая истина», «Гром небесный» и «Веревка и кольт».

Характерной внешностью Оссейна-актера, его голосом, умением лепить сложные образы пользовались режиссеры Кристиан-Жак («Вторая истина» 1966), Клод Отан-Лара («Убийца» 1962), Жорж Лотнер («Профессионал», 1981), Клод Лелуш «Одни и другие» (1981). В 1973 году режиссер Дени де Ла Пательер пригласил Оссейна на очень интересную роль в фильме «Запрещенные священники» – актер сыграл католического священника, который во время Второй мировой войны влюбляется в молоденькую девушку.

В 1982 году Робер Оссейн осуществил экранизацию романа Виктора Гюго «Отверженные», где в роли Эпонины снял свою третью жену Кэндис Пату, а затем дал ей роль и в фильме «Красная икра» (1985).

Надо сказать, что при этом Оссейн был еще и театральным человеком. С 1970-го по 1979 год он возглавлял Национальный Народный театр в Реймсе, а в Париже на больших площадках ставил свои эпопеи с огромными массовками – «Дантон и Робеспьер», «Человек по имени Иисус», «Собор Парижской Богоматери», «Анжелика». Он также поставил пьесу Дюма-отца «Кин» (переписанную Сартром) и «Сирано де Бержерака» Ростана, где главные роли блестяще исполнил Жан-Поль Бельмондо.

Робер Оссейн написал две книги мемуаров — «Слепой часовой» и «Кочевники без племен».

У Робера Оссейна была бурная и интересная личная жизнь. «Три раза я начинал свою жизнь заново», — говорил он в одном из интервью, имея в виду свою матримониальную историю.

Как уже упоминалось выше, первой женой Робера (1955-1959) стала актриса Марина Влади, младшая из четырех дочерей балерины Милицы Энвальд и певца Владимира Полякова. Роберу довелось работать и с сестрами Марины – в своем фильме «Ты — яд» он играл вместе с актрисой Одиль Версуа (Татьяной Поляковой), а с актрисой Элен Валье (Милицей Поляковой) снимался в «Старой голубятне». В браке Робера и Марины родились двое сыновей — Игорь (актер, живет в французских Пиренеях) и Петр (гитарист и балалаечник, живет на юге Франции). Таким образом, можно сказать, он через общую жену был родственником Владимира Высоцкого.

Второй женой Робера Оссейна, брак с которой продлился 15 лет, стала психоаналитик и киносценарист Каролин Эльяшев (урожденная Мари Каролин Наташа Эльяшев, род.1947) – дочь кинопродюсера российско-еврейского происхождения родом из Баку Анатоля Эльяшева и литератора, феминистки сефардского происхождения Франсуазы Жиру. Анатоль Эльяшев, среди прочего, был продюсером известной картины Анри-Жоржа Клузо «Набережная Орфевр» (1947). Каролин Эльяшев — автор многочисленных трудов по психоанализу, психиатрии и культурологии. В этом браке родился сын Николя, который некоторое время снимался в кино, а затем (под новым именем Аарон Эльяшев) стал раввином в Страсбурге.

Третьей женой Оссейна стала актриса Кэндис Пату, которая сыграла в его фильме «Отверженные» (1982). В этом браке у Робера родился четвертый сын Жюльен, ставший впоследствии режиссером.

За два дня до кончины Робера Оссейна во Франции умер его друг — джазовый пианист, композитор, аранжировщик и актер Клод Боллинг. Причина смерти официально не называлась, но промелькнуло сообщение, что при всем букете других болезней добил его все тот же мерзкий ковид.

Жан-Поль Бельмондо, который был близким приятелем Боллинга и всю жизнь дружил с Робером Оссейном, потрясенный этими смертями, сказал, что «в жизни становится все больше пустоты». Кстати, эпизод «дуэли» Бельмондо и Оссейна в культовом фильме «Профессионал» был признан одним из величайших в истории мирового кинематографа.

Робер Оссейн ушел из жизни 31 декабря 2020-го в больнице округа Эссе-ле-Нанси, куда был доставлен после заражения коронавирусной инфекцией. Накануне ему исполнилось 93 года. По словам близких артиста, он скончался через несколько часов после того, как задул свечи на праздничном торте.

Любопытно, что, как и Бельмондо, и Изабель Аджани, и Шарль Азнавур, и Марина Влади, и Ромен Гари, и многие другие деятели французской культуры, которыми гордится Пятая республика, Робер Оссейн не был этническим французом. Но имеет ли это значение для Франции, которая чтит своих героев не за происхождение, а за талант?