ХАНУКА – ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ!
«Даже небольшое пламя свечи может развеять тьму», – гласит еврейская мудрость. Особенно это ощущаешь во время Хануки – праздника победы евреев над врагами.
Ханука – еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, произошедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Это торжество начинается 25-го кислева (в этом году 21 декабря) и длится восемь дней.
В 332 году до н.э. Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского, который придерживался политики невмешательства в религиозную жизнь евреев. После смерти Александра в 323 году до н.э. и множества войн, которые вели между собой его наследники, к власти пришла египетская династия Птолемеев и последующее столетие прошло в состоянии относительной стабильности.
В 198 году до н.э. Птолемеи были разгромлены Селевкидами (ассирийскими греками), в руки которых попала и Иудея. Поначалу общая ситуация казалась неизменной и даже отчасти улучшилась. Евреи получили письменные гарантии, подтверждающие их право жить «по законам своих отцов», и налоговое бремя было несколько уменьшено. Но затем Селевкиды начали предпринимать попытки эллинизировать евреев. Греческая философия и культура постепенно стали проникать в еврейскую среду.
В 175 году до н.э. к власти пришел Антиох Епифан, при нем эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов – серьезным преступлением, повсюду были установлены идолы. Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен.
В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иегуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.
Предание гласит, что евреи радостно поднялись на Храмовую гору. Однако усиленные поиски в Храме святого масла (опечатанного печатью первосвященника), пригодного для применения в святой меноре, позволили обнаружить всего один небольшой кувшин с маслом, который не попал в руки осквернителей. Этого масла хватило бы всего на одни сутки горения в лампаде. Все остальное масло было осквернено, а чтобы приготовить новое святое масло для меноры в соответствии со всеми правилами, требовалось восемь дней. Однако святая служба не была отсрочена. Священники зажгли лампады и вновь освятили Храм благоговейной церемонией молитв, жертвоприношений и веселья. Это было в двадцать пятый день месяца кислев, в 3622 году от с.м.
Радость еврейского народа сопровождалась великим чудом – небольшое количество масла продолжало гореть в меноре в течение всех восьми дней, пока не было приготовлено новое святое масло! Это чудо показало всем, что Б-г охраняет еврейский народ, и это вселило во всех новую уверенность и мужество, дало им возможность смотреть на будущее с верой и надеждой на Б-жью помощь. В память об этом чуде, знамении, свидетельствующем о явлении Б-жьем и Его помощи, евреи празднуют восемь дней ХАНУКИ, то есть ОСВЯЩЕНИЯ Храма (от 25 кислева до 3 тевета) путем зажигания ханукальных огней и чтения специальных молитв. Одна из этих молитв – «Аль а-Несим» – является выражением благодарности Б-гу за Его чудеса, за помощь Хашмонеям в их героической борьбе в защиту своей веры.
Это была борьба не только «немногих против многочисленных и слабых против сильных», но и «праведников против нечестивцев», – и сила Торы победила.