Хорошую религию придумали бахаи

Юлия и Влад ПОЗНЯНСКИЕ | Номер: Сентябрь 2019

В последний день лета 31 августа 1868 года в гавань у подножия горы Кармель была доставлена небольшая группа заключенных. Наиболее важным из них был мирза Хусейн-Али-и-Нури. Всех заключенных поместили в мрачную тюрьму города Акко, расположенного в далекой малозаселенной провинции Османской Империи. Именно этот город-порт, морские ворота нашей удивительной Галилеи, волею случая – или Провидения – был избран местом ссылки знаменитого Бахауллы и стал его прибежищем до конца жизни. Здесь, в Акко, закончился период его религиозной и политической борьбы, и началось исполнение его главной миссии. Находясь в заключении, в ссылке, он, наконец, смог сформулировать основы новой монотеистической религии, получившей впоследствии его имя – Бахайской.

А начиналось всё очень далеко – в городе Шираз на юге Ирана в 1820 году в семье торговца родился мальчик Сейид Али Мухаммад. Он рос молчаливым и набожным, погруженным в собственные мысли. Однако серьезного богословского образования не получил. В возрасте 24 лет он начал записывать стихи, которые сам считал Божественным Откровением. Главный его труд – книга «Байан» (ок. 1844 г.), в которой он начал формулировать основы новой религии, нового миропорядка. Кроме всего прочего, он писал, что за ним придет тот, кто подтвердит его правоту, но, возможно, сформулирует всё по-новому, по-своему. Но придет обязательно. Поэтому он избрал себе новое имя – Баб, что по-арабски означает «Врата», намекая тем самым, что через него на землю придет новая Божественная Истина. Его поведение, особенности общения с окружающими, способ выражения своих мыслей выявили в нем необыкновенную харизму. Окружающие стали приписывать ему способность творить чудеса. И вскоре он сам объявил себя Скрытым Имамом, то есть мусульманским Мессией – Махди, тем, кто призван в корне изменить и улучшить существующий мир. Закон ислама он объявил более несостоятельным. Он считал, что ислам нужно заменить новым миропорядком, описанным в его книге «Байан».
Его пламенные проповеди привлекли к нему десятки тысяч приверженцев. Одновременно на него обратили пристальное внимание и власти, которым совсем не нравились его бунтарские идеи. Его стали рассматривать как лидера религиозного движения, оппозиционного исламу. Он был арестован и приговорен к чрезвычайно болезненному телесному наказанию – битью палками по пяткам. Однако в то же время в иранском городе Бадаште собрались его сторонники, называвшие себя бабидами, и провозгласили прекращение эры ислама и начало нового миропорядка. Дело дошло даже до открытого вооруженного противостояния властям в крепости Табарси. Это стало прямым актом сопротивления, поэтому было решено арестовать и публично расстрелять лидера этого нового движения. После казни его останки были похищены сторонниками и увезены далеко за пределы Ирана. На момент смерти Бабу едва исполнилось 30 лет.
А после этого настало время мирзы Хусейна-Али-и-Нури. Он лично не был знаком с Бабом, но одним из первых стал его последователем. Мирза Хусейн родился в очень богатой и знатной иранской семье, почитавшей своими предками сасанидского шаха и даже самого Заратустру. Его ждала легкая и необременительная жизнь богача. Однако он предпочел ей подвижническую религиозную деятельность. После казни Баба мирза Хусейн вместе со многими другими его сторонниками был арестован. Он попал в печально знаменитую подземную темницу Тегерана «Чёрная яма», находящуюся в давно заброшенных банях. И именно в этом мрачном зловонном резервуаре сточных вод его внезапно постигло Божественное Откровение. Вот что он сам пишет об этом происшествии: «На протяжении тех дней, что провёл я в тюрьме Тегерана… мне казалось, будто с темени моего к моей груди стекает нечто, подобное могучему потоку, стремительно низвергающемуся на землю с вершины высочайшей горы… В такие минуты мои уста изрекали то, что не под силу было бы выслушать никому из людей».
Согласно его записям, это был опыт Божественного Откровения, о котором лишь иносказательно упоминается в дошедших до нас жизнеописаниях Моисея, Христа и Магомета. Мирза Хусейн-Али-и-Нури выбрал себе имя Бахаулла, что переводится с арабского как «Божья Слава». А в 1863 году, через 13 лет после казни Баба, Бахаулла публично объявил себя «тем, кого послал Господь, кто придет после Баба». Слава его росла и ширилась, что не могло понравиться властям.
Однако, учитывая аристократическое происхождение Бахауллы, к нему отнеслись достаточно мягко. Его выслали из Ирана и переправили в Османскую Империю, подальше от мятежных провинций. Но везде, во всех его тюрьмах – в Багдаде, Стамбуле, Эдирне – вокруг него распространялась удивительная аура. Люди, входившие с ним в контакт – и товарищи-заключенные, и даже тюремщики – немедленно превращались в его последователей и единомышленников. Идеи Бахауллы выходили из застенков и будоражили народ в этих больших городах. Вот почему, в конце концов, этот «неудобный» узник оказался в галилейской глухомани, в Акко. В заточении Бахаулла вел скромную, спокойную и размеренную жизнь, принимая гостей, паломников и адептов своей новой религии. Со временем он наладил взаимоотношения с местными властями и смог перебраться из тюрьмы в небольшой домик на окраине Акко, в котором и прожил до конца своих дней (1892 г).
Здесь, в Акко, Бахаулла написал главные труды своей жизни, придав им совершенную стихотворную форму. Основополагающая его работа — это Китаб-и-Агдас, «Наисвятая Книга», в которой он изложил законы и принципы Бахайской религии и заложил основы для построения нового мироустройства. Бахаулла смог объединить и примирить соперничавших между собой последователей учения мятежного Баба. И место для захоронения останков своего предшественника он избрал совсем рядом, в 25 километрах к югу от Акко на северном склоне горы Кармель.
Провидение не ошибается. В пещере на горе Кармель за 2800 лет до описываемых событий скрывался Илья-пророк, который, как мы помним, не умер, а вознесся на небо в огненной колеснице. И, согласно библейским пророчествам, должен вернуться к людям и указать, кто именно является Божьим посланником, Помазанником, Мессией. Бахаулла, избрав местом упокоения Баба склон горы Кармель, придал тому статус провозвестника наступления новой эры, предтечи последней мировой религии.
Бахайская религия делает попытку объединить все существующие в мире религии под своим крылом. Вот цитата с сайта Бахайской религии:
«На протяжении всей истории Бог посылал человечеству череду Божественных Воспитателей, известных нам как Богоявления, чьи учения заложили основу для развития цивилизации. Среди Них были Авраам, Кришна, Зороастр, Моисей, Будда, Иисус и Мухаммад. Бахаулла, последний по времени из этих Посланников, поясняет, что эти религии исходят из одного Источника и, по сути, являются последовательными главами одной религии Бога».
То есть, Бахайская вера объявляет, что в мире существует только ОДНА религия, что все религии говорят об одном и том же, что все люди должны жить в мире и согласии с другими людьми и религиями и, оставив в стороне амбиции и разногласия, вместе развивать и совершенствовать мир. А для этого надо, прежде всего, создавать красоту.
Сегодня в мире насчитывается около пяти миллионов последователей Бахайской религии. Её общины существуют во множестве стран мира. Но вот Всемирный центр Бахаи расположился именно здесь, вокруг усыпальницы Баба на склоне горы Кармель. Он стал местом паломничества и административным центром для последователей веры Бахаи. Белокаменный мавзолей с золотым куполом был построен здесь в 1953 году, а в конце XX века вокруг него были разбиты террасные Бахайские Сады, ставшие визитной карточкой Хайфы. В этих садах находится и Всемирный Дом Справедливости – место собрания Высшего Совета Бахаи, состоящего из девяти членов.
Бахайские сады, известные своей изумительной красотой, привлекают в Хайфу туристов со всего света. Несколько раз в неделю сотрудники центра Бахаи? проводят экскурсии, спускаясь вместе с туристами по дорожкам, огибающим эти сады. Подниматься же по главной мраморной лестнице к усыпальнице Баба имеют право только паломники-бахайцы. Эти сады имеют для бахайцев особое значение, они – молитва, обращённая к Господу, красота в ее кристаллизованной материальной форме. Фактически всё вместе – это Храм Красоты.
И именно поэтому на входе в сады охранники-бахайцы предупреждают: внутри не есть, не курить, относиться бережно к дорожкам, растениям, фонтанам. И не пускают на территорию посетителей в нескромной одежде. Основные объекты Всемирного центра Бахаи, включая террасы и усыпальницу Баба, в июле 2008 года были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.