Израильтяне открыли творчество Татьяны Яблонской

Леонид Бирман | Номер: Март 2017

Автопортрет,1945 г.

Автопортрет,1945 г.

В Украинском культурном центре в израильском городе Бат-Ям прошла выставка выдающейся украинской художницы Татьяны Яблонской, посвященная 100-летию со дня ее рождения.

Татьяна Ниловна родилась в Смоленске в семье художника и преподавателя словесности Нила Яблонского. Родители революцию не приняли и детей своих в советскую школу не отдавали — отец учил их сам. Из Смоленска перебрались в Одессу (откуда надеялись бежать в Румынию), а потом в Каменец-Подольский, поближе к западной границе. В 1930-м семья попыталась тайно уехать из СССР — им была назначена встреча в лесу, на которую проводники не явились.
Чтобы замести следы, отправились в Луганск: могли ведь и донести. Здесь Таня окончила семилетку, после которой поступила в Киевский художественный техникум, а потом стала студенткой живописного факультета Киевского художественного института. Яблонская была первым студентом в истории института, для которого устроили персональную выставку.

«Утро», 1954 г.

«Утро», 1954 г.

«Хлеб», 1949 г.

«Хлеб», 1949 г.

С началом войны сестры-художницы Татьяна и Елена Яблонские уезжают в эвакуацию в село Норка Саратовской области. У Татьяны недавно родилась первая дочь, муж на фронте. «Я и косила, и скирдовала, и мешки таскала» — вспоминала художница. На творчество времени не оставалось, если не считать таковым портреты, которые она делала односельчанкам с фотографий убитых мужей и сыновей.
В 1944 году она возвращается в освобожденный Киев, становится преподавателем в альма-матер, а в 1949-м пишет свой знаменитый «Хлеб». Это полотно принесло молодой художнице звание лауреата Сталинской премии, картина была выставлена в Третьяковской галерее, ее репродукциями пестрели буквари, учебники и календари. Такой же успех ждал полотно 1954 года под названием «Утро» — по ней писали сочинения несколько поколений советских детей… На этой светлой картине изображена 13-летняя дочь художницы Лена во время зарядки у открытого окна. Несколько лет спустя один мальчик, будущий художник, повесил репродукцию «Утра» у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие Лена (сегодня Елена Бейсембинова) стала его женой.
В 1956-м Яблонская участвует в Венецианской биеннале, а 1958-м — во Всемирной выставке в Брюсселе, всего за творческую карьеру у нее прошло более чем 30 персональных выставок в разных странах.
Дочь художницы вспоминает, что после многочисленных премий и наград Татьяну Ниловну избрали депутатом Верховного Совета УССР, и она постоянно отстаивала чьи-то права, добивалась для кого-то жилья, хотя сама с мужем и двумя детьми жила …в коммуналке. Причем, эта квартира казалась им дворцом по сравнению с прежней, где было столько соседей, что Яблонские всех даже не знали.
В 1960-е художница увлекается декоративностью западноукраинского искусства, что не вызывает энтузиазма у чиновников Союза художников. За одну из картин закарпатского цикла «Жизнь продолжается» Яблонскую на несколько лет лишили возможности участвовать в выставках. А подарочное издание с иллюстрациями Татьяны Ниловны к балладам Ивана Драча, уничтожили еще в типографии.
Вообще жизненный путь лауреата двух Сталинских и Государственной премии СССР, Народного художника СССР, профессора Яблонской мало напоминает дорогу, усыпанную розами. Столь же бесплодны и попытки превратить художницу в бронзовый памятник. Яблонская одной из первых женщин в Киеве надела брючный костюм, на первую Сталинскую премию купила моторную лодку и любила гонять на своих белых «Жигулях» по городу.
В 1991 году Татьяна Яблонская переносит инфаркт, но продолжает писать виды из окна, натюрморты, портреты дочерей. Спустя восемь лет, после инсульта художницу парализовало, правая рука отказывает, но левой она создает небольшие пастельные эскизы. На последней прижизненной выставке она попросила не указывать никаких своих званий и регалий…
Герой Украины, обладатель золотой медали Академии художеств, в 1997 году решением ЮНЕСКО названная художником года, Татьяна Яблонская ушла из жизни 17 июня 2005-го. В последний свой день она написала жизнерадостный букет летних колокольчиков. Выдающуюся украинскую художницу помнят не только на родине, но и далеко за ее пределами. Израильтяне смогли прикоснуться к ее творчеству благодаря посольству Украины, Одесскому дому-музею им. Рериха и Объединению профессиональных художников Израиля.

Автор: Леонид Бирман